УДК 159
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
№15,
Педагогические науки
Павлова Светлана Алексеевна (Кандидат технических наук)
Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА; СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ; PEDAGOGICAL KNOWLEDGE, EDUCATIONAL WORK; POLICE OFFICERS; PEDAGOGICAL SKILLS.
Сотрудники органов внутренних дел относятся к государственным служащим, на которых возложены особые права и обязанности при выполнении ими трудовой деятельности (службы). К исполнению должностных обязанностей по осуществлению государственной службы в правоохранительных органах предъявляются специфические требования, сформулированные в форме принципов служебной, профессиональной этики и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также для содействия укрепления авторитета государственных служащих, доверия граждан к органам правопорядка. [1]
Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата во вверенном ему подразделении. [2]
Согласно исследованиям кадровой политики в органах внутренних дел имеются определенного рода организационные и правовые проблемы, что увеличивает фактор риска профессиональной деформации: нарушение самоконтроля и саморегуляции, поведенческие отклонения, склонность в чрезмерном или недостаточно обоснованном применении санкций принуждения, силы, ограничения свободы отдельных граждан. [3]
В этой ситуации, по мнению ученых, большое значение для регуляции поведения человека (сотрудника органов внутренних дел) отводится педагогической помощи, а именно, педагогической практике в ситуации депрессии, эмоционального перегорания, растерянности, конкуренции, адаптации к новым условиям и др. [4]
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета), утвержденного приказом Минобрнауки России от 16 ноября 2016 г. № 1424 (ФГОС ВО), квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников, прошедших обучение по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, утвержденных министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В.А. Колокольцевым 18 апреля 2018 г., дисциплина «Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел» введена в учебный процесс юридических вузов.
Цель изучения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний и умений в решении воспитательных задач в подразделениях органов внутренних дел.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО, и квалификационными требованиями изучение дисциплины «Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел» способствует формированию таких профессиональных компетенций как осуществлению с позиции профессиональной этики и морали выбора норм поведения в конкретных служебных ситуациях; нравственной оценке коррупционных проявлений и других нарушений норм профессиональной этики; взаимодействию с гражданами с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; соблюдению правил вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности, норм и правил служебного этикета. [5]
Важной составляющей образовательного модуля дисциплины является наличие в ней тем в области патриотического воспитания, направленных на укрепление духовно-нравственных основ обучающихся, а, следовательно, и российского общества в целом. [6]
Базой для изучения данной дисциплины может вполне закономерно явиться такая дисциплина как «Профессиональная этика и служебный этикет». Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины «Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел», являются необходимыми инструментами для успешного снижения фактора агрессивности среды общения (как правонарушители, так и законопослушные граждане, испытывающие тяжелые эмоциональные состояния), в которой протекает профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел. [7]
Помимо изучения объекта и предмета педагогики как науки, большое практическое значение дисциплины для будущих сотрудников органов внутренних дел заключается в выработке навыков использования педагогических методов как способу достижения целей, организации и методам педагогических воздействий на людей в специфической деятельности правоохранителей.
Список литературы
- Павлова, С.А. Организационно-управленческие аспекты построения системы мотивации карьерного роста государственных служащих / С.А. Павлова // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2015. №2 (19). С.114-121.
- Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) п.21. // СПС КонсультантПлюс.
- Синицына, Л.В. Основные направления совершенствования кадровой политики в органах внутренних дел / Л.В. Синицына // СПС КонсультантПлюс.
- Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования : монография / Н.В. Бордовская. ¬– Москва : Кнорус, 2018. –512 с.
- Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел : рабочая учебная программа дисциплины по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, специализация № 1 «Уголовно-правовая», узкая специализация «Предварительное следствие в органах внутренних дел / Н.Н. Нагорный. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – 23 с.
- Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 г. № 1416 «Положение об управлении президента Российской Федерации по общественным проектам» // СПС КонсультантПлюс.
- Попова, Г.В. Особенности функционирования личностных защитных механизмов сотрудников патрульной службы милиции с разным стажем профессиональной деятельности / Г.В. Попова, Н.Э. Милорадова // СПС КонсультантПлюс.