УДК 34

ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

№15,

Юридические науки

Шевчук Екатерина Романовна


Ключевые слова: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА; ДОСТОИНСТВО; ЛИЧНОСТЬ; МИНИМУМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА; PENAL SYSTEM; DIGNITY; PERSONALITY; MINIMUM HUMAN DIGNITY.


Аннотация: В рамках данной статьи рассмотрены основные особенности реализации достоинства личности через призму уголовно-исполнительной системы России и зарубежных стран. Исследованы основные нормативные правовые акты, регулирующие защиту достоинства личности в уголовно-исполнительной системе.

В отношении лиц, которые отбывают уголовное наказание, российский закон содержит достаточно обширный перечень изъятий и соответствующих ограничений в сфере правового статуса личности. Наряду с этим в ст. 21 Конституции России [1] установлено, что «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Такое конституционное положение получило непосредственно свою конкретизацию в ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. При этом установлено, что «уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными». Тем самым, принудительные изъятия и различные правоограничения, которые осуществляются от имени государства непосредственно в отношении осужденных, не должны никак унижать соответственно их человеческое достоинство.

Здесь встает вопрос: каким образом связаны понятия «права личности» и «достоинство личности», а также — какие права и в каком объеме необходимы для обеспечения достойного положения человека в обществе?

Традиционно современная система исполнения уголовного наказаний ассоциируется непосредственно с карательным механизмом со стороны государства, деятельность которого нацелена на причинение каких-либо личных страданий осужденным и соответственно унижение их человеческого достоинства. Практически до недавнего времени наше государство в соответствии с уголовно-исполнительной системой не только наказывало человека непосредственно за совершенное преступное деяние, а также и публично унижало его, при этом демонстрируя определенное неуважение к осужденному (либо подозреваемому, обвиняемому) именно как к человеку и гражданину. Ярче всего подобное уничижительное отношение проявлялось в условиях «гулаговской» системы исполнения уголовного наказаний.

Все демократические преобразования в области государственно-правового устройства нашего государства обусловили целесообразность осуществления широкомасштабной реформы уголовно-исполнительной системы. В отношении одной из целей реформы выступает «повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными». Причем, закрепление на уровне как конституционного, так и уголовно- исполнительного законодательства России положения, на основании которого общепризнанные принципы, а также нормы международного права и соответствующие международные договоры Российской Федерации считаются составной частью российской правовой системы и обладают определенным приоритетом в отношении актов национального законодательства, предопределяет целесообразность комплексного подхода непосредственно к решению серьезной проблемы обеспечения правового статуса осужденного и соответственно уважительного отношения непосредственно к его человеческому достоинству. [2]

Учитывая принудительный характер наделения лица специальным правовым статусом осужденного и дальнейшее его помещение в специфическую социальную среду, которая складывается в масштабах учреждений уголовно-исполнительной системы, целесообразно сделать акцент прежде всего на «несгораемую сумму» прав и соответственно законных интересов человека и гражданина, а также изъятие и беспредельное ограничение которых считается недопустимо в любом случае. На основании этого, представляется необходимым введение в научно-практический оборот и соответственно нормативное закрепление такие категории, как «минимум человеческого достоинства» осужденного, которая выражается в совокупности минимальных стандартов (а именно правовых, социально-экономических, а также духовно-нравственных и иных), на основании которых можно провести оценку уровня обеспечения достойной жизни человека в учреждениях современной уголовно-исполнительной системы и, на основании этого, исполнение государством требований, предусмотренных ст. 21 Конституции РФ.

Международное право современности широко представлено различными пактами, декларациями, а также резолюциями международных организаций (а именно ООН, Совета Европы), которые констатируют определенную проблематику развития непосредственно национальных систем права, и безусловно достоинство личности. Нормативно-правовой основой, которая регламентирует разные особенности исполнения уголовного наказания, считаются действующие в настоящее время международные акты об обращении с заключенными. [3] К примеру, в качестве акта международного права, который безусловно может выступить основой для разработки «минимума человеческого достоинства» осужденного, необходимо взять Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Разработчики данных Правил во вводной статье конкретно подчеркнули, что они не ставят в качестве цели «подробное описание образцовой системы пенитенциарных заведений», а только пытаются «на основе общепризнанных достижений современной мысли и на основании основных элементов наиболее удовлетворительных на данный момент систем изложить то, что чаще всего является правильным как с принципиальной, так и практической точек зрения в сфере обращения с заключенными и соответственно управления заведениями уголовно-исполнительной системы. Таким образом, Правила не носят императивного характера и определяют минимальные условия, которые ООН считает приемлемыми для гуманных (человечных) систем исполнения уголовно-правовых наказаний. При этом акцентируется внимание на том, что «не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно». Вместе с тем Правила должны вызывать к жизни постоянное стремление государства и гражданского общества к преодолению практических трудностей, стоящих на пути к их осуществлению.

Изучив американскую уголовно-исполнительную систему, необходимо отметить, что имеющиеся стандарты содержания заключенных можно считать достаточно разумными (питание, медицинское обслуживание и санитарное состояние помещений), однако же все они не в достаточной степени исполняются из-за недофинансирования уголовно-исправительных учреждений, а также переполнения тюрем. Имеют место также факты достаточно жестокого обращения с заключенными. [3]

Закрепление «минимума человеческого достоинства» осужденного на законодательном уровне как России, так и ряда зарубежных стран, с последующим внедрением его непосредственно в практику функционирования уголовно-исполнительной системы данных государств и России в том числе, позволит, прежде всего:

— конкретизировать требования непосредственно к администрации учреждений в сфере образования условий содержания осужденных, соответствующих потребностям общественного развития;

— обеспечить соответствие уголовно-исполнительной практики непосредственно общепризнанным международным принципам и международным нормам, которые являются, безусловно, частью правовой

уголовно-исполнительной системы нашего государства;

— заострить внимание государства и современного гражданского общества непосредственно на проблеме обеспечения определенно достойной жизни представителей социальных групп, которые не относятся к «пенитенциарному населению», однако же способных пополнить соответственно его ряды, в том числе из-за невыполнения государственного конституционного обязательства по обеспечению абсолютно для всех российских граждан определенных условий, «обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Таким образом, проведенный нами анализ структуры и содержания международных нормативных актов дает возможность рассматривать их непосредственно в качестве концептуальной модели, которая определяет параметры и задает ценностные приоритеты процесса гуманизации как российской уголовно-исполнительной системы, так и уголовно-исполнительной системы зарубежных стран. Кроме того, включение успешного зарубежного опыта в систему источников уголовно-исполнительной системы современной России и формирование на их основе определенных и адаптированных непосредственно к современным уголовно-исполнительным реалиям минимальных стандартов человеческого достоинства осужденных призвано всячески способствовать достижению главной цели уголовно-исполнительной системы, а именно эффективному снижению как пенитенциарного, так и постпенитенциарного рецидива.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года //Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Кашуба Ю.А. Новые вызовы уголовно-исполнительной политике // Всероссийская научно-теоретическая конференция. 2017. С. 144-151.
  3. Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными (Приняты в г. Женеве 30.08.1955) // http://base.garant.ru/1305346/
  4. Шамсунов С. Х. Частные тюрьмы в мире: нужны ли они современной России? // Уголовно-исполнительная система. 2016.№ 3. ‒ С. 28.