УДК 316/37.01

ФЕНОМЕН ПАТРИОТИЗМА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

№15,

Педагогические науки

Шерстяных Александра Сергеевна (Кандидат технических наук)
Шинкевич Владимир Ефимович (Доктор социологических наук)


Ключевые слова: ПАТРИОТИЗМ; ДУХОВНОСТЬ; ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; ГОСУДАРСТВО; ОТЕЧЕСТВО; ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ; PATRIOTISM; SPIRITUALITY; PATRIOTIC EDUCATION; STATE; MOTHERLAND; CIVIC SPIRIT.


Аннотация: В статье на основе результатов социологических исследований, проведенных среди обучающихся образовательной организации органов внутренних дел в различные годы и периоды обучения, проанализированы особенности проявления данного сложного многогранного феномена в образовательной среде.

Патриотическое воспитание – это целенаправленная социально-педагогическая деятельность соответствующих социальных институтов (в первую очередь образования и семьи, а также различных общественных формирований), направляемая государством, предназначенная для формирования у граждан чувства верности своему Отечеству, способности любить свою Родину, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].

Результатом патриотического воспитания является формирование патриотического сознания, которое проявляется в ценностях, действиях, поступках и поведении личности. При этом конкретные действия личности в той или иной ситуации выступают, в свою очередь, критерием и реализованностью сознания (потребностей, интересов, мотивов, целей). Целостное понимание критериев работы по патриотическому воспитанию в их совокупности основывается на принципе единства патриотического сознания и патриотической деятельности [2].

Для оценки результатов патриотического воспитания необходима разработка специальных инструментов, позволяющих произвести соответствующую оценку. В подобных случаях социологи, как правило, используют такой гибкий инструмент, как анкетирование [3, 4].

Для оценивания сформированности патриотизма в среде будущих правоохранителей была разработана анкета, состоящая из двенадцати вопросов, разбитых на три блока:

1. блок оценки ценностно-эмоциональной составляющей патриотического сознания респондентов – вопросы с первого по пятый;
2. блок вопросов, отражающий мотивацию, ориентацию и идеалы личности – вопросы с шестого по восьмой
3. блок оценки деятельностно-результативных критериев, выявляют, насколько социально и политически активна личность – вопросы с девятого по двеннадцатый.

Проводилось анкетирование обучающихся в Сибирском юридическом институте МВД России на первом курсе – 80 человек и через два года на пятом – 54 человека (т.е. в анкетировании участвовали одни и те же обучающиеся), что позволило оценить динамику во времени процесса формирования патриотизма. Анализ ответов респондентов показал следующее.

Блок 1. Ценностно-эмоциональная составляющая патриотического сознания респондентов. Первый предложенный вопрос касался отношения к истории России, а также источников получения интересующие информации. Исходя из понимания того, что интерес возникает только к значимым для человека предметам, явлениям, фактам и т.д. можно сделать вывод, что история Российского государства является значимой составляющей в процессе формирования патриотического чувства опрашиваемых, так как практически все респонденты ответили, что интересуется историей своего государства. При этом более 60% обучающихся основную информацию об истории своего государства получили, изучая школьную программу Истории Отечества (около 36%) и просматривая исторические кинофильмы (более 26%). Гораздо меньшей ценностью как источника познавательной информации для обучающихся являются специальные телевизионные и новостные программы (15-20%), историческая литература (12-18%).

Только три человека (5,6%) на пятом курсе ответили, что история им не интересна. При этом большинство респондентов все-таки отметили, что историей российского государства они интересовались в рамках школьной программы.

Причем, на первом курсе обучающиеся в качестве источника основной информации об истории Родины и ее современном периоде наиболее часто отмечали просмотр исторических фильмов (26 %), то на выпускных курсах большее предпочтение отдается новостным и аналитическим программам (24 %), что, несомненно, соответствует процессу взросления личности обучающегося и развитию у него аналитических способностей.

Следующий вопрос призван выяснить какие сферы деятельности, породившие известных всему миру россиян, вызывают гордость у обучающихся. Гордость за страну – чувство, отражающее эмоциональную составляющую патриотического сознания. В результате проведенного анкетирования, выяснилось, что предпочтение (респондентам предлагалось отметить не более трех позиций из предложенных вариантов) отдается сильнейшим российским спортсменам (60 %), далее известным всему миру писателям-классикам (57 %), на третьем месте – мощное современное вооружение (51 %). Вместе с тем, даже при предоставлении возможности выбора до трех «объектов» гордости, очень немногие отдали предпочтения значимости заслуг известных людей (физики – 8 позиция, 6%, космонавты 9 позиция, 6%, шахматисты – 11 позиция, 3%), самобытности России и её духовному наследию (фольклорная культура – 6 позиция,14%, лучший балет 7 позиция, 10%, самые читающие люди – 10 позиция, 5%). Огромные природные ресурсы Российской Федерации – также предмет гордости респондентов (4 позиция, 33%).

Значимо то, что в ходе опроса не выявлено ни одного респондента, который равнодушно относится к своему Отечеству, не может оценить ценность значимых отечественных явлений, достойных гордости.

Следующий вопрос выявляет уровень понимания роли и места государства в обществе. Ответы респондентов отражают у обучающихся понимание политического момента современного российского общества (респондентам предлагалось выбрать не более двух позиций из предложенных вариантов). Наибольшее количество ответов получили варианты: «государство – это система управления обществом» – первая позиция, 54 % и «государство – это институт, обеспечивающий социальное благополучие граждан» – вторая позиция, 25 %.

Четвертый вопрос ориентирован на выявление понимания роли и места Президента в обществе. Ответы на вопрос о Президенте России отражают высокий уровень правовой культуры обучающихся пятого курса, по сравнению с первым курсом. Большинство пятикурсников отмечают, что Президент России – это гарант прав и свобод человека и гражданина (56 %), в то время как первокурсники считают, что Президент России – это человек, несущий бремя ответственности за все, происходящее в стране (38 %).

Завершающий вопрос совокупности ценностно-эмоциональных критериев сформированности патриотического сознания выявляет понимание респондентами сущности патриотизма. Ответ, трактующий понятие патриотизма как любовь к свой стране, занимал первое место среди ответов на первом курсе (78 %) и второе (22 %) – на пятом. Пятикурсники, многие их которых уже имеют семью или только собираются ею обзавестись, сильнее осознают ценность семьи и потому связывают с понятием патриотизма любовь к родным и близким (32 %). Ответ, интерпретирующий патриотизм как готовность, не раздумывая, защищать страну с оружием в руках занимал второе место на первом курсе (47.8), и только шестое (2%) – на пятом. Ответ, определяющий патриотизм как активную жизненную позицию, занимал последнее место на первом курсе (2 %), и четвертое – на пятом (15 %). Эти отличия в ответах показывают, что к пятому курсу сознание обучающихся оперирует не абстрактными понятиями, а конкретными образами, возрастает ценность семьи, взвешенных решений, проявляется деятельностная сторона патриотизма. Все это говорит о созревании личности.

Таким образом, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне сформированности патриотического сознания у обучающихся СибЮИ МВД России. При этом обучающиеся пятого курса демонстрирует более глубокое понимание сущности патриотизма и более грамотное представление о политическом устройстве общества.

Однако, на наш взгляд, обучающиеся уделяют недостаточно времени для получения дополнительных знаний об истории своей страны, не используют весь спектр доступных источников информации. Возможно, это происходит из-за загруженности в учебной, научной и общественной работе.

Блок 2. Мотивация, ценностная ориентация и идеалы как составляющие патриотического сознания личности. Первый вопрос этого блока представляет собой набор вариантов для оценки понимания современного экономического и политического положения дел в России (респондентам предлагалось отметить не более двух позиций из предложенных вариантов).

В ответах присутствует правильное понимание современного этапа развития России. Большинство респондентов отмечают, что Россия переживает сегодня, с одной стороны, период затянувшегося кризиса и экономического спада (48 %), с другой стороны, время позитивных политических реформ (45 %). Следовательно, большинство обучающихся мотивационно ориентированы на активную жизненную позицию.

Способность сформулировать цель своей жизни отражает, насколько социально активна личность (респондентам предлагалось отметить не более трех позиций из предложенных вариантов). Обучающиеся первого курса на первое место выдвигают целью своей жизни создание семьи и воспитание детей (58 %), а на второе – сделать карьеру (38 5). Пятикурсники при этом ставят себе первоочередной целью успешный карьерный рост (55 %), а создание семьи стоит на втором месте – 50 %. В числе важных составляющих развития своей жизни обучающиеся видят получение престижной профессии (35 %), получение хорошего образования (22-30 %), желание быть полезным своей стране (15-24 %). К 22 годам обучающиеся осознают важность развития и саморазвития (31 % респондентов указали этот ответ на пятом курсе, и 22 % – на первом). Ответы, характеризующие эгоистичное отношение к жизни (заработать как можно больше денег и получать удовольствие от жизни), выбрали небольшое не так много обучающихся – от 9 до 11 %. Всего 3,3% приходится на ответ об отсутствии цели в жизни у первого курса и 1,9% – у пятого.

Следующий вопрос отражает направленность на развитие личностных качеств современного молодого человека.

Среди приоритетных качеств выделяются следующие: быть образованным (57-63%), быть здоровым и спортивным (30-35%), уметь общаться с людьми (22-27%), воспитывать в себе любовь к своей стране (20-25%).

Показатель «уметь приспосабливаться» стоит на третьей позиции и имеет вес 30-33%. Приспособляемость является показателем развития интеллекта, к тому же, на наш взгляд, индикатор «уметь приспосабливаться», отражает не столько корыстно-приспособленческую позицию, сколько стремление к толерантности (умению договариваться).

Данный блок в совокупности критериев отражает высокую степень сформированности мотивации у обучающихся как на первом, так и на пятом курсах, на активную социальную позицию, на желание принести пользу обществу и людям.

Блок 3. Социальная и политическая активность личности как деятельностный критерий патриотизма. Первый вопрос третьего блока ориентирован на выявление представлений у молодого человека, как должен проявляться патриотизм (респондентам предлагалось отметить не более двух позиций из предложенных вариантов).

Среди внешних форм проявления патриотизма респондентами отмечены: выполнение воинского долга (60-65%); участие в патриотических мероприятиях и акциях (25-45%); воспитание красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства (25-30%); выполнение производственных заданий (17-27%); успешная учеба в образовательной организации (20-25%); участие в бизнесе (5-13%).

Однако обучающиеся пятого курса считают, что активное участие в патриотических мероприятиях и акциях не являются формами проявления патриотизма. На наш взгляд это говорит о том, что, по их мнению, на поступки человека должно влиять внутреннее чувства патриотизма, и поэтому он не нуждается во внешних проявлениях.

Следующий вопрос призван выявить оценку сформированности деловых и личностных качеств у членов коллектива, т.е. как респондент оценивает уровень самосознания у окружающих.

Примечательно, что на первом курсе респонденты считают наиболее сформированным такое качество окружающих, ответственность в отношении к делу (58%), а к пятому курсу обучающиеся представляют собой личности, способные поступать в соответствии с предъявляемыми требованиями, с высокими нравственными принципами (44%). Однако, такие качества как «готовность поддерживать постоянный интерес к проблемам общества, коллектива, окружающих и, по возможности, участвовать в их решении», а также «трудиться добросовестно, с полной отдачей не только в своих интересах, но и в интересах других, всего общества» по мнению респондентов, в их коллективе слабо сформированы.

Следующий вопрос этого блока ориентирован на выявление факторов, которые влияют на формирование патриотизма, по мнению обучающихся.

По мнению респондентов, как первого, так и пятого курсов, чувство патриотизма формируется, прежде всего, через связь между поколениями (сведения, полученные от родителей и близких – 30-32%). Но пятый курс в большей степени ориентирован на знания, полученные из научных трудов, публикаций и т.д. – 22 % обучающихся пятого курса выбрали этот вариант и 15 – первого.

Последний вопрос отражает социально-патриотическую активность обучающихся. Большинство понимает, что воспитание патриотизма надо начинать с детства (35-50%), что основными институтами в деле воспитания патриотизма являются силовые структуры (20-22%), средства массовой информации (17-20 %).

Анализ ответов на данный блок, с одной стороны отражает правильное понимание сущности патриотизма, а с другой стороны – показывает размытое представление о практической направленности патриотической деятельности.

Проанализировав результаты опроса курсантов и слушателей института можно сделать следующие выводы:

Во-первых, обучающиеся считают, что в основе патриотизма заложена любовь к своей стране, к своим близким, готовность при необходимости защищать их с оружием в руках.

Во-вторых, основную информацию о своем Отечестве молодой человек получает в процессе обучения в образовательных организациях различного уровня. Поэтому государство должно достаточно требовательно подходить к содержанию соответствующих исторических дисциплин, преподаваемых в учебных заведениях. Преподавание таких дисциплин должно быть ориентировано на достоверную подачу материала и формирование у обучающихся интереса к историческим событиям в России, желания рассмотреть различные точки зрения и самостоятельно разобраться в значимости для будущего тех или иных событий.

В-третьих, при организации воспитательной работы следует уделить внимание не только значимости подвига во имя Отечества, успехам отечественной науки, культуры и спорта, но и важности настоящего момента времени для дальнейшего развития российского общества, личной ответственности за события, происходящие в жизни каждого конкретного индивида, что позволит сформировать личность, готовую к созидательной деятельности в своем Отечестве и обладающую активной жизненной позицией.


Список литературы

  1. Иванова, С.Ю Патриотизм в культуре современной России: автореф. дис. канд. филос. наук. – Ставрополь, 2004. – 46 с. URL: http://cheloveknauka.com/patriotizm-v-kulture-sovremennoy-rossii#ixzz4npbTcosX (дата обращения: 18.09.2018).
  2. Лутовинов, В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: Учебно-методическое пособие // Под ред. С.В. Смульского. – Москва, Издательство РАГС. – 2010. – 170 с.
  3. Маслодудова, Н.В. Смысложизненные ориентации как критерий направленности развития личности, профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел / Н.В. Маслодудова, В.Е. Шинкевич // Вестник КЮИ МВД России. – 2017. –№ 1. – С.132-136.
  4. Шинкевич, В.Е. Выраженность феномена патриотизма в курсантской среде Сибирского юридического института МВД России / В.Е. Шинкевич, Н.В. Маслодудова, А.С. Шерстяных // Вестник СибЮИ МВД России. – 2017. – № 3. – С. 86-96.