УДК 34
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№15,
Юридические науки
Джабарова Анастасия Николаевна
Ключевые слова: КОНСТИТУЦИЯ РФ; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ; УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА; THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION; ENTREPRENEURIAL ACTIVITY; PRINCIPLES AND METHODS OF REGULATION; ECONOMIC MANAGEMENT; STATE TARGET PROGRAM.
В современной России идеи конституционно-правовых основ государственного регулирования предпринимательской деятельности начали развиваться примерно с середины 80-х гг. XX в. и, уже в 1993г. были закреплены в Конституции РФ.
Экономические и социальные отношения всё в большей степени вовлекаются в сферу конституционного воздействия как путем их прямого конституционно-правового регулирования, так и посредством осуществления конституционного контроля в области рыночного (экономического) и социального законодательства.
В Основном законе нашей страны включены базовые нормы, формирующие все предпосылки для дальнейшего развития предпринимательской деятельности, в частности поддерживают и совершенствуют условия, порядок, содержание ее деятельности; закрепляют правовой статус предпринимателя, который включает в себя права и обязанности, ответственность и их гарантии.
Конституция РФ закрепляет государственные регулирование предпринимательской деятельности, согласно которой государство устанавливает федеральную политику и федеральные программы по вопросам экономического развития нашей страны; закрепляют правовые основы единого рынка, а также кредитные, финансовые, валютные основы ценовой политики. Конституционные нормы определяют порядок государственного регулирования предпринимательской деятельности, и составляют базу правового обеспечения такого регулирования.
В структуру Конституции РФ входят также нормы, устанавливающие экономический публичный порядок: 1) принципы государственного регулирования экономической деятельности; 2) нормы о возможном ограничении основных экономических прав и свобод (ст. 55 и 56); 3) нормы о полномочиях федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ в сфере правового регулирования предпринимательства.
Механизм государственного правового регулирования является структурной характеристикой правового регулирования, состоящей из законотворчества, субъективизации объективного права и реализации закона», где законотворчество обеспечивает формирование правовых норм, субъективизация — это процесс преобразования абстрактных правил права в конкретные субъективные права и обязанности, реализация правовых актов (законных и незаконных), а также выдача актов, то есть реализация закона, закреплены в юридических фактах.
По методу государственного регулирования экономики необходимо понять, как государство оказывает влияние через законодательные и исполнительные органы в сферы предпринимательства, рыночную инфраструктуру, некоммерческий сектор экономики с целью создания или предоставления условий за их деятельность в соответствии с национальной экономической политикой.
Система методов государственного регулирования разнообразна.
1. по формам влияния выделяют:
— прямые методы, регулирующие использование государственной собственности и государственных ресурсов.
— косвенные методы, которые влияют на интересы субъектов хозяйствования, например, через налоговую систему, кредит, таможенные сборы.
2. по способам влияния: административные, экономические, правовые.
Под методами государственного регулирования понимаются определенные приемы, способы и средства воздействия государства или органа местного самоуправления (управляющих подсистем) на общественные отношения в пределах социума [1, с.175].
Материальной основой и одной из важнейших составляющих сложной и многогранной жизни государства является экономика. Государственное регулирование и политика государства в сфере экономики имеет прямое влияние на такие социальные факторы как:
— уровень и направленность развития экономики,
— уровень благосостояния граждан,
— общей уровень противоправности и девиантности поведения представителей различных слоев общества
— остроту социальных противоречий и общую социальную напряженность.
Развитие и совершенствование государства и экономики в ходе исторического процесса привело к формированию множества разнообразных методов регулирования экономики в целом. По способу управляющего воздействия государства эти способы могут быть сгруппированы в два вида:
1. Административно-командные методы
2. Экономические методы.
Нормы правового регулирования программно-целевого метода находят свое применение в функционировании любой управляющей подсистемы. Более того, данный метод должен быть основополагающим.
Однако, общепринятая позиция такова, что программно-целевой метод является методом решения не любых задач управляющей подсистемы, а лишь проблемных. Показательно по этому поводу мнение докторов экономических наук профессоров Бориса Абрамовича Райзберга и Александра Григорьевича Лобко [2, с.6]: программно-целевой метод — это способ решения крупных и сложных проблем путем разработки и реализации системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.
Выражением программно-целевого метода регулирования экономических процессов является целевая программа. Целевая программа определяется автором настоящей работы, как комплекс мероприятий исследовательского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного характера, направленных на обеспечение эффективного решения целевых задач, требующих государственной поддержки.
В современных условиях посткризисного становления экономических процессов в странах мира сохраняется актуальность использования программно-целевых инструментов в решении проблем развития отдельных отраслей, видов деятельности национальных товаропроизводителей с целью дальнейшего достижения кардинальных сдвигов в экономической сфере.
Основными преимуществами программно-целевого метода государственного управления является индикативность, системность постановления задач, единство методологических и методических подходов к решениям задач, способность концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы, использовать эффект мультипликатора при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств и обеспечение общественного контроля.
Целевые комплексные программы играют важную роль в развитии национальной экономики. Они являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы.
Государственная целевая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, направленных на решение важнейших проблем развития государства, отдельных отраслей экономики или административно-территориальных единиц, осуществляются с использованием средств Государственного бюджета и согласованы по срокам выполнения, составом исполнителей, ресурсным обеспечением[3, с.329].
Объектами целевых программ являются наиболее значимые экономические и социальные проблемы, отрасли, сферы, различные направления научных исследований.
Государственная целевая программа разрабатывается по совокупности следующих условий: существование проблемы, решение которой невозможно средствами территориального или отраслевого управления и нуждается в государственной поддержке, координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; соответствия цели программы приоритетным направлениям государственной политики; необходимости обеспечения межотраслевых и межрегиональных связей технологически связанных отраслей и производств; наличии реальной возможности ресурсного обеспечения выполнения программы[4, с.25].
В заключение хотелось бы сказать, закрепленные в Основном законе конституционные нормы и принципы образуют ядро правовой инфраструктуры современной экономики, причем осознание всеми субъектами предпринимательской деятельности своего высокого конституционного статуса, умение использовать конституционные положения в спорах с субъектами публичной власти для защиты своих прав и свобод — это действительно потенциал рыночной экономики.
Список литературы
- Жуковский А.И. Разработка, реализация и оценка целевых программ: учебно-методическое пособие. М., 2009. – 175с.
- Райзберг Б. А. Программно-целевое планирование: учебник / Б.А. Райзберг. — М., 2012. – 428с.
- Самойлов, А. Д. Оценка эффективности государственного управления как фактора модернизации Российской Федерации / А.Д. Самойлов // Россия: тенденции и перспек-тивы развития. Ежегодник. Вып. 8. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М., 2013. Ч. 2. — С. 329-333.
- Татаркин, А. И. Системный подход к модернизации пространственного развития Российской Федерации / А.И. Татаркин // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2014. № 2 (23). -С. 25-28.