УДК 37

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

№15,

Педагогические науки

Козырева Анастасия Анатольевна


Ключевые слова: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; МЕТОДЫ; ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; RESEARCH ACTIVITY; SEARCH ACTIVITY; METHODS; COGNITIVE ACTIVITY.


Аннотация: Статья посвящена исследованию взаимосвязи исследовательской культуры учителя и эффективности учебной деятельности учащихся. Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что исследовательская культура учителя прямо пропорциональна эффективности учебной деятельности его учеников. Такие критерии как творческая активность, активность познавательной потребности, поисковая деятельность, владение категориально-понятийным аппаратом, самостоятельность позволяют говорить об эффективности учебной деятельности.

По мнению А.В. Леонтовича, исследовательская деятельность учащихся проявляется в том случае, если есть учебные с заранее неизвестным решением, которое направлено на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством учителя – специалиста, то есть руководителя исследовательской работы. В этом случае учитель должен владеть исследовательской культурой. Исследовательская культура учителя — часть его профессиональной культуры и она предполагает владение методологией и методами исследовательской деятельности.

Н.В. Петрова считает, что исследовательская культура учителя включает в себя интегративное и динамичное качество личности, которое характеризуется как совокупность методологических и исследовательских умений, ценностное отношение к деятельности, неутолимая потребность в поисковой активности, высокий потенциал исследовательских способностей.

Согласно Е.Д. Андреевой, совокупность способов освоения информационной реальности, которые были освоены человеком на определенном этапе своего развития, называется исследовательской деятельностью.

И.Ф. Исаев трактует исследовательскую культуру как качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира. То есть необходимо обладать умениями и навыками научного познания, ценностным отношением к результатам, а также самоопределением и творческим саморазвитием.

Исследовательская культура учащихся выражается в ценностном отношением к исследовательской деятельности, необходимостью в потребности поисковой активности, знаний и умений. Важным критерием считается потенциал креативных и исследовательских способностей.

Успешное ведение исследовательской деятельности можно определить по таким критериям как:

— мотивация исследования, отражающая активность и интенсивность познавательной потребности, и увлеченность поисковой деятельностью;
— владение научным стилем мышления, понимание структурных элементов собственных исследовательских действий и наличие результатов исследования;
— наличие технологической готовности к исследованию — владение категориально-понятийным аппаратом изучаемой темы, приобретение исследовательских умений и навыков использования методов научного познания;
— творческая активность личности, выраженная уровнем самостоятельности и преобразований идей и взаимосвязи между ними, ознакомление с актуальными проблемами отечественной науки.

Когда учитель развивает учебно-исследовательскую культуру учащихся, это способствует погружению учащихся в условия углубленного изучения предмета, в том числе в профильную подготовку старшеклассников, деятельность различных секций ученического научного общества общеобразовательного учреждения.

Освоение исследовательской культуры в ее практическом применении предполагает овладение системой принципов и методов изучения субъектов образовательного процесса и их деятельности. Без постоянного анализа ситуаций, изучения и анализа литературы, выдвижения гипотез и составления прогнозов, оценивания результатов собственной деятельности невозможно успешное осуществление любого вида профессиональной деятельности педагога.

Качество образования показывает качество взаимодействия педагога и учащегося и насыщенность их сотрудничества. Таким образом, культура педагога имеет важное значение для развития учебно-исследовательской культуры учащегося, базовой культуры и ориентации на исследование в будущей профессии.


Список литературы

  1. Макотрова Г.В. Школа исследовательской культуры [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г.В. Макотрова; под ред. проф. И.Ф. Исаева. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 300 с.
  2. Макотрова Г.В. Использование сети интернет в познавательной деятельности старшеклассников: культурологический подход Монография 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 312 с.
  3. Петрова Н.В. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология Выпуск № 3 / 2007.
  4. Степанова И. Ю. Становление профессионального потенциала педагога в процессе подготовки [Электронный ресурс]: Монография — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. — 399 с.
  5. Фирсова Е. А. Аксиологическая образовательная среда и исследовательская культура старшеклассников/ Е. А. Фирсова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 17-21.