УДК 34

КРИЗИС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ И ПУТИ ЕГО РЕШЕНИЯ

№15,

Юридические науки

Миягашева Аланго Владимировна


Ключевые слова: ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ; КРИЗИС ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ; РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ; ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ; ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; ВЫБОРЫ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ; ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ; ВТОРОЙ ТУР ВЫБОРОВ; PUBLIC POWER; CRISIS OF PUBLIC POWER; REPUBLIC OF KHAKASSIA; RESIGNATION OF THE GOVERNMENT OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA; OPTIMIZATION OF THE STRUCTURE OF EXECUTIVE AUTHORITIES; ELECTIONS OF THE HEAD OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA; PROTEST BEHAVIOR; SECOND ROUND OF ELECTIONS.


Аннотация: Процесс современного реформирования государственного регионального устройства сложен и многогранен, которому присущи в т.ч. кризисные явления. Кризис публичной региональной власти. Проявление признаков кризиса публичной власти. В последнее время налицо острейший кризис публичной власти в Республике Хакасия, в связи с чем, особо актуально исследование данного института.

Процесс становления органов исполнительной региональной власти сложен и многогранен.

Как отмечают в научной литературе, и как показывает практика, для современного процесса реформирования государственного, в т.ч. регионального устройства присущи кризисные явления.

Так, в частности, кризис публичной региональной власти проявляется:

1) отставкой региональных правительств, которое, например, имело место в Красноярском крае, в Республике Хакасия и других регионах.

Так, весной 2017 г. об отставке Правительства Республики Хакасия заявил глава Республики Хакасия В. Зимин, указав, что, это было «…крайне непростое решение, «я его принял, так как не вижу иного способа встряхнуться и начать работать в совершенно ином ключе» [3].

Как писали СМИ «…последние годы работа хакасского правительства сопровождалась коррупционными скандалами…отставками…. В феврале 2017 г. свои посты покинули министр финансов С. Аешин, министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Е. Ольховская…дело С. Аешина…направлено в суд…ему инкриминируется нецелевое расходование бюджетных средств, выделенных на строительство перинатального центра в Абакане…. речь идет о 2,1 млрд. руб., которые чиновник…направил на затыкание дыр региональной казны….возвращал недостачу…за счет кредитов коммерческих банков, нарастив… госдолг Хакасии» [4];

2) утратой доверия действующих глав субъектов РФ, что, как правило, приводит к проведению вторых выборов региональных глав.

Так, например, в 2018 г. стало необходимо проведение второго тура выборов в Приморском крае, Хабаровском крае, Республике Хакасия, Владимирской области.

Применительно, к Республике Хакасия, к правовым последствиям кризиса региональной исполнительной власти РХ можно отнести также изменение структуры исполнительной власти в Республики Хакасия (далее по тексту – РХ) в 2017 г.

Так, в частности, согласно постановлению Правительства РХ от 28.07.2017 г. № 388 «О реализации постановления Главы Республики Хакасия — Председателя Правительства Республики Хакасия от 14.07.2017 № 41-ПП «О внесении изменения в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 № 07-ПП «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия» была изменена структура исполнительной власти в РХ, в части:

1) организации структур (Государственного комитета по делам молодежи РХ);

2) реорганизации структур (Министерство экономического развития РХ путем присоединения Государственного комитета по тарифам и энергетике РХ, Комитет по мобилизационной работе при Правительстве РХ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РХ путем присоединения к нему Государственной ветеринарной инспекции Республики Хакасия и др. [2].

Безусловно, изменение структуры исполнительной власти РХ соответствует целям реформирования, что должно было положительно сказаться на политическом, экономическом, социальном климате республике.

Так, в 2017 г. была сформирована новая структура государственного управления, когда вместо 32 органов, осталось 23 органа исполнительной власти, были сокращены порядка 100 госслужащих, руководители министерств, заместители стали назначаться на конкурсной основе.

Однако, исследование проблемы организации региональной исполнительной власти, показало, что отставки носят, как правило, формальный характер. Так, в частности, глава Республики Хакасия, несмотря на предоставленные Конституцией РХ широкие полномочия, не может отправить в отставку ряд министров, например, министра МВД, который подчиняется и назначается только МВД России [1](п. 3 Приказа МВД России от 01.08.2017 г. № 583 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел по Республике Хакасия»).

Анализ действующей структуры органов исполнительной власти (2018 г.) показал, что, несмотря на сокращение количества органов, аппарат все равно чрезмерно раздут. Имеет место дублирование структуры федеральных органов исполнительной власти РФ, что, безусловно, неприемлемо для такого маленького субъекта РФ, как Республика Хакасия. Так, например, Председатель Правительства РХ имеет четыре заместителя.

В этом плане показателен также аппарат министерства финансов РХ. Так, в структуру министерства финансов РХ входят министр финансов РХ, один первый заместитель, два заместителя, ведущий советник, главный эксперт, пять департаментов, подразделение по вопросам государственной службы и кадров. В качестве примера приведем министерство финансов РФ, где министр финансов РФ одновременно является заместителем Правительства РФ, чего нет в структуре исполнительной власти РХ.

Необходимо указать, что последний Указ Президента РФ в целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти издан в 2018 г., чего не скажешь об исполнительных органах РХ, поскольку последние изменения структуры исполнительных органов РХ были внесены в июле 2017 г.

О том, что кризис региональной власти продолжается наглядно показали прошедшие выборы Главы Республики Хакасия.

Действующий глава Республики Хакасия не прошел первый тур голосования 09.09.2018 г., занял 2-е место, набрав меньше голосов избирателей. При этом наибольшее количество голосов набрал представитель КПРФ, что тоже весьма показательно.

Представляется, налицо, как пишут в научной литературе, «протестное поведение в условиях трансформации политического режима в современной России» [5, с. 137], которое относится, по мнению С. В. Полтайко к «числу наиболее значимых и ярких традиций российской политической культуры» [6, с. 138].

Таким образом, можно сделать вывод, что исполнительная государственная власть в Республике Хакасия на сегодняшний день испытывает острейший кризис.

Безусловно, без решения проблем публичной государственной власти в целом, выход из кризиса регионам, в т.ч. для Республики Хакасия весьма сложен. В первую очередь необходимо определиться с понятийным аппаратом в части, содержания признака публичности, публично значимых функций, системы органов государственной власти, государственной услуги, государственной функции.

Будем надеяться, что 7 октября 2018 г. пройдут честные выборы и главой Республики Хакасия станет истинно народный представитель, наделенный вотумом общественного доверия, который пойдет по пути, в первую очередь, оптимизации структуры исполнительной власти в РХ.

Полагаем, что систему органов исполнительной власти следует совершенствовать и оптимизировать, по аналогии с федеральной системой органов исполнительной власти, с учетом специфики субъекта РХ, что это национальная республика. Региональному законодателю следует также ежегодно оптимизировать структуру исполнительных органов РХ, в целях формирования эффективной структуры. Так, в частности, учитывая последнюю федеральную оптимизацию структуры органов исполнительной власти 2018 г., наделить одного из заместителей Главы РХ – Председателя Правительства РХ полномочиями министра финансов РХ.


Список литературы

  1. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел по Республике Хакасия: Приказ МВД России от 01 авг. 2017 г. № 583. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=290794&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.13106957307857203#028363990746602874. (дата обращения 28.09.2018).
  2. О реализации постановления Главы Республики Хакасия — Председателя Правительства Республики Хакасия от 14.07.2017 № 41-ПП «О внесении изменения в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 07-ПП «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия»: Постановление Правительства Республики Хакасия от 28 июля 2017 № 388 // Бюллетень «Вестник Хакасии». – 2017. – №52 (1785).
  3. Правительство Хакасии отправлено в отставку. [Электронный ресурс] – URL: http://www.19rus.info/index.php/vlast-i-politika/item/66030-pravitelstvo-khakasii-otpravleno-v-otstavku (дата обращения: 30.09.2018).
  4. Пора встряхнуться. Правительство Хакасии отправили в отставку // Рос. газета. – 27.04.2017 г. – № 7258 (92) [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2017/04/27/reg-sibfo/pravitelstvo-hakasii-otpravili-v-otstavku.html (дата обращения 28.09.2018).
  5. Полтайко С. В. Публичные ценности и система государственного управления в России. – СПб., 2013. – 384 c.