УДК 796

СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ)

№15,

Педагогические науки

Горелик Андрей Витальевич


Ключевые слова: УДАРНАЯ ТЕХНИКА; ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА; СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ; СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА; SHOCK TECHNIQUE; PHYSICAL TRAINING; POLICE STAFF; SPORTS TRAINING.


Аннотация: В статье раскрываются отдельные аспекты физической и тактической подготовки сотрудников ОВД (полиции), при решении ими служебных задач, связанных с применением мер непосредственного принуждения.

Сегодня к сотруднику органов внутренних дел (далее – ОВД) (полиции) как к правоприменителю со стороны обычных граждан и конечно МВД России предъявляются повышенные требования, в плане как физической, тактической, так и морально-психологической, и правовой подготовки.

Скоротечность конфликтных ситуаций, их ожесточённый характер, выполнение поставленных задач в экстремальных условиях с угрозой для жизни, указывают на то, что учебно-воспитательный процесс формирования навыков грамотного перемещения, а также качеств рукопашной подготовки у сотрудников ОВД (полиции) должен постоянно, научно обоснованно усовершенствоваться, как того требуют нормы закона [1, ст. 11].

Уместно добавить, что «правоприменение, как и всякая общественно полезная деятельность, должно быть научно организовано. Сущность этого требования состоит в необходимости добиваться максимума эффективности правоприменительного процесса при минимальных затратах сил и средств на его осуществление…» [2, с. 32].

Сопоставив частоту применения сотрудниками ОВД различных ударов и защит от ударов с частотой применения ими приемов освобождения от захватов за конечности и обхватов туловища, выявлено, что в ситуациях силового задержания правонарушителей сотрудникам необходимо при возникновении проявлений агрессивных действий влекущих угрозу жизни и здоровья как сотруднику ОВД, так и гражданам, применять ударную технику, в сочетании с различными защитными действиями.

Например, А.Х. Кодзоков рекомендует придерживаться дистанционного характера при ведении единоборства сотрудников с правонарушителями, исключающего захваты и сковывающие действия за конечности и одежду. Исследователь обосновывает свою позицию тем, что «Сегодняшним сотрудникам полиции чаще приходится защищаться от ударов и самим наносить удары. Все это позволяет склониться к мнению о необходимости изменения приоритета в обучении БПБ. То есть, сегодняшних курсантов и слушателей необходимо учить не бороться, а вести рукопашный поединок с правонарушителями. Видно, что наиболее эффективными как для поединков без правил, так и для единоборств при задержании правонарушителей являются удары руками и ногами» [3, с. 80].

На основе анализа видов дистанций, используемых при возникновении столкновения сотрудника и правонарушителя, альтернативную точку зрения по смежному вопросу высказывает М.А. Ефременко: «В рукопашном бою сотрудник полиции должен уметь вести бой на каждой из дистанций ближней, средней и дальней» [4, с. 21].

Один из ведущих экспертов в области самообороны и воинских искусств, автор системы современного боевого искусства американец Сэмми Франко считает, чтобы удар был эффективен, он должен соответствовать шести требованиям : 1) он должен наноситься точно в уязвимые места противника; 2) он должен наноситься быстро; 3) он должен наноситься с разрушительной силой (то есть с эффективной передачей силы); 4) он должен быть экономен в исполнении – не должно быть потерь силы в биомеханике практикующего; 5) он должен быть максимально безопасен для практикующего; 6) он должен наноситься в нужный момент [5, с. 45].

Таким образом, для достижения максимальной эффективности при нанесении любого удара крайне необходимо, чтобы направление движения атакующей конечности и массы тела наносящего удар сотрудника рационально совпадали.

Если ударная техника отсылает нас к рассмотрению вопроса об эффективном способе нанесения того или иного удара, то тактика к анализу соотношения применения этого способа многообразным условиям и факторам обстоятельств.

Так, предлагая тактические схемы «Защитных действий от ударов и атакующих ударов в ответ» отдельные авторы рекомендуют сотрудникам после уклона, защитных действий или нанесения упреждающего удара, далее опередить нападающего эффективным ударом (рукой, ногой, палкой), толчком или рывком вывести «правонарушителя» из равновесия или же подавить ударом способность произвольно координировать свои действия [6, с. 240, 241].

Следует поддержать мнение С.В. Кузнецова о том, что направленность обучения БПБ «должна сводить все пути к цели освоения технико-тактической модели непосредственного ограничения свободы передвижения человека» [6, с. 221].

Например, при рассмотрении тактики взаимодействия сотрудников в составе группы (наряда) из 2 человек при отражении внезапного нападения авторы учебника рекомендуют в качестве противодействия различным нападениям применять «толчковый удар ногой», с целью остановки сближения с правонарушителем, наряду с «отталкиванием» атакующего руками и другими действиями [6, с. 242].

В этой связи нами предлагается дополнить известные шесть «групп элементарных воздействий на тело человека» [6, с. 136] седьмой группой «толчков», куда по логике можно отнести и так называемый «расслабляющий удар».

Сотрудникам ОВД можно рекомендовать использование следующего алгоритма действий при проведении приема в ситуации силового задержания или самозащиты:

— нанесение расслабляющего удара;
— проведение болевого приема или броска;
— сопровождение.

Более того, для оценки уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся, предлагаем проводить контрольные спарринги в ограниченном временном отрезке, в защитном снаряжении по правилам ударных единоборств (бокс, кикбоксинг, рукопашный бой). Критерием оценки уровня сформированности ключевых компетенций служит количество нанесенных точных ударов и выполненных защит.

Наличие требования правомерности при применении ударной техники сотрудниками в противоборстве с правонарушителем определяет эту особенность и отличия от спортивных приемов. Но эта особенность формальная. Можно обоснованно утверждать, что содержательная часть ударной техники должна быть ориентирована как раз на спортивное применение, потому что спортивные единоборства предусматривают конкурентное реальное противоборство, в значительной части сходствующее с противоборством сотрудника с правонарушителем. Так как в процессе подготовки спортсмена-единоборца и непосредственно в процессе ведения учебно-тренировочного или соревновательного поединка проявляются и воспитываются необходимые для сотрудника морально-волевые и психофизические качества.

Еще одним эффективным вариантом для решения задачи повышения уровня владения ударной техникой может быть повсеместное использование специализированных тренажеров. И прежде всего затем, чтобы иметь возможность выполнять все виды ударов руками, ногами и головой с максимальной скоростью, точностью, силой, не причиняя при этом вреда ни себе, ни другим [7, с. 384].

Совершенствование содержания средств и методов физической подготовки сотрудников ОВД предусматривает поиск новых наиболее эффективных путей их использования, обеспечивающих возможность в короткий период не только повысить уровень развития необходимых физических качеств, а также освоить и сохранить двигательный навык, применительно к ударной технике.

На основании вышеизложенного можно предположить, что одним из способов решения проблемы повышения качества физической подготовки является использование принципов и методов спортивной тренировки на практических занятиях с целью обучения ударной технике сотрудников ОВД.


Список литературы

  1. О полиции : Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ.
  2. Коренев, А.П. Административное право : (общая и особенная части) : учебник / А.П. Коренев. – М., 1986. – С. 32.
  3. Кодзоков, А.Х. Частота использования боевых приемов борьбы в практике применения мер принуждения к правонарушителям / А.Х. Кодзоков // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону : РЮИ МВД России, 2016. С. 79-84.
  4. Ефременко, М.А. Эффективность использования техники ударов руками и ногами сотрудниками органов внутренних дел / М.А. Ефременко // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 4. С. 20-24.
  5. Франко, С. Активная самооборона : 1001 секрет уличных единоборств. – М. : Изд-во Эксмо, 2002. – С. 45.
  6. Кузнецов, С.В Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : учебник / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков, А.И. Воронов. – М. : ДГСК МВД России, 2016 г.
  7. Лялько, В.В. Тренажеры в боевых искусствах / под. ред. А.Е. Тараса. Минск. : Харвест, 1998. – 384 с.