УДК 342.9

СУД, КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ В ВОПРОСЕ НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРОКОВ

№15,

Юридические науки

Бурлаченко Владимир Игоревич


Научный руководитель: Савенко Н.В., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: СУД; СРОКИ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ПРОЦЕСС; COURT; TERMS; ADMINISTRATIVE LAW; PROCESS.


Аннотация: Краткое резюмирование роли суда в назначении процессуальных сроков в административном судопроизводстве.

Основная роль и предназначение судебной власти определены в статье 10 Конституции Российской Федерации. В ней, в частности, предусмотрено положение о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Суды, если смотреть на данный орган государства в современном понимании этого слова, появились после реформы Екатерины II, которая, в свою очередь отделила судебные органы от административных, не давая тем самым привести судебный процесс к узурпации.

Итак, суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных, административных и иных категорий дел в установленном законом порядке, являясь обязательным участником процессуальных правоотношений, занимает особое положение. Так, он необходимый и незаменимый участник судебного разбирательства, имеющий свои права и обязанности, которые, в свою очередь тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. Кроме того, суд является независимым участником судебного процесса, имея процессуальный интерес в разрешении задач административного судопроизводства, в частности, и отправления правосудия.

Особое внимание в вопросе рассмотрения суда с точки зрения особого субъекта процессуальных правоотношений следует обратить внимание на важность назначения процессуальных сроков судом. Так, процессуальные сроки призваны дисциплинировать участников административного судопроизводства в осуществлении ими своих прав и обязанностей. В противном случае период времени, в течение которого разрешалось и рассматривалось дело, был бы поставлен в зависимость от усмотрения каждого субъекта гражданского судопроизводства, что недопустимо.

Известно, что по порядку установления административные сроки подразделяются на нормативные и судебные. Нормативные, т.е. установленные федеральным законом (например: срок разрешения вопроса о принятии административного искового заявления к производству — часть 1 ст. 127 КАС РФ); судебные, т.е. устанавливаемые самостоятельно судом (судьей) (часть 1 ст. 92 КАС РФ). Данный процессуальный срок должен устанавливаться с учетом принципа разумности (пункт 4 ст. 6 КАС РФ «Принципы административного судопроизводства»).

Процессуальный срок может быть установлен судом в случае, если есть необходимость в определении времени совершения определенного процессуального действия в то время, когда отсутствует законодательное установление данного срока, либо, если возникают обстоятельства, не позволяющие совершить процессуальные действия в установленный законом срок.

Исходя из вышеуказанного, следует отметить, что суд будет являться обязательным субъектом в вопросе назначения процессуальных сроков, исходя из конкретных обстоятельств.

Так, судебными сроками в административном судопроизводстве будут сроки, установленные для совершения определенных процессуальных действий.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что ни один орган государственной власти, кроме суда, не вправе регламентировать вопрос о назначении процессуальных сроков. Является ли это нарушением принципа разделения властей, либо данную особенность следует отнести к вопросу об особом статусе и компетенции судебных органов.

Разумно будет считать, что сроки в административном процессе не только не будут нарушать принцип разделения властей, а в полной мере отражать его с позитивно стороны, тем самым давая право на оспаривание установленных сроков, к примеру. Кроме того, установление процессуальных сроков на этапах судебного производства органом, осуществляющим судопроизводство, является абсолютно логичным и последовательным, ввиду того, что только зная ситуацию изнутри судебного процесса, можно говорить об установлении промежутков времени, при этом, не нарушив вышеупомянутый принцип разумности административного судопроизводства.

Рассматривая предметно виды и случаи применения процессуальных сроков непосредственно судом, возникает вопрос: «Является ли назначение процессуальных сроков в административном судопроизводстве обязанностью суда, либо можно лишь говорить о его неотъемлемом праве?».

Изучив данный вопрос на законодательном уровне, нельзя сказать однозначно. Исходя из правовой регламентации установления процессуальных сроков судом, можно уяснить некую закономерность: так, изначально возникает ситуация, на которую суд должен отреагировать, то есть появляется непосредственная обязанность суда разрешить правовой случай. С другой стороны, суд, при исполнении обязанности по установлению конкретного срока, использует право на самостоятельное определение конкретного промежутка времени, исходя из определенных обстоятельств, внутреннего убеждения судьи. Однако установленный процессуальный срок не может нарушать основополагающие принципы административного судопроизводства, такие как принцип разумности.

В некоторых случаях обязанность предполагается, исходя из обстоятельств дела и смысла закона. Так, выдавая сторонам запрос для получения доказательств, суд не может не установить срок их представления должностными лицами или гражданами, иное противоречило бы правилам доказывания и требованиям соблюдения сроков рассмотрения дел.

Закон предоставляет суду и право назначать конкретные сроки — суд по своему усмотрению может установить порядок и срок исполнения принятого решения.

Сроки для выполнения отдельных действий назначаются судом с учетом конкретных обстоятельств, исходя из соображений целесообразности и необходимости соблюдения общих сроков рассмотрения дела.

Подводя итог, можно резюмировать следующее. Суд является единственным органов государственной власти, имеющим право на установление судебных процессуальных сроков в административном судопроизводстве. Кроме того, вопрос о назначении судов судебных сроков является одновременно и правом и обязанностью суда, тем самым взаимнокорреспондирующей функцией которого будет являться невозможность доведения реализации судебной власти до произвола.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 32. Ст. 4398.
  2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 10. Ст. 1391.
  3. Журнал «Коммерсантъ Власть» №27 от 13.07.2009, стр. 23.
  4. Государство и право в изменяющемся мире: материалы научно-практической конференции, Н. Новгород, 2015 г. Часть 1, стр. 52-54