УДК 364.048.6

ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

№15,

Психологические науки


Рублёва Татьяна Юрьевна (Кандидат медицинских наук)


Ключевые слова: ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА; ХИМИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ; НАРКОМАНИЯ; СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ; РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ; ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА; TERTIARY PREVENTION; CHEMICAL DEPENDENCIES; DRUG ADDICTION; SOCIAL REHABILITATION; REHABILITATION CENTERS; PSYCHOACTIVE SUBSTANCES.


Аннотация: В статье рассматриваются проблемные вопросы третичной профилактики (реабилитации) химических зависимостей. Обзорно освещена деятельность центров, осуществляющих реабилитацию наркозависимых лиц на территории Красноярского края.

На протяжении десятка лет различные ведомства, государственные и негосударственные организации осуществляют борьбу с распространением наркотических веществ, а также профилактическую работу, направленную на предупреждение их потребления.

Несмотря на это, наркоситуация в субъектах Российской Федерации остается достаточно напряженной, например, в Красноярском крае в течение последних четырех лет (2014 – 2017 гг.) характеризуется как «тяжелая» (в соответствии с методикой Государственного антинаркотического комитета).

Согласно «Результатам мониторинга наркоситуации» в Красноярском крае на 31.12.2017 года общее количество наркопотребителей составило 7 863 человека, с диагнозом наркомания зарегистрировано 5 565 человек, а число больных наркоманией, выявленных впервые в жизни, составило 518 человек или 18,0 случаев на 100 тыс. человек населения. [3].

Кроме того в 2017 году по данным лечебно-профилактических организаций зарегистрировано 257 случаев отравления в результате употребления курительных смесей, из них 33 случая – среди детей и подростков, а 169 случаев отравления в результате токсического действия наркотических веществ закончились летальным исходом, что на 19 случаев больше, чем в 2016 году.

По нашему мнению, в сложившейся ситуации первичная (универсальная, ранняя) профилактика зависимостей от психоактивных веществ (комплекс мероприятий, направленный на условно здоровых людей) – наиболее приоритетное направление деятельности, формирующее знания и навыки ведения здорового образа жизни и способствующее недопущению первых проб.

Однако в целях предотвращения вовлечения несовершеннолетних и молодежи в употребление наркотических средств и психотропных веществ необходимо осуществлять планомерную работу и с лицами, являющимися не только потребителями наркотиков или уже страдающими зависимостью, а вместе с тем и распространителями данных веществ.

Таким образом, эффективное возвращение наркозависимого к нормальной жизни возможно только при обязательном взаимодействии нескольких взаимосвязанных элементов системы, а именно раннее выявление, лечение, реабилитация, ресоциализация и постреабилитационное сопровождение [1, с. 8].

В связи с этим вторичной профилактике (комплекс мероприятий, направленных на лиц, употребляющих наркотические вещества) и третичной профилактике (реабилитация больных со сформировавшейся зависимостью) необходимо уделять должное внимание.

Следует отметить, что вторичная профилактика осуществляется специалистами центров психодиагностики и консультирования, специализированными медицинскими и психотерапевтическими службами.

Третичную профилактику (реабилитацию) необходимо разграничивать на медицинскую и социальную. Медицинская реабилитация является одной из составляющих наркологической помощи наряду с профилактикой, диагностикой и лечением и осуществляется специализированными наркологическими и психотерапевтическими службами, тогда как социальную реабилитацию проводят социальные службы, общественные и религиозные организации, группы поддержки для зависимых и созависимых.

Система реабилитации и ресоциализации наркозависимых в Российской Федерации находится в стадии активного формирования и развития.

На протяжении нескольких лет нами исследовались вопросы реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества в немедицинских целях, взаимодействие государства и негосударственных организаций, осуществляющих реабилитацию [2], проведен анализ и обобщение современных подходов в реабилитации наркозависимых лиц [5].

Ситуация с оказанием медико-социальной реабилитационной помощи в Красноярском крае кардинально изменилась с момента открытия в сентябре 2013 года «Наркологического реабилитационного центра», который осуществляет многоплановую и комплексную стационарную реабилитацию (приказ КГБУЗ «Красноярский краевой наркологический диспансер № 1» от 3 сентября 2013 г. № 150/1-орг).

В апреле 2015 года в системе министерства социальной политики края был открыт краевой государственный «Тинской психоневрологический интернат». Ранее из доступных и эффективных форм работы на практике была лишь организация амбулаторных реабилитационных групп.

Реабилитационный процесс в отделении основан на базе программы «12 шагов» и представляет синтез психотерапевтических практик, трудотерапии, занятий спортом и социального сопровождения [4, с. 70].

Следует отметить, что в последние годы в стране появилось много новых реабилитационных центров общественных организаций и религиозных объединений, которые осуществляют ряд мероприятий таких как: первичное информирование о программах реабилитации, мотивирование на прохождение лечения и реабилитации, постреабилитационный патронат, а так же активно участвуют в оказании реабилитационных услуг.

Не стал исключением и Красноярский край. На территории края осуществляют деятельность более 46 негосударственных организаций, созданных социально ориентированными некоммерческими организациями (НКО), общественными и религиозными организациями, вместимостью от 10 и более человек (учитывая невозможность учёта количества негосударственных организаций, осуществляющих реабилитацию наркозависимых, указанная цифра является весьма приблизительной).

Единовременно в них могут проходить реабилитацию около 500 человек. Ежегодно помощь (в той или иной степени) оказывается более 1700 наркозависимым (сведения предоставлены руководителями реабилитационных центров, документально не подтверждены).

Из общего количества таких организаций, непосредственно на реабилитации наркозависимых, как основном (позиционируемом) направлении деятельности, специализируются порядка 17 организаций (как правило, имеющие коммерческую основу). Иные организации (религиозной направленности при церквях, благотворительные организации, фонды) специализируются на оказании социальной помощи людям, находящимся в сложной жизненной ситуации (в числе их «клиентов» — лица с алкогольной зависимостью, без определенного места жительства, в меньшей части наркопотребители). Данные центры не входят в структуру государственных медицинских учреждений и работают на хозрасчетной основе.

Создание таких центров явление, несомненно, положительное. Правовыми основами деятельности подобных центров являются:

– Конституция Российской Федерации;
– Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом президента Российской Федерации от 09 июня 2010 года №690;
– национальный стандарт ГОСТ Р 54990–2012 «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.09.2012 № 327;
– Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», утвержден от 08.01.1998 № 3-ФЗ.

Комплекс разработанных и применяемых методик, условия, создаваемые в центрах, в совокупности с иными факторами обуславливают определенный процент ремиссии наркозависимых, прошедших реабилитацию, что дает возможность говорить об эффективности деятельности центров в сфере реабилитации наркозависимых лиц.

Однако при составлении реестров реабилитационных объединений, действующих на отдельной территории, представители государственных органов, как правило, исходят из данных, полученных от руководителей данных центров, поддерживающих с ними контакты.

Не следует забывать о том, что на фоне отсутствия должного контроля со стороны надзорных органов, продолжают множиться откровенно шарлатанские, оккультные и «сектантские» центры. Информация о последствиях их деятельности практически закрыта для российского общества. Мало кто может с полной уверенностью сказать, какие методы и программы реабилитации применяются и как на самом деле обстоят дела в подобных учреждениях.

В этих случаях процесс реабилитации не имеет никакой нормативной регуляции, а права пациентов защищены в наименьшей степени. Указанная деятельность не требует лицензирования, если осуществляется вне рамок амбулаторно-поликлинической или стационарной наркологической помощи как «прочие виды услуг». В условиях недостаточной правовой регламентированности социальной работы это приводит к бесконтрольной деятельности юридических и физических лиц, занятых реабилитацией наркологических больных. Именно не учтенные и никаким образом не зарегистрированные общественные и религиозные реабилитационные центры несут в себе определенную угрозу, поскольку члены некоторых из них под прикрытием реабилитации совершают различного рода посягательства на права граждан, их имущество, здоровье и даже жизнь.

Таким образом, несмотря на существующие проблемы в кадровом обеспечении, в формировании реестров, достоверности статистических сведений, центры, деятельность которых строится на правовых основах, открытости и стремлении к сотрудничеству с государственными органами, в рамках программ реабилитации и ресоциализации несут серьезную нагрузку по оказанию реабилитационной помощи наркозависимым и их родственникам, что, несомненно, является положительным моментом для стабилизации наркоситуации на территории Российской Федерации.


Список литературы

  1. Димитрова, Е.А. Организация взаимодействия государства и негосударственных организаций, осуществляющих реабилитацию лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях : учебно-методическое пособие / Е.А. Димитрова, Т.Ю. Рублёва. – Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2015.
  2. Димитрова, Е.А. Основы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях : курс лекций / Е.А. Димитрова, Т.Ю. Рублёва. – Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2015.
  3. Информация о наркоситуации в крае. Доклад о наркоситуации в Красноярском крае в 2017 году. Красноярский край. Официальный портал. URL: http://www.krskstate.ru/safety/ank/info (дата обращения : 20.07.2018).
  4. Колот, З.И. Программы реабилитации, реализуемые в государственных реабилитационных центрах Вестник Сибирского юридического института ФСКН России 2016. № 2 (23). С.68-73.
  5. Рублёва, Т.Ю. Современные эффективные подходы в реабилитации наркозависимых лиц, применяемые в России : учебно-методическое пособие / Т.Ю. Рублёва. – Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2015.