УДК 339.5

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ТАМОЖЕННОГО ПОСТА

№15,

Экономические науки

Ксалова Анжела Алиевна


Научный руководитель: Юсупова С.Я., доктор экономических наук, профессор


Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ, EFFICIENCY OF CUSTOMS ACTIVITY; CUSTOMS POST, INFORMATION TECHNOLOGY.


Аннотация: В статье рассмотрены вопросы применения информационных технологий в работе таможенного поста. Обоснована актуальность исследования, выявлены особенности различных видов информационных технологий в работе таможенного поста, особое внимание уделено электронному декларированию.

По своей сути таможенные посты являются территориальным исполнительным органом, представляющими собой низшее звено в системе таможенного управления. Они находятся в прямом подчинении у таможен либо региональных таможенных управлений . При этом именно от их работы зачастую зависит эффективность всей таможенной службы, а, следовательно, оптимизация и совершенствование процесса их деятельности является важной задачей таможенного управления.

Научно-технический прогресс сегодня охватывает все сферы жизнедеятельности общества, привнося новые, казавшиеся еще недавно фантастическими, технологии. Таможенная отрасль не является исключением из правил. Так, Федеральная таможенная служба России вот уже на протяжении 10 лет проводит и внедряет в процессы таможенного управления и контроля широкий спектр современных информационных технологий.

В настоящее время для таможенных инспекторов доступны множество справочных информационных систем (СИС), помогающим им выполнять свои обязанности, в частности, работники таможенных постов наиболее часто используют системы «Консультант +» и «ВЭД-Инфо».

ВЭД-Инфо позволяет найти код и описание конкретного товара и получить справочную информацию о размерах пошлины, акциза, НДС, мерах нетарифного регулирования (лицензируемость товара, необходимость на товар различных сертификатов и др.). ВЭД-Инфо систематизирует нормативные акты по различным направлениям внешнеэкономической деятельности и осуществляет отслеживание изменений законодательства.

Консультант+ в свою очередь является нормативно-правовой основой работы деятельности таможенного поста, в данной системе содержится огромное количество нормативных актов, справочных материалов, судебной практики, и даже специальный раздел «Таможня», регулирующий вопросы внешнеэкономической деятельности.

Говоря об узкопрофильных тенденциях использования информационных технологий в работе таможенного поста, нельзя не затронуть вопросы электронного декларирования. Значительный интерес к инновационным технологиям, позволяющим сократить время, затрачиваемое на совершение таможенных операций и таможенного контроля, а также в ряде случаев упростить таможенный контроль, не снижая его эффективности, проявляют как таможенные органы, так и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Сегодня именно технологии электронного документооборота с использованием сети Интернет являются наиболее перспективной формой развития взаимодействия между таможней и участниками ВЭД.

Электронное декларирование включает в себя процедуру таможенного оформления товаров, когда декларант и таможенный орган находятся на расстоянии друг от друга. При такой процедуре проводится весь комплекс работ с документами, что иногда бывает затруднительно для декларанта, поэтому он прибегает к помощи посредника – таможенного представителя, который производит весь комплекс таможенных услуг за него.

В соответствии с Приказом ФТС России от 24.01.2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей “Интернет”» в настоящее время применяется удобный формат ЭД2 — декларирование в электронной форме с использованием сети «Интернет».

На уровне таможенного поста должно быть установлен транспортный сервер, который будет связывать декларанта, ЦИТТУ ФТС России и непосредственно таможенный пост.

Среди программных средств, используемых в таможенных органах можно выделить:

— автоматизированная подсистема «Представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров» (АПС «Электронное представление сведений»), которая используется для передачи информации декларанта с уровня ЦИТТУ ФТС России, до таможенного поста, в котором осуществляется декларирование;
— программные компоненты комплексной системы таможенного оформления «АИСТ-РТ21» (КАСТО «АИСТ-РТ21»). КАСТО позволяет упростить работу инспектора как отдела таможенного оформления и таможенного контроля, так и задействованных в этом процессе специалистов других функциональных подразделений, предоставляя возможность доступа ко всем ресурсам ЕАИС в режиме реального времени.
— программные компоненты автоматизированной информационной системы таможенного оформления «АИСТ-М» (АИС «АИСТ-М»), данная система позволяет управлять процессом документального таможенного оформления и обеспечивать его «прозрачность» для руководителей таможенного органа и для участников ВЭД. Большой плюс системы состоит в том, что входящие в нее подсистемы настраиваются на организационную структуру таможенного поста, где устанавливается «АИСТ-М».;
— программные компоненты комплекса программных средств «Экспертная унифицированная проверка электронных копий таможенных документов» (КПС «Контроль») .

Когда таможенный инспектор на посту осуществляет предварительный контроль достоверности заполнения электронных таможенных документов, то в своей работе он использует комплекс программных средств «Экспертная унифицированная проверка электронных копий таможенных документов», а именно компонент КПС «Контроль». АПС «Электронное представление сведений» осуществляет информационное взаимодействие с АИС «АИСТ-М» и КАСТО «АИСТ-РТ21», информационными системами участников ВЭД (опосредованно с использованием АСВД).

При отсутствии критических ошибок декларация регистрируется в системе таможни (декларации присваивается номер). При необходимости внесения исправлений в декларацию, инспектор направляет декларанту уведомление о необходимости внесения изменений с перечнем ошибок. После исправления ошибок, пакет электронных документов отсылается повторно.

Все сообщения в обязательном порядке подписываются соответствующими электронной цифровой подписью (ЭПЦ), что придает им юридически значимый статус. По окончании таможенного оформления, инспектор проставляет в электронной копии документов отметку «Выпуск разрешен», подписывает ее своей ЭЦП и высылает участнику ВЭД .

При этом необходимо отметить, что все действия пользователя (таможенного инспектора) «АИСТ-М» протоколируются, накапливая информацию, которая впоследствии может быть проанализирована руководством, что особенно важно для целей успешного управления таможенным постом.


Список литературы

  1. Таможенный пост — Режим доступа: http://ucsol.ru/tamozhennyj-post (дата обращения 05.07.2018)
  2. Усков А.В., Ясенев О.В. Информационные таможенные технологии: Учебное пособие. Часть 2. / Под редакцией профессора, к.э.н. Ясенева В.Н. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2014 – 60 с.
  3. Шехматов Л.М. Правовое обеспечение электронного таможенного декларирования товаров личного пользования, перемещаемых физическими лицами на территории Евразийского экономического союза // Современное право. 2015. N 12. С. 143 — 146.
  4. Комплекс программ ВЭД — Режим доступа: www.ctm.ru (дата обращения 05.07.2018)