УДК 331.103.6
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО ПОСТА
№15,
Экономические науки
Зверев Рафаэль Александрович
Крамаренко Арина Владимировна
Пестова Алёна Игоревна
Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ; ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД; ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; КАРТА ФОТОГРАФИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ; THE CONTROL OF THE CUSTOMS AUTHORITIES; THE PROCESS APPROACH; THE CUSTOMS SERVICE; CARD PICTURES OF WORKING TIME.
Тема актуальна для исследования, ввиду приближения точки модернизации таможенной службы. Использование информационно-технических ресурсов: электронное декларирование, повсеместное внедрение риск-ориентированного подхода, а также возникновение феномена цифровой экономики, являются катализатором для поиска соответствующих управленческих решений, которые призваны адаптировать систему таможенных органов к сложившимся реалиям.
Технологический прогресс обеспечивает качественно новый уровень протекания таможенных формальностей, что, соответственно, сказывается на трудовой составляющей процесса таможенного контроля перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (Далее – ЕАЭС). Реформистские ориентиры были закреплены в положениях Пересмотренной Киотской конвенции, Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации (Далее – ВТамО), Руководства по управлению таможенными рисками и Компендиума по управлению таможенными рисками. Речь идёт о внедрении в деятельность таможенной службы системы единого окна, электронного декларирования, СУР и конструктивного диалога с участниками внешнеэкономической деятельности (Далее – ВЭД), цель которых — повышение качества работы таможенных органов[1].
Специфика деятельности таможенных органов формирует особый научный пласт, который обосновывает и систематизирует современные подходы к управлению, учитывающие динамичные характеристики автоматизации большинства таможенных операций. В частности, широкое применение получила концепция процессного подхода, принимающая во внимание понятия «таможенной услуги» и «таможенного процесса» [4].
Следует отметить, что сотрудничество таможенных органов с участниками ВЭД (например, подписание хартии добросовестных участников ВЭД) не является в полной мере признаком усиливающейся открытости таможенной системы. На данный момент речь идёт скорее не об усилении влияния интересов участников ВЭД на таможенные органы, а об усилении понимания между ними и, соответственно, возможности государственного контроля товаропотоков.
В данном контексте проявляется необходимость саморегулирования в таможенных органах, которая подразумевает внутреннюю оптимизацию в целях корректного реагирования на запросы информационного канала интересов участников ВЭД[2]. Для этого применяется не только научное, но и практическое изучение принципов процессного подхода, положения которого приведены на Рис. 1:
Рис. 1. Положения процессного подхода[5]
В рамках реализации контроля временных и ресурсных затрат Каширским таможенным постом был поставлен эксперимент по изучению использования рабочего времени должностными лицами таможенного поста. Результаты представлены в виде диаграммы на Рис. 2 и Рис. 3:
Рис. 2. Время выполнения обязанностей сотрудником группы контроля за таможенным транзитом, %
Согласно представленным данным, наибольшую долю рабочего времени сотрудника группы контроля за таможенным транзитом (на протяжении рабочей недели) занимают перерывы в работе, регламентированные и нерегламентированные (коды 5 и 4 соответственно). Затем следует объём работы, направленной на закрытие транзита (код 23), установление пломбы (код 24), формирование протокола о нарушении таможенных правил (частный случай, код 35) и работа с прочими документами и, в частности, отчётами (код 36).
В ходе фиксации времени, которое сотрудник группы фактического контроля тратил на выполнение своих обязанностей, была подтверждена ранее указанная закономерность: нагрузка распределялась неравномерно, основная масса работы приходилась на первую половину недели и первую половину дня, что также обусловлено соответствующим данному времени прибытием транспортных средств.
Рис. 3. Время выполнения обязанностей сотрудником группы фактического контроля, %
По представленным данным можно сделать вывод, что большую часть времени (на протяжении рабочей недели) сотрудник группы фактического контроля тратит на написание АТД и АТО (код 21), изучение документов (код 37), регламентированные перерывы (обед, код 5), фактический досмотр товаров (код 19), регистрацию ДО1 и ДО2 (код 20), таможенные наблюдения (код 31). Это говорит о том, что сотрудник тратит рабочее время рационально, исходя из своих прямых обязанностей. Однако учитывая автоматизацию процесса проверки документов отчёта целесообразно регистрацию ДО1 и ДО2 перевести в автоматический режим.
Основное назначение фотографии рабочего времени состоит в выявлении потерь и в определении необходимых затрат времени на подготовительно-заключительную работу, времени обслуживания рабочего места, времени на отдых и личные надобности. На основании данных по индивидуальным фотографиям рабочего времени делаются выводы, показывающие потери рабочего времени, а также возможности их устранения.
По фотографиям рабочего времени обоих сотрудников проведен анализ и внесены предложения по его оптимизации, а именно:
1. Для первого сотрудника: нагрузка распределялась неравномерно, основная масса работы приходилась на первую половину недели и первую половину дня, что также обусловлено соответствующим данному времени прибытием транспортных средств.
2. Для второго сотрудника: возможность оптимизации временных затрат при помощи автоматизации однообразных процессов, описанных ранее.
Таким образом, применение такого инструмента как фотография рабочего времени дает руководителю возможность увидеть несовершенства в распорядке рабочего дня подчиненных, а также дальнейшее их корректирование, для повышения эффективности рабочего процесса.
Список литературы
- Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ от 13.12.2010. — № 50. – ст. 6615
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 О долгосрочной государственной экономической политике// СЗ РФ от 07.05.2012.- № 19. – ст. 2333.
- Бадмаева Д.Б. Состояние и перспективы взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с участниками внешнеэкономической деятельности: [Электронный ресурс] / Д.Б. Бадмаева // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2017. — № 1(17). Режим доступа: http://alley-science.ru/domains_data/files/2018January/SOSTOYaNIE%20I%20PERSPEKTIVY%20VZAIMODEYSTVIYa%20TAMOZhENNYH%20ORGANOV%20ROSSIYSKOY%20FEDERACII%20S%20UChASTNIKAMI%20VNEShNEEKONOMIChESKOY%20DEYaTELNOSTI.pdf
- Галушкин А.А., Илюхина И.Б. Роль и место таможенных органов РФ во внешнеэкономической деятельности: [Текст] / А.А. Галушкин, И.Б.Илюхина // Евразийский юридический журнал. – 2015. — № 8 (87)
- Илюхина С.С. Анализ взаимодействия таможенных органов РФ т участников ВЭД в международной цепи поставки товаров: [Текст] / С. С. Илюхина // Евразийский юридический журнал. – 2015. — № 8. – с. 106-107.
- Полухин И. В. Особенности взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности с использованием услуг транспортно-логических компаний: [Текст] / И.В. Полухин // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2016. – Т. 2. – с. 1050-1051.
- Таможенная служба предоставляет государственные услуги в электронном виде // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13768:2017-03-14-09-49-25&catid=4:news-tam-cat&Itemid=62