УДК 342.924
К ВОПРОСУ О ЗАКОННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ НАРУЖНОГО ДОСМОТРА
№15,
Юридические науки
Бабин Сергей Владимирович
Ключевые слова: ЗАКОННОСТЬ; ПОЛИЦИЯ; НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ; НАРУЖНЫЙ ДОСМОТР; ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; LEGALITY; POLICE; DIRECT COERCION; EXTERNAL EXAMINATION; PUBLIC SECURITY.
Посредством использования анализа, синтеза, формально-юридического, конкретно-исторического и иных научных методов приводятся данные о том, что наружный досмотр как мера непосредственного принуждения, затрагивающая ключевые права человека, применяется органами внутренних дел на протяжении нескольких десятилетий и до настоящего времени остается не извлеченной из ведомственных нормативно-правовых актов. Между тем, баланс публичного и частных интересов при реализации сотрудниками полиции своих прав может быть достигнут только путем законодательного регулирования их правового статуса.
В качестве основного вывода автором предлагается дополнить содержание ст. 13 Федерального закона «О полиции» нормой, обеспечивающей законность применяемого сотрудниками полиции наружного досмотра.
Законность является одним из основополагающих принципов деятельности полиции и представляет в этом качестве важнейшее средство обеспечения государством прав и законных интересов граждан и организаций, а также защиты их от административного произвола. Помимо этого, законность следует понимать как ключевой метод реализации многочисленных функций полиции и режим ее взаимоотношений с невластвующими и иными субъектами при осуществлении внешней управленческой деятельности [2, с. 386].
Вопросам обеспечения законности и дисциплины в деятельности сотрудников полиции всегда уделялось большое внимание, особенно в последние годы, когда они стали одновременно и причиной и целью проведения масштабных реформ в системе органов внутренних дел. Создавая полицию, законодатель самым серьезным образом модернизировал механизмы обеспечения правомерного поведения ее должностных лиц при выполнении служебных обязанностей. Проведена большая работа по устранению дефектов правовой системы, сформировавшейся еще в советский период существования нашего государства, и отличавшейся сниженной ролью закона в регулировании правового статуса сотрудников органов внутренних дел. По свидетельству авторов Федерального закона «О полиции», он вобрал в себя очень большое количество полномочий сотрудников полиции, до этого многие годы содержавшихся исключительно в подзаконных актах [1, с. 3].
Полиция реализует наибольший объем правоприменительных полномочий государства в сфере правопорядка. Ее должностные лица являются представителями публичной власти, наделенными правом применения мер государственного принуждения в отношении неограниченного круга лиц. Среди таких мер особо выделяются меры непосредственного принуждения, которые, как правило, имеют ярко выраженный пресекательно-предупредительный характер и являются инструментами прямого и оперативного вмешательства в деятельность людей и организаций. Что очень важно, непосредственность их применения выражается, в первую очередь, в отсутствии необходимости вынесения предварительных решений и составления протокольных документов.
Обладание правом применения самого широкого спектра мер непосредственного принуждения – особенная черта деятельности полиции, выделяющая ее среди других правоохранительных органов. Реализуя данные полномочия, сотрудники полиции часто вторгаются в очень чувствительную область прав человека и значительно ограничивают свободу передвижения людей, их личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, право распоряжаться своим имуществом и даже право на здоровье и жизнь. С другой стороны, необходимость этого обусловлена публичным характером деятельности полиции и широкой компетенцией в сферах противодействия преступности, экстремизму, терроризму и обеспечения общественной безопасности, когда от правильности, своевременности и жесткости действий полицейских зависят здоровье и жизнь окружающих людей либо самих сотрудников.
В Федеральном законе «О полиции» содержится, по нашему мнению, 22 непосредственно применяемых полномочия, среди которых к числу наиболее значимых и глубоко вторгающихся в область важнейших прав человека можно отнести применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории; оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; доставление лиц в различные служебные помещения или в медицинские организации; ограничение доступа граждан на отдельные участки местности и объекты, личный осмотр, осмотр транспортных средств и грузов, ограничение или запрещение дорожного движения, а также права сотрудников на беспрепятственное использование в служебных целях средствами связи, а в случаях, не терпящих отлагательства, транспортными средствами.
В настоящее время сотрудники полиции оснащены действенным инструментарием для успешного решения большинства стоящих перед ними задач. Вместе с тем, по нашему мнению, серьезным недостатком в регулировании их полномочий является отсутствие в законе права на проведение наружного досмотра как способа обеспечения личной и общественной безопасности в различных ситуациях. Как-то так получилось, что эта важнейшая мера непосредственного принуждения, ежедневно применяемая полицейскими в тысячах случаев (если говорить о масштабах всей страны), до настоящего времени остается не извлеченной из нормативных правовых актов МВД России.
Право на осуществление действий, направленных на отыскание оружия и других опасных предметов у задерживаемых лиц, подозреваемых в совершении преступлений, было установлено еще Уставом патрульно-постовой службы советской милиции, утвержденным приказом Министра внутренних дел СССР от 20 июля 1974 года № 200 [4, с. 122-123]. При этом сама формулировка данного права дошла до наших дней в практически неизмененном виде и включена в содержание п. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 29.01.2008 № 80 и п. 156 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 № 186 дсп, за исключением смены названия понятия «наружный осмотр» на «наружный досмотр». Согласно вышеуказанным документам, сотрудниками полиции «при осуществлении задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и в зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются».
Нет сомнений в том, что подобные действия в отношении задерживаемых и доставляемых лиц обладают всеми признаками меры непосредственного принуждения, то есть применяются оперативно, без вынесения предварительного документа и оформления данной процедуры протоколом, а их целью является пресечение (предупреждение) правонарушающих либо опасных действий со стороны таких лиц. Принудительный характер наружного досмотра проявляется, согласно общепринятым в научной среде взглядам, в отрицании воли досматриваемого лица и в оказании психологического и физического воздействия на его поведение [3, с. 34-35, с. 512]. Вместе с тем, любой вид государственного принуждения должен представлять собой дозволенное и упорядоченное законом негативное изменение статуса личности.
Стоит отметить, что сотрудники полиции столь часто вынуждены действовать в условиях дефицита времени и информации, что проведение наружного досмотра задерживаемых и иных лиц, а также находящихся при них вещей, для обеспечения личной и общественной безопасности во многих случаях является совершенно безальтернативным. Применение же указанной меры в отсутствие законодательно закрепленного на это права ставит сотрудников полиции в положение, при котором они на основании ведомственного нормативного акта вторгаются в сферу действия прав человека, охраняемую Конституцией Российской Федерации.
Частью 3 ст. 55 Конституции установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отсутствие в Федеральном законе «О полиции» права полиции на проведение наружного досмотра не позволяет должным образом обеспечить баланс между публичными и частными интересами, необоснованно снижает уровень защиты прав и свобод людей, а кроме того, формирует опасную ситуацию всякий раз, когда сотрудники полиции вынуждены выбирать между собственной безопасностью, безопасностью иных лиц и строгим следованием требованиям процессуальных процедур.
Проведение наружного досмотра при задержании и доставлении подозреваемого в совершении преступления обусловлено, в первую очередь, острой необходимостью сотрудников полиции в получении информации о степени угрозы, которую может представлять данное лицо как для них самих, так и для неограниченно большого круга лиц, находящихся поблизости от места задержания и в ходе всего маршрута следования в орган внутренних дел, а также лиц, задержанных по иным основаниям и доставляемых в патрульном автомобиле совместно с указанным лицом. Проведение непроцессуальных досмотровых мероприятий в таких случаях в полной мере отвечает целям предупреждения любой вероятной угрозы и ее оперативной нейтрализации в случае обнаружения у задерживаемого какого-либо опасного предмета.
Исходя из высокой значимости указанных целей, полагаем также, что сотрудники полиции нуждаются в проведении непосредственно применяемого наружного досмотра не только при задержании и доставлении подозреваемых в совершении преступлений, но также и в случаях задержания и доставления каких-либо лиц по иным основаниям, которых довольно много. Помимо этого, учитывая актуальность вопросов обеспечения правопорядка и безопасности в общественных местах, считаем необходимым наделить полицию правом на проведение такого досмотра в любой ситуации, когда внешний вид, поведение какого-либо лица или сложившаяся обстановка требуют от полицейских принять меры к обеспечению собственной безопасности и безопасности иных лиц до принятия решения о юридическом задержании лица.
В этих целях предлагаем дополнить часть 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» нормой, предоставляющей полиции право «осуществлять посредством контактного, в том числе с применением технических средств, изучения отдельных предметов верхней одежды, наружный досмотр физических лиц, досмотр находящихся при них вещей в случаях, когда внешний вид, поведение таких лиц или обстановка, сложившаяся в результате фактического ограничения свободы их передвижения, создают угрозу личной безопасности сотрудников полиции или других людей, а также применять указанные виды досмотра во всех случаях задержания и доставления, предусмотренных федеральным законом».
Список литературы
- Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. – М.: Проспект, 2012. – 432 с.
- Административное право: учебник / под общ. ред. А.И. Каплунова. – М.: ДГСК МВД России, 2011. – 536 с.
- Административное право: учебник. 2-е изд. / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2005. – 703 с.; Бахрах Д.Н. Административное право: учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр. и доп. / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2007. – 816 с.
- Устав патрульно-постовой службы советской милиции / Военное издательство Министерства обороны СССР. – М., 1974. – 263 с.