УДК 336.61

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕНДЕНЦИЙ И ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

№15,

Экономические науки

Бабашова Анастасия Сергеевна
Судакова Наталья Юрьевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ; АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ; ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; BUDGETARY INSTITUTION; AUTONOMOUS INSTITUTION; FINANCING OF THE BUDGET; EDUCATIONAL ACTIVITIES.


Аннотация: Грамотное управление финансами выступает необходимым условием эффективного использования ресурсов бюджетного образовательного учреждения высшего образования (ВУЗа), повышения его конкурентоспособности в условиях быстро меняющейся внешней среды. В статье представлены основные подходы процессов финансирования деятельности учреждений высшего образования в мировой практике, а также сравнительный анализ систем бюджетного финансирования, применяемых в различных странах Европы, основные особенности функционирования бюджетных учреждений и автономных учреждений.

В настоящее время политика финансирования государством сферы образовательной деятельности существенно изменилась, при этом не только в объёме вложений, но и в части политики перераспределения бюджетных средств. Среди причин этого явления такие факторы, как возрастающая численность молодёжи подросткового возраста, (По данным Росстата численность молодежи к 2018 году увеличилась примерно на 2775 тыс. человек) поступающей в ВУЗы страны и увеличение бюджетных мест для поступающих в ВУЗы страны: классические ВУЗы — 60 тыс. человек, аграрные ВУЗы — 18 тыс. человек, педагогические ВУЗы – 25 тыс. человек и другие (рис.1) [8].


Рисунок 1 – Диаграмма численности поступающих в ВУЗы РФ и бюджетных мест в вузах РФ за 2013 – 2017 г. г.

В значительной степени на изменение форм и механизмов финансирования оказывает влияние изменение характера и содержания высшего образования в связи с необходимостью формирования индивидуальных образовательных программ обучения, диверсификации их по содержанию, срокам и формам доставки образовательной услуги до потребителя. Эти тенденции характерны для многих стран мира [6, c. 217-239].

Происходящие в финансировании высшего образования на международном уровне процессы могут быть описаны четырьмя основными подходами (рис.2).


Рисунок 2 – Основные подходы к организации процесса финансирования деятельности учреждений высшего образования в мировой практике

Сравнительный анализ систем бюджетного финансирования, применяемых в различных странах Европы, позволяет выявить интересные в плане практического применения особенности отдельных моделей, ориентированные на экономическое стимулирование подготовки студентов по определенным специальностям, а также различных направлений деятельности ВУЗов (табл. 1) [6, c. 147-158].

Таблица 1

Сравнительный анализ моделей бюджетного финансирования деятельности ВУЗов, применяемых в различных странах Европы

Модель системы бюджетного финансирования

Страны

Содержание модели

Дифференцированная модель

Великобритания, Италия

 

Стоимость подготовки студента и объем финансирования научной деятельности дифференцированы в зависимости от образовательной специальности или области исследований.

Бизнес-ориентированная модель

Германия

Бюджетное финансирование исследовательской деятельности зависит от доходов от научной деятельности, полученных на основе контрактов с предприятиями бизнеса.

Модель, ориентированная на экспорт образовательных услуг

Модель земли Рейнланд-Пфальц (Германия)

Ориентация на стимулирование экспорта образовательных услуг.

Модель финансирования специальных задач

Швеция

Значительное внимание уделяется финансированию специальных задач, таких как стимулирование образовательной деятельности по маловостребованным специальностям или разработка новых программ

Модель целевого инновационного развития

Финляндия

Существуют целевые ассигнования на выдающиеся исследовательские работы.

Динамика государственных расходов на высшее образование по данным 2017 года показывает, что Российская Федерация уступает группе стран, лидирующих по уровню экономического развития: США, Швеция, Великобритания, Германия, Южная Корея, Канада (рис. 3) [8]. Этот факт можно отметить, как негативную тенденцию, поскольку развитие фундаментальной науки зависит, в первую очередь, от уровня федеральной поддержки высшего образования.


Рисунок 3 – Государственные расходы на высшее образование по странам в процентах от общей суммы расходов по данным 2017 года

Бюджетное финансирование образования в странах, рассмотренных на рисунке 3 рассматривается, как одна из альтернативных форм преобразования — это автономная форма ВУЗа. Автономная форма образования предполагает перераспределение бюджета, бесплатные места, оптимальная структура кадров ВУЗа. Все это поможет повысить конкурентоспособность ВУЗа, а именно:

— Более легкая система учета бюджета (коммерциализованная);
— Менеджмент ВУЗа;
— Инноватика и современные технологии образовательной деятельности.

Приведем сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения (табл. 2) [5]:

Таблица 2

Основные особенности функционирования бюджетных учреждений и автономных учреждений

Показатель

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Управление учреждением

Органы управления

Учредитель, руководитель; наблюдательный совет не является обязательным органом.

Также см. ст. 158 БК РФ, определяющую бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. [1]

Учредитель, наблюдательный совет, руководитель и иные органы, предусмотренные Законом об автономных учреждениях № 174-ФЗ и уставом автономного учреждения

(п.2 ст.8 и ст.9 174-ФЗ) [4]

Финансирование

Участие учредителя в финансировании учреждения

В соответствии со ст.120 ГК РФ, бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. В соответствии с новой редакцией БК РФ (ст. 41), доходы учреждений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и платных услуг включаются в состав неналоговых доходов бюджетов (после принятия соответствующего Федерального закона). [1]

В соответствии с п.3 ст.4 Закона об автономных учреждениях № 174-ФЗ, учредитель финансирует:

1. Выполнение учреждением задания по нормативам;

2. Расходы на содержание недвижимого и особо ценного вижимого имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления;

3. Расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, в т. ч. земельные участки;

4. Расходы на развитие АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. [4]

Таким образом, очевидно, что выбор и обоснование формы организации функционирования учреждения высшего образования оказывает прямое влияние на степень его конкурентоспособности и возможности в достижении высокой позиции по уровню качества финансового менеджмента.


Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2018 год — Москва: Эксмо, 2018. — 448 с.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 2013г. «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499026967 (дата обращения: 03.10.2018)
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://duma.consultant.ru/page.aspx?1646176 (дата обращения: 03.10.2018)
  4. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499026967 (дата обращения: 03.10.2018)
  5. Агафонова Л. Н. Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 241-243. — URL https://moluch.ru/archive/82/14968/ (дата обращения: 07.10.2018)
  6. Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипиков Л.К., Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях/ Е.Н.Данилов, В.Е. Абарникова, Л.К. Шипиков .- М: Книжный дом, 2010 -336 с.
  7. Министерство образования РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 07.10.2018)
  8. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/ (дата обращения: 08.10.2018)
  9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 07.10.2018)