УДК 37.013.2/37.013.78

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, РАЗВИТИЯ АКМЕ ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

№15,

Педагогические науки

Шинкевич Владимир Ефимович (Доктор социологических наук)


Ключевые слова: КОМПЕТЕНЦИИ; КОМПЕТЕНТНОСТЬ; ОБРАЗОВАНИЕ; ПРОФЕССИОНАЛИЗМ; АКМЕ-ПОТЕНЦИАЛ; COMPETENCES; COMPETENCY; EDUCATION; PROFESSIONALISM; ACME POTENTIAL.


Аннотация: В статье рассмотрены особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел в специализированных образовательных учреждениях. Обосновывается идея необходимости повышения внимания к подготовке сотрудников полиции как профессионалов, обращается внимание на развитие акме потенциала будущих полицейских с самых первых дней профессионального обучения.

Мир динамичен, он не стоит на месте, особенно ощутимы перемены в последние два десятилетия. В полном объеме это относится и к современной России, что-то рождается, что-то приходит в негодность, что-то совершенствуется, реформируется, что-то принимается обществом быстро и сразу, что-то принимается лишь в последствии, что-то вызывает бурные дискуссии и отрицание обществом, приводя в движение оппозицию всех мастей и сами массы. В тоже время радикальное обновление российского общества в начале 90‒х годов привело к признанию человека высшей ценностью на земле, а гарантию его прав и свобод — важнейшей обязанностью государства, а следовательно была предпринята довольно успешная попытка реформировать полицейские структуры в основе которых лежала бы идея партнерского взаимодействия граждан и авторитарных институтов к каковым и относились органы внутренних дел [5, 8]. Меняются цели и задачи, приоритеты и содержание процесса формирования гражданина Российской Федерации в начале ХХI века. В свою очередь от становления личности нового типа прямо зависит и формирование открытого демократического общества. В тоже время в условиях происходящих социально-экономических реформ, сопровождающихся сложностью криминогенной обстановки в стране, приобретает особую значимость подготовка высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел, способных обеспечить высокую эффективность противодействия правонарушениям, в том, числе – профессиональной преступности[9].

Ни для кого не является секретом то, что глубокие и многоплановые преобразования в правоохранительной сфере общества начали предъявлять высокие требования к сотруднику органов внутренних дел, его деятельности и личности. Возникла острая потребность в высококлассных профессионалах, способных принимать самостоятельные решения и эффективно действовать в условиях высокой неопределенности и риска. Прогрессивное развитие сотрудника полиции, его профессионального и личностного потенциалов, его способности самостоятельно решать личные и общественно значимые проблемы сегодня необходимо признать важным фактором прогрессивного развития органов внутренних дел как социального института, призванного решать общественно значимые задачи. К сожалению, несмотря на принимаемые меры по совершенствованию деятельности института ОВД, повышению профессионализма сотрудников, государственных служащих и работников данного ведомства претензии общества к деятельности Министерства внутренних дел России имеют место быть. Так на расширенном заседании коллегии МВД России 18 марта 2018 г. Президент России В.В. Путина отметил, «…в 2017 году органы МВД укрепили ряд позитивных тенденций… Однако не по всем направлениям ситуация столь благополучная. Вы знаете, что снизился практически до 43% общий уровень раскрываемости преступлений. В последние годы этот показатель, что называется, скачет: то подрастёт, то вновь сократится. Кардинального, видимого улучшения ситуации пока, к сожалению, не происходит. Значит, ключевой принцип неотвратимости наказания реализуется далеко не в полной мере. Это, безусловно, тревожит и общество, и наших граждан, и абсолютно не должно устраивать сами органы внутренних дел»[6].

В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования и развития личности профессионала и эффективной адаптации к профессии уже в начальный период правоохранительной службы, который совпадает с периодом обучения будущих следователей, оперативных уполномоченных, участковых уполномоченных и других специалистов правоохранительных органов в образовательных организациях МВД России. Проводимые реформы органов внутренних дел коренным образом влияют на процесс профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, а также предъявляют новые требования к качеству их профессиональной культуре и подготовки[10], готовности выполнять специфические задачи, требующие специальных знаний, умений и навыков[7]. От выпускников образовательных организаций МВД России сегодня требуется сочетание высокой профессиональности, законности, гуманности при исполнении своих обязанностей.

Наиболее предпочтительным путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, по мнению ряда исследователей, «является разработка научно-обоснованной системы формирования и развития профессионализма сотрудников правоохранительных органов. Несмотря на имеющиеся достижения в области исследования профессионализма сотрудников МВД России, приходится констатировать отсутствие системности в этих исследованиях и, как следствие, недостаточную проработку теоретических основ и разработанных рекомендаций по формированию профессионализма, которые учитывали бы специфику профессиональной деятельности сотрудников МВД России, с учетом мотивации»[2].

Ни для кого не является секретом то, что при исполнение профессиональных обязанностей в условиях социального института органов внутренних дел связано с определенным уровнем эмоциональной, физической, нравственной напряженности, что в ряде случаев может привести либо к уходу со службы, либо к низкому качеству исполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей. Более того, офицеру органов внутренних дел в современных условиях профессиональной деятельности необходимы не только высокая выучка, но и устойчивые морально-профессиональные качества, готовность противостоять влиянию факторов профессиональной деформации и выгоранию, соблазну использовать власть, данную государством, в личных интересах в условиях морального выбора.

Значительный профессиональный, социальный эффект деятельности сотрудников органов внутренних дел может дать внедрение в практику рекомендаций акмеологических исследований, где «акме в широком понимании – это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость»[1].

Акме качества полицейского формируются и развиваются на протяжении всей службы, в процессе решения оперативно-служебных задач, выработки личной системы ценностей. Но становление акме целей и профессионально значимых ценностей начинается в период обучения в образовательных организациях органов внутренних дел. Следовательно, в данный период необходимо проведение комплекса мероприятий обучающего, воспитательного плана, направленных на формирование профессиональной компетентности как комплексного феномена, включающего профессиональные, коммуникативные, управленческие, морально-нравственные социально-значимые компоненты развития личности сотрудника органов внутренних дел.

Необходимо считаться с тем, что для успешного саморазвития, в начале как обучающегося, а в дальнейшем как полицейского, следователя, сотрудника кадровых и воспитательных структур и т.д., необходимы потребности в самопознании, самооценке и самосовершенствовании, которые могут возникнуть и поддерживаться только у высокомотивированного к данному виду деятельности человека. Уровень мотивации можно считать высоким тогда, когда в выбранной профессии сотрудник органов внутренних дел видит возможности удовлетворения всех своих естественных, социальных, духовно-нравственных и интеллектуальных и профессиональных потребностей. А также способен выработать в себе систему ценностных ориентаций. Благодаря ценностным ориентациям человек делает свою жизнь осмысленной, определяя: а) что он дает жизни (ценности жизнедеятельности); б) что он берет от жизни (ценности переживаний); в) в чем его предназначение, которое он не в состоянии изменить (ценности отношения). Применительно к деятельности сотрудников органов внутренних дел эти ценностно смысловые конструкты могут означать следующее: а) что сотрудник полиции приносит в профессию, каков его вклад в реализацию задач, стоящих перед Министерством внутренних дел России как социального института; б) что приобретает сотрудник в процессе исполнения своего профессионального долга, какие качества и ценности формирует, развивает; в) в чем предназначение сотрудника органа внутренних дел как конкретного звена правоохранительной системы.

Акмеологические знания сегодня востребованы, они систематизированы по видам и направлениям человеческой деятельности и как следствие активно используется в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров, а также специалистов, практиков, ученых, работающих в сферах образования, здравоохранения, обороны, правопорядка, предпринимательства и др.

В контексте подготовки данной статьи особый интерес вызывают вопросы, связанные с формированием профессионализма и профессионального обучения. Этими вопросами занимались многие исследователи. При этом в контексте рассмотрения проблемы формировании профессионализма возникают вопросы: «На каком этапе профессионального роста сотрудника органов внутренних дел мы можем говорить о профессионализме как сформированной качественной интегральной характеристике?». «Что означает полицейский как профессионал, т.е. чем он отличается от «среднестатистического» специалиста с точки зрения комплекса личностных качеств?». Надо признать, что факт окончание обучения в образовательной организации и получение соответствующего диплома еще не является показателем профессионализма. По определению, профессионализм проявляется в достижении работником устойчиво высоких результатов в самостоятельной профессиональной деятельности. Соответственно, без вовлечения выпускника вуза в самостоятельную профессиональную деятельность и получения соответствующего опыта нельзя говорить о профессионализме.

Современный образовательной стандарт предполагает реализацию компетентного подхода в образовании, призван формировать такие качества будущего специалиста органов внутренних дел, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность в сочетании с лучшими морально-психологическими качествами личности. Следовательно, по окончании образовательной организации любого профиля (среднего, высшего, дополнительного и пр.) выпускник должен быть готов выполнять свои обязанности по конкретной профессии, по крайней мере, на базовом уровне. Напутствия, которые очень часть слышали выпускники прошлых лет от председателей государственных аттестационных комиссий, своих преподавателей, вроде «Поздравляем с окончанием учебного заведения, желаем…, теперь вам придется учиться заново непосредственно на рабочих местах, в соответствии с теми функциональными обязанностями, которые будут предусмотрены вашими должностями». Данные наставления были характерны и для технических специальностей, и для специалистов области естественных наук, и для обществоведов, и для гуманитариев. Для выпускников медицинских образовательных учреждений, учитывая особенность профессиональной деятельности, практически сразу предлагалось пройти соответствующие ординатуры, для приобретения непосредственного опыта работы (образно говоря для того, чтобы «набить руку») с больными и под непосредственным руководством и наблюдением старших товарищей врачей. Предусматривалось в отдельных сферах профессиональной деятельности прохождение повышения квалификации на первом году работы (службы). Это во многом было оправдано, так как учебное заведение давало основы, сформировало так называемый стержень будущего специалиста, условно готового исполнять свои профессиональные обязанности на любой должности по выбранной профессии, «доводка» специалистов проходила несколько позже. Для этого существовала широкая сеть всевозможных курсов повышения квалификации, которые проходили, в том числе и выпускники, по прошествии незначительного промежутка самостоятельной профессиональной деятельности. Нельзя утверждать, что та системами имела исключительно только недостатки, была затратна для государства в тех сферах, где предусматривалось государственное финансирование (справедливости ради необходимо сказать, что в советское время никакое иное финансирование образовательных учреждений не предусматривалось). Думается это не так. Если система подготовки кадров была бы неэффективна, то от нее отказались бы в пользу подготовки конкретных специалистов, готовых непосредственно исполнять профессиональные задачи, сразу же по окончании учебного заведения. Однако она существовала ни один десяток лет, и выпускники непросто вливались в профессиональные коллективы после окончания образовательных организаций, они через небольшие промежутки времени (где больше, где меньше) уже самостоятельно могли выполнять тот объем заданий, который соответствовал профессиональному предназначению и с соответствующим качеством. При этом необходимое отметить, что некоторые инженерные, да и некоторые другие ведомственные вузы уже тогда делали ставку на подготовку прежде всего специалистов, готовых практически с первых дней выполнять производственные задания в объеме, предусмотренном штатным расписанием. В первые годы обучения обучаемые приобретают первичные профессии (рабочего, санитара), на последующих курсах – профессии боле высокого уровня в рамках подготовки специалистов (техников, медицинской сестры) и на заключительном этапе формировались основные профессиональные качества будущего специалиста (инженера, врача).

Постараемся обозначить некоторые положительные и отрицательные стороны данной системы. К достоинствам можно отнести.

Во-первых, относительная универсальность. Обучаемым как будущим специалистам закладывались общие знания по выбранной профессии, данные знания выступали, прежде всего, профессиональным потенциалом, то есть тем, что может быть полезно в будущей профессии, давали возможность, на основе имеющихся общих знаний о профессии как системе, совершенствовать методы практической деятельности, выбирать наиболее оптимальные приемы и конструировать новые методы и методики профессиональной деятельности. Прежде всего, здесь идет речь о специалистах, готовящихся по программам высшего образования. Уместно будет вспомнить некоторые суждения относительно выпускников средних и высших учебных заведений. Как ни парадоксально, но выпускники средних учебных заведений чаще всего на первоначальном этапе были более готовы к самостоятельной деятельности, чем их коллеги, окончившие высшие учебные заведения. Вместе с тем в дальнейшем специалисты с высшим образованием более успешно и творчески применяли полученные знания в практической деятельности, добивались более высоких результатов и быстрее продвигались по карьерной лестнице.

Во-вторых, меньшая затратность системы подготовки специалистов, так как время на обучение, как правило, несколько меньше, чем в образовательных организациях, реализующих в образовании компетентностный подход. При этом в будущем они имеют больший уровень готовности к переучиванию как на психологическом, так и на интеллектуальном, и эмоциональном уровнях, если в этом возникнет необходимость для продолжения по карьерной лестнице, либо для изменения специальности в рамках выбранной профессии.

В-третьих, наличие предметной подготовки, когда итогом является оценки по конкретным дисциплинам, предусмотренным учебным планом, способствует расширению кругозора обучающихся, дает возможность выстраивать диалог общения не только со специалистами родственных сфер деятельности, но и иных направлений деятельности.

В-четвертых, формирование больших адаптационных способностей и готовности к освоению новых методик, технологий, технических, информационных и иных систем в соответствии с профилем базового образования.

В-пятых, даже в ситуации, когда выпускник по завершению обучения не имеет возможности работать по профилю полученного образования, либо выбрал иной род деятельности, базовое образование сформировало у выпускника определенный уровень общей культуры, который в полном объеме будет использован и на новом профессиональном поприще.

Данная система подготовки кадров имела и ряд недостатков. Эти недостатки как правило логически отражали особенности самой системы, были связаны между собой и дополняли друг друга.

Во-первых, позволяла молодому человеку, стоявшему на начальном этапе своего жизненного пути, связанного с решением проблемы выбора будущей профессии, особо не задумываться в правильности сделанного выбора в пользу той или иной профессии. Главное получить образование определенного уровня, предпочтительно – высшее.

Во-вторых, выбирая образовательную организацию, кандидаты на обучение зачастую и не задумывались, будут ли они в дальнейшем работать в соответствии с выбранной профессией. Нередко годы обучения в вузе использовались как возможность получения отсрочки от службы в армии, получить некоторый временной запас на выбор какого-либо приемлемого профессионального приложения сил в будущем, просто переждать время, даже при условии платного обучения, либо, наоборот, получить какое-либо образования, без особого напряжения для семейного бюджета.

В-третьих, низкая закрепляемость выпускников за профессиями, соответствующими профилю образования.

В-четвертых, нарушается баланс количества выпускников и количества востребованных специалистов. Практический сектор не в состоянии обеспечить всех желающих рабочими местами по «престижным» профессиям, наращивается дефицит специалистов для менее престижных, мало оплачиваемых, но требующих определенного уровня квалификации профессий.

В-четвертых, со временем, нивелируется ценность образования как средства профессионального интеллектуального развития человека, престижность получения образования и функциональной его роли в реализации ценностно и жизненно значимых целей человека.

Можно выделить и ряд других качеств как положительного, так и негативного наполнения. Это характерно для любых систем и не только образовательных и в целом является неотъемлемым признаком функционирующих механизмов. Однако одни системы имеют более выраженный спектр положительных, а другие отрицательных качеств, значительно или не очень уменьшающих результативность их функционирования. Идеальные системы формируются лишь наукой и в этом есть своя логика. Не имея представления об идеале сложно создать результативной реально действующую систему. Стремление к идеалу вот одна их главных целей функционирующей системы. Следовательно, необходимо для конструирования идеальных систем, иметь представление о совокупности идеальных качеств, которыми наполнена данная система.

В этой связи переориентация на компетентностный подход в образовательной деятельности имеет целью прежде всего минимизировать недостатки дисциплинарной системы образования, наполнить знания как результат процесса познавательной деятельности, умения как способности проделать определенную работу в соответствии с полученными знаниями, навыки как приемы деятельности, сформированные путём повторения и доведения до автоматизма в процессе компетентностного подхода к образованию.

При этом компетентность, по определению ряда исследователей, понимается как наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, через соответствие человека требованиям профессии[3], как владение специалистом необходимой суммой знаний, умений и навыков, представляющих основу формирования профессиональной деятельности, общения и личности специалиста[4]. Компетентностный подход как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образовательных программ, организации образовательного процесса в образовательной организации и оценки результатов образовательной деятельности. Подводя итог хотелось бы обратить внимание на взвешенный подход образовательных организаций к внедрению в образовательный процесс компетентностного подхода, не отвергать показавшую в предыдущие годы свою эффективность парадигму «знать, уметь, владеть». Постараться соединить необходимые знания, умения, навыки при формировании каждой компетенции, предусмотренной федеральными образовательными стандартами высшего образования.


Список литературы

  1. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: учебное пособие. Москва – 2007.
  2. Егорычев С.П. Развитие профессионализма сотрудников МВД России с учетом их мотивации: дис….кан. филос. наук 19.00.13 психология развития, акмеология, (психологические науки) 19.00.06 юридическая психология (психологические науки). Москва, 2011.
  3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
  4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2004.
  5. Невирко Д.Д. Особенности социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов : Социологический анализ специфики профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел : дис….д-ра социол. наук 22.00.04 социальная структура социальные процессы и явления. Барнаул, 1999.
  6. Расширенное заседание коллегии МВД России. http://www.kremlin.ru/events/president/news/56949. [01.03.2018].
  7. Шинкевич В.Е., Коробицина Т.В. Оценка состояния, основных детерминант и профилактика наркопотребления в Красноярском крае: по результатам социологических исследований в ходе ежегодного мониторинга наркоситуации // Социологические исследования. 2018. №2.
  8. Шинкевич, В.Е. Мобилизация как интегральная основа формирования профессиональных качеств обучаемых в образовательных учреждениях силовых институтов России: опыт и проблемы (по материалам социологических исследований специфики профессиональной подготовки сотрудников в учебных заведениях органов внутренних дел) : дис….д-ра социол. наук 22.00.04 социальная структура, социальные процессы и явления. – Барнаул, 2007.
  9. Шинкевич, В.Е. Опыт социологического осмысления проблемы мобилизации как интегральной основы формирования высокопрофессиональных качеств курсантов и слушателей образовательных учреждений органов внутренних дел России. Красноярск, 2007.
  10. Шинкевич, В.Е. Формирование профессиональной культуры обучающихся в условиях образовательной организации органов внутренних дел как неотьемлемой составляющей профессионализма сотрудников полиции // Ростовский научный журнал. – 2017. №5.