УДК 34

ЭКСТРЕМИЗМ В ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВАХ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

№15,

Юридические науки

Ратахин Никита Витальевич


Ключевые слова: ИСЛАМ; РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ; ЭКСТРЕМИЗМ; МУСУЛЬМАНСКИЕ НАРОДЫ; ISLAM; RELIGIOUS MOVEMENTS; EXTREMISM; MUSLIM PEOPLES.


Аннотация: В статье раскрывается проблема экстремизма в исламе, описаны основные виды его проявления, отношения последователей мирного вероисповедания к агрессивно настроенным, а также описание исламской религии, как религии добра и мира.

В наши дни СМИ настолько часто используют слова «терроризм» и «ислам» вместе, что большинство людей воспринимают их как синонимы. В своей статье А. Крымин и Г. Энгельгардт изучили данное явление и выявили небывалый всплеск исламофобии в западных странах. Термин «исламофобия», по мнению авторов, стал широко употребляемым вследствие публикации в 1997 г. британским исследовательским центром Runnymede Trust доклада «Исламофобия – вызов для всех». Профессор Сассекского университета Гордон Конуэй, который возглавил данный проект, выявил такой новый феномен, как нетерпимость и боязнь по отношению к исламу и мусульманам, характерные для СМИ всех уровней и во всех слоях общества. Согласно Конуэю, исламофобия проявляется в негативном изображении ислама как отсталой, в отличие от Запада цивилизации; отношение к мусульманской культуре как к абсолютно закоренелой, неразвитой, агрессивной, патриархальной и женоненавистнической, которая потенциально несет угрозу иным вероисповеданиям. В сжатом виде политическая исламофобия может быть сведена к формуле: «Ислам – не партнер, а враг».

Основой подобных рассуждений становится очевидное незнание основ ислама, а также рассмотрение мусульманского мира как единого целого, не учитывая тот факт, что он представляет собой конгломерат государств и обществ, в которых существует огромная разница в уровне экономического, политического, социального, духовного развития. В исламском мире существуют общества, ассоциации и отдельные успешные личности, сумевшие приспособиться к современности, перенять все лучшие достижения западной цивилизации, при этом оставшись верными своей религии.

Главной задачей данной статьи является развенчание ошибочного представления об исламе как о нетерпимой и крайне воинственной религии.

Известный исламский богослов девятнадцатого столетия Сайид Ахмад-хан отстаивал интеллектуальный плюрализм и свободу мнений. Согласно его точке зрения, нельзя ограничивать свободу мнения, оправдывая их религией или общинными соображениями. Никто не имеет права принимать решения за всех и лишать других возможности руководствоваться собственным мнением. В частности, у государства нет права угрожать репрессиями инакомыслящему.

В современном обществе распространено мнение, что ислам — религия, в основе которой лежит идея межрелигиозной розни и с связанного с ней экстремизма. Но, если изучить священную книгу мусульман Коран, то можно сделать вывод, что исламская религия не ставит во главу угла посягательство на жизнь человека. В соответствии с правилом «абсолютной справедливости» (адалату махза) убийство одного невинного человека расценивается как убийство всех людей на земле [3]. Права личности неприкосновенны, даже если поведение человека не является социально правильным. В Коране содержится запрет на убийство мусульман («единоверцев»): «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему – геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание» [3]. В террористических актах все больше используются террористы-смертники, при этом гибнет огромное количество мусульман. Одним из явных доказательств данного факта является то, что, в период с 2008 г. по 2012 г. в результате террористических актов в различных мировых государствах погибло или было ранено свыше 80 тысяч человек, причем большинство из них являлось мусульманами, при этом 65% жертв были мирными жителями. Однако представители вахабитизма разъясняют нарушение данных постулатов, тем что мусульмане, погибшие в результате террористического акта, присваивается статус мученика за веру.

В Коране также содержится запрет на убийство беспомощных, женщин и детей врага, стариков, инвалидов. В обход этого запрета выдвигается гипотеза о том, что граждане демократических государств должны нести ответственность за действия выбранных ими правительств, политических лидеров.

Агрессия, причинение вреда, террор не соответствуют мусульманской этике и не могут считаться характерной чертой мусульман. Коран гласит: мир предпочтительней войны против неверных: «А если они (враги Аллаха) склонятся к миру, то склонись и ты к нему, и полагайся на Аллаха» [3].

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том, что ислам – является религией добра и мира, которая не коим образом не приемлет насилия и унижение других религий. Сторонниками создания террористических ячеек становятся люди которые относятся к мусульманскому миру лишь косвенно, используя исламскую идеологию лишь как прикрытие для разжигание межрелигиозных конфликтов, а главной их целью становится не борьба за правильность своих взглядов и воззрений, а банальная жажда власти и материального благополучия, и несмотря на активное противодействие как народов мусульманского мира так и всего мирового сообщества, продолжают благополучно развиваться на территории всего постсоветского пространства. Они оправдывают свои действия, изменяя смысл религиозных норм. Шариат и мусульманская культура в своем первоначальном виде открыто противостоят международному терроризму. В своих публичных выступления идейные лидеры ислама всячески пытаются донести до населения что экстремизму нет места в мусульманском мире и исламские правовые аргументы должны усовершенствовать методы противодействия религиозному экстремизму и международному терроризму. К тому же, не стоит проецировать действия небольших групп людей на этническую общность в целом.


Список литературы

  1. Всеобщая исламская декларация прав человека / Жданов Н. В. // Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003. — С. 512–519.
  2. Добаев И. П. Северокавказский терроризм в контексте национальной и региональной безопасности России // Геополитика. Вып. IV. Безопасность, 2010. — С. 4–14.
  3. Коран / пер., ком. Э. Кулиева. 8-е изд., стереотип. М.: Умма, 2010.
  4. Крымин А., Энгельгардт Г. Исламофобия // Отечественные записки. 2003. № 5 (13) [Электронный ресурс]: URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=664
  5. Лавров С. В. Россия и исламский мир – союзники в борьбе с терроризмом и экстремизмом // Интерфакс-Религия. 19.01.2007 [Электронный ресурс]: URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=16190
  6. Сайид Ахмад Хан. Интеллектуальный плюрализм и свобода мнений / пер. с англ. В. Г. Волковой // Отечественные записки. — 2003. — № 5 (13).