УДК 008

ЗАГАДКИ ХАКАССКОГО НАРОДА КАК ОТРАЖЕНИЕ ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

№15,

Культурология

Ратахин Никита Витальевич


Ключевые слова: ЗАГАДКИ; ХАКАССКИЙ НАРОД; ОБРАЗ ЖИЗНИ; RIDDLES; THE KHAKASS PEOPLE; LIFESTYLE.


Аннотация: Статья посвящена описанию особенностей малых фольклорных жанров хакасской литературы, представлены основные тематические группы загадок хакасского народа. Изучение загадок позволяет понять, каков был быт хакасов, их представления о мире, межнациональные связи.

Наша Хакасия – край с очень богатой историей, красивейшей природой, многонациональным составом жителей, и, конечно же, культура хакасского народа заслуживает уважения, ведь ее памятники одни из самых древних на территории России. «Десятки тысяч археологических памятников, разбросанных по территории Хакасии, нам напоминают таинственный остров Пасхи и заставляют пытливые умы потомков обращаться к своему прошлому»[1]. Очень интересен и хакасский фольклор, он отражает особенности жизни древних хакасов, их обычаи, верования, семейные отношения и традиции, по фольклорным произведениям мы можем изучать, как жили люди на территории древней хакасской земли, каковы были их основные занятия, быт, праздники, верования, нравственный облик. Произведения фольклора есть у каждого народа, многие темы, жанры, герои фольклора разных народов перемежаются. Вопрос: есть ли различие в художественных особенностях произведений жанров фольклора русского и хакасского народов является актуальным, ведь это помогает выяснить, одинаковы ли основы у этих произведений.

Одной из особенностей литературы каждого народа являются межнациональные литературные связи, возникшие вследствие культурных, бытовых, географических контактов. Хакасский и русский народы, живущие бок о бок на протяжении нескольких веков, стали близки по духу, мировоззрению, и, конечно, это способствовало появлению литературных связей. Исторически сложившаяся общность русского и хакасского народов, многообразие литературных связей дают возможность изучать произведения русской и хакасской литературы во взаимосвязи.

Многочисленные исследования ученых свидетельствуют о том, что в своем развитии каждая национальная литература, взаимодействуя с литературой других народов, обогащается.

Сказки, песни, загадки, пословицы, частушки и другие литературные произведения называют «фольклором (от англ. folk lore «народная мудрость, народное знание»)[2]. Самые известные загадки, пословицы и поговорки были созданы задолго до нашего рождения, много веков они существовали только в устной форме и лишь спустя много лет были записаны учеными – фольклористами. Язык малых жанров литературы лаконичен, образен и богат, в них отражена специфика речи народа, ее выразительность.

Произведения фольклора очень своеобразны, отличаются крепкой связью с жизнью народа, его трудом, бытом, историей государства.
Своеобразие фольклора многосторонне по форме и содержанию. В произведениях фольклора ведущее место занимает образ Родины, который можно рассмотреть в разных планах: патриотическом – произведения о героях, подвигах, сражениях, эстетическом – восхищение красотой природы, наблюдение и фиксация календарных и природных особенностей [времена года, погода, растительный и животный мир], культурно-бытовом – описание особенностей труда, быта, предметов одежды, обрядов, нравственном – размышления о предназначении человека, качествах его характера, сложности взаимоотношений с окружающим миром, добре и зле.

У хакасского народа немалое количество загадок, по-хакасски они называются «сиспек» или «тапчан нымах»[1]. Исследователь фольклора хакасов В.Я. Бутанаев говорит, что «среди загадок довольно много оригинальных произведений, характерных для социально-экономических условий Хакасии»[1].

«Удивительная природа Хогорая и окружающий ландшафт породили своеобразные образы в хакасских загадках»[3]. Так, например, дождь – дело духов дождя, ветер – воевода, которому кланяются его подданные – деревья, ледоход – иноходец, на котором едет девушка с украшениями.

Если провести сравнительно-сопоставительный анализ хакасских и русских загадок, то можно обнаружить много общего, особенно в загадках, посвященных внешнему, природному миру. Например, русская загадка о звёздном небе — поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат — практически полностью совпадает в лексическом оформлении с хакасской — сто овец моих побежали, а старик Чюс-Алдай встал. И русские, и хакасы сравнивали природные явления с предметами быта, продуктами: скатерть белая все поле одела [русская], я сею муку [хакасская]- загадки о снеге; белое покрывало на дома упало, и теряется народ, только выйдет из ворот [русская], синий бык мой кричит, и всему народу слышно [хакасская] – загадки о тумане. Но в то же время в хакасских загадках можно почувствовать и определенную настороженность по отношению к русским людям, например, хакасская загадка о рассвете гласит: издалека снизу едет русский в белой шляпе. Появление в фольклоре такой загадки обусловлено тем, что русские могли появиться неожиданно на рассвете, и этот факт вызывал у коренных жителей беспокойство.

Загадки о человеке и его теле – одна из самых многочисленных групп в фольклоре хакасского и русского народов. Здесь также можно провести семантические параллели: два брата не видятся друг с другом и не здороваются – хакасская загадка об ушах — очень похожа на русский вариант: один говорит, двое глядят, да двое слушают. И русские, и хакасы сравнивали зубы с домашними животными — овцами, лошадьми, например, между 30 голубыми конями бегает рыжий жеребец [хакасская загадка о зубах и языке] и полон хлевец белых овец [русская загадка о зубах]. А загадка — утром на четырех ногах, в полдень на двух, вечером на трех – абсолютно одинакова в фольклоре двух народов и описывает человека в разные периоды жизни. Очень интересно представление хакасов об уме, мыслях, отраженное в загадке: я не могу выбросить всех камней, находящихся у меня в кошельке, где кошелек – голова человека, а камни – мысли.

Древний человек жил в окружении животных и птиц, среди которых были и дикие, и домашние животные. Особое отношение у хакасов было к лошадям, коровам, овцам, так как без этих животных невозможно было представить быт кочевого народа. Маленькие скалы собираются в кучу – хакасская загадка об овцах; если мороз, то на улицу не выходит; выходит тогда, когда настанет тепло – хакасская загадка о кошке; и в юрту войдет дуга, и на улицу выйдет дуга – хакасская загадка о собаке. Но если у хакасов описание животных построено в основном на перечислении повадок, наблюдении за их поведением, то в русских загадках об этих животных на первое место выходит практическая польза, например, по горам, по долам ходит шуба да кафтан [овца], во дворе поставлен дом — на цепи хозяин в нём [собака].

Одним из основных занятий хакасов была охота на диких зверей, что не могло не найти отражения в фольклоре, среди загадок мы можем найти описание волка, медведя, соболя и даже горностая – достаточно редкого ценного зверька – конец моей кочерги запачкан сажей. Много загадок о змеях, так как в степи, где жили хакасы-кочевники, они водились в большом количестве — на степи лежит ремень, вымазанный сажей.

Таким образом, загадки относятся к наиболее древним произведениям, которые много веков существовали в устной форме, а впоследствии были записаны учеными, занимающимися поиском и систематизацией произведений фольклора.

Малые жанры фольклора можно встретить в устном народном творчестве любого народа. Богатое фольклорное наследие у русского и хакасского народов. Содержательное наполнение малых жанров фольклора русского и хакасского народа обусловлено образом жизни народа, историей его развития, природой, культурными и бытовыми традициями, верованиями и мировоззрением.

Таким образом, основные тематические группы загадок у хакасского народа являются: природа, животный и растительный мир, жилище и быт, человек и его тело, социальные связи и отношения в коллективе, семье одинаковы у русского и хакасского народов. Но в то же время в содержании загадок русского и хакасского народов можно найти различия, обусловленные образом жизни. Так как основным занятием хакасов было скотоводство, в фольклоре много произведений посвящено домашним животным (лошадям, коровам, овцам), инструментам и приспособлениям для скотоводства. Кочевой образ жизни тоже наложил свой отпечаток на фольклор – у хакасов много загадок и пословиц о традиционном жилище – юрте и ее внутреннем убранстве.


Список литературы

  1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. – Абакан: Хакасское кн. Изд-во, 1996
  2. Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. М.: Просвещение, 1972. С. 5
  3. Бутанаев В.Я. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008, С. 210
  4. Альбеткова Р.И. Русская словесность: от слова к словесности. – М.: Дрофа, 2000.