К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКИХ ФОРМАХ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В 18-19 ВЕКАХ

№4,

Юридические науки

Ивакин Сергей Викторович


Ключевые слова: РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ; ПРЕАМБУЛА; РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ОБЫЧНОЕ ПРАВО; ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ; IMPLEMENTATION OF THE POLICY; THE PREAMBLE; THE RUSSIAN LEGISLATION; CUSTOMARY LAW; LEGAL TECHNOLOGY.


Аннотация: Статья посвящена некоторым вопросам содержания политики Российского государства на Северном Кавказе в 18-19 веках посредством использования юридических форм.

Вопросы взаимодействия политики и права во все времена считались исключительно актуальными и вызывали живой интерес у представителей различных отраслей права. Н.И. Матузов вполне справедливо называет право и политику «естественными союзниками», объективно необходимыми друг другу для достижения общих целей [1, с. 578].

Специфика упомянутого взаимодействия обусловлена, в первую очередь, тем, что и политика, и право самым непосредственным образом соприкасаются с интересами тех или иных социальных групп, оказывая влияние на развитие общества в целом. Кроме того, следует акцентировать внимание на том, что взаимосвязи и взаимозависимость двух названных явлений всегда способствуют относительно объективному отражению происходящих вокруг нас событий.

Как известно, политические отношения в обществе складываются на основе двух форм взаимодействия – согласия и конфликта. При согласованной форме взаимодействия имеет место гармоничное сочетание интересов различных сторон, при конфликте наблюдается преодоление либо ликвидация определенной группы интересов.

Подобный способ изучения нормативной юридической системы, воочию демонстрирующий процесс освоения Российской империей в 18-19 веке территории Северного Кавказа, способствует выявлению тех сфер общественных отношений, которые регулировались существовавшей властью без учета мнения местного населения. Вместе с тем, он позволяет также определить и сферы, в которых это мнение частично или полностью учитывалось. При этом согласие сторон демонстрирует нам не только наличие между ними общих интересов, но и свидетельствует о специфических особенностях участников процесса.

Проводимая в обозначенный период Российской империей политика на Северном Кавказе представлена большим числом актов самодержавной власти, анализ которых позволяет говорить о ее средствах, целях и результатах. Рассмотрение данных вопросов в комплексе дает представление об основных направлениях политики России на Северном Кавказе, а также оценить достоинства и недостатки законотворческой деятельности того времени.

Цели имперской политики в регионе в большинстве случаев закреплялись в преамбуле, а также в постановляющей части анализируемых правовых актов [2, с. 41-44]. Кроме того, в них имелись положения, которые закрепляли средства освоения Северного Кавказа.

Правовое регулирование может быть эффективным лишь тогда, когда оно осуществляется в определенном порядке, на основе социально оправданных алгоритмов и средств формализации [3, с. 3]. Изучение источников и форм права неразрывно связано с исследованием юридических традиций. В связи с этим следует более подробно остановиться на понятии «юридическая форма». А.Н. Маремкулов под юридической формой понимает элемент нормативно-юридической системы, обобщенно отражающий способы закрепления юридических установлений и юридических норм-правил, посредством которых организуется юридическая деятельность по реализации политики, проводимой государственной властью [4, с. 81].

Применительно к юридической форме особо важное значение имеют следующие аспекты:

— юридическая форма является объективным отражением складывающейся в обществен реальности;

— воздействие субъективных и объективных факторов существенным образом воздействует на юридические формы, находящиеся в силу этого в состоянии перманентного развития;

— наряду с правом юридическая форма может закреплять и неправовые положения, такие как безответственность, произвол, преобладание личных интересов над интересами общества.

Юридическим формам проводимой в 18-19 вв политики Российской империи в северокавказском регионе свойственно не только закрепление положений обычного права (или наличие ссылки на него), но также и ссылки на судебные решения.

Не менее существенное место при анализе юридической формы политики России на Северном Кавказе в 18-19 веках занимает юридическая технология нормативных актов. Юридическая технология представляет собой определенный алгоритм взаимосвязанных действий, который выражен в применении подходящих средств, приемов и способов юридической техники и направлен на повышение эффективности реализации правовых актов или правовых решений [5, с. 13].

Причем, для объективного восприятия юридической технологии ее следует оценивать не как к области прикладного знания, а как один из важнейших элементов юридической науки и практики. Именно практическое использование данного явления способно играть основную роль в реализации нормативно-правового акта, а также оказывать положительное влияние на его результативность.

Вопросы исторической эволюции юридической технологии в России на сегодняшний день исследованы недостаточно глубоко. В первую очередь это связано с тем, что эти проблемы в нашей стране стали объектом исследования лишь во второй половине девятнадцатого века. Вместе с тем, изучение процесса исторической эволюции юридической технологии и ее региональных особенностей выступает обязательным условием актуального понимания данного правового явления.

Сложный, подчас полный внутренних противоречий процесс интеграции Северного Кавказа в состав Российской империи требует объективного и скрупулезного осмысления с привлечением самых различных источников и свидетельств, которые позволяют дать строго научный анализ происходившего и выявить основные тенденции и особенности развития этого богатого края [6, с. 12]. В этом ряду первостепенное значение имеют юридические акты того периода, способные пролить свет на многие правовые и политические нюансы отечественной истории.


Список литературы

  1. Матузов Н.И. Право и политика: антиподы или союзники? // Право и политика. 2014. №5. С. 578-594.
  2. Маремкулов А.Н. Преамбула актов органов самодержавной власти как источник изучения реализации политики России на Северном Кавказе в XVIII-XIX вв // История государства и права. 2016. №17. С. 41-44.
  3. Валиев Р.Г. О некоторых теоретических и практических аспектах юридической техники и технологии // Ученые записки Казанского филиала Российского государственного университета правосудия. 2016. Т. 12. С. 3-12.
  4. Маремкулов А.Н. Историко-правовые аспекты изучения понятия «юридическая форма» // В сборнике: Российская юридическая наука: состояние, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию юридического образования на Алтае. 2008. С. 81-83.
  5. Жарких А.О. О понятии правовой категории «юридическая технология» // Отечественная юриспруденция. 2016. №5(7). С. 12-13.
  6. Клычников Ю.Ю. Российская политика на Северном Кавказе (1827-1840 гг.): дис. … д-ра ист. наук. Пятигорск, 2004. — 634 c.