УДК 34

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОМОЩИ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА, В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

№15,

Юридические науки

Ратахин Никита Витальевич


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; ЛЬГОТЫ; РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ; СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА; НУЖДАЮЩИЕСЯ ГРАЖДАНЕ; SOCIAL SECURITY; BENEFITS; REPUBLIC OF KHAKASSIA; SOCIAL SUPPORT; NEEDY CITIZENS.


Аннотация: В статье характеризуется система предоставления мер социальной поддержки жителям республики Хакасия, нуждающимся в помощи, названы конкретные льготы и способы компенсации некоторых видов издержек отдельным категориям льготников. Также выделены недостатки механизма предоставления социальной помощи таким гражданам, предложены меры по совершенствованию законодательства в изучаемой сфере.

Система социальной поддержки нуждающихся граждан в Республике Хакасия достаточно обширна и затрагивает почти все сферы жизни общества. В зависимости от социальной группы, в которой состоят жители Республики Хакасия, получающие социальную поддержку, федеральным законодательством им гарантируется:

1. пенсионное обеспечение, выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации [см., например: 1, 2];
2. получение ежемесячной денежной выплаты;
3. получение и содержание жилых помещений;
4. оплата коммунальных услуг;
5. оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

В Республике Хакасия перечень льгот и компенсации социально-защищенным слоям населения гораздо обширнее, чем в других субъектах Российской Федерации. Так, жители Республики Хакасия имеют особые, не доступные жителям других регионов льготы. В их число входят:

1. частичная компенсация за использование домашнего телефона;
2. возможность бесплатного проезда железнодорожным транспортом для санаторно-курортного лечения раз в два года;
3. получение проездного билета для поездок на городском транспорте;
4. скидки или субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг (возмещается 50% оплаты в пределах социальной нормы площади; все, что сверх нормы, оплачивается по ставке 100%).

К числу стандартных видов социальной помощи относятся: обеспечение нуждающихся необходимыми техническими средствами для прохождения реабилитации в связи с утратой трудоспособности; различные виды ежемесячных денежных выплат, такие как пособия по безработице, пособия по временной нетрудоспособности, материнский капитал, так называемый социальный пакет, в который входит оплата лекарственных средств, путевок в санаторно-реабилитационные центры и санатории, оплата проезда до места лечения; а также льготы по квартирной плате.

Льготами по оплате коммунальных услуг и жилья в Республике Хакасия пользуется большое количество различных категорий граждан, число которых составляет 60% всего населения Республики Хакасия. При этом более 30% имеющих льготы — лица, получающие льготы по профессиональному признаку, вследствие чего они не являются субъектами социальных отношений.

Как представляется, система транспортных льгот и компенсации издержек имеет весомые недостатки, которые выражаются, в первую очередь, в отсутствии механизмов их финансирования. Так, например, в Республике Хакасия практически нет пригородного железнодорожного транспорта, поэтому данным видом льгот пользуется небольшое количество льготников. Как представляется, гораздо выгоднее было бы заменить бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте денежной компенсацией.

Всех имеющихся льгот недостаточно для полного обеспечения социальных интересов населения, эти социальные гарантии и льготы не гарантируют необходимой социальной защиты. Несмотря на значительное финансирование социальных гарантий и льгот со стороны государства, реальные размеры пособий и иных социальных выплат остаются очень незначительными, особенно для пенсионеров. Прожиточный минимум, предусмотренный законодательством, может обеспечить лишь минимальный набор продуктов, одежды и обуви, средств гигиены, лекарств и т.д., он не рассчитан на так называемые «форс-мажорные» обстоятельства, которые могут случиться в жизни каждого человека, например, внезапная болезнь, требующая дорогостоящего лечения, стихийное бедствие и т.д. Также стоит отметить, что финансирование многих социальных программ осуществляется с большим опозданием. Так, например, в течение 2016 года ветеранам труда в Хакасии не осуществлялся возврат денег за жилищно-коммунальные расходы (50%). В течение года жители Республики Хакасия неоднократно обращались в средства массовой информации, органы законодательной и исполнительной власти региона, но проблема не решалась из-за отсутствия финансирования.

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что в целом в Республике Хакасия ведется работа по поддержке пенсионеров и граждан, нуждающихся в социальной помощи, но, несмотря на отлаженный механизм реализации социальных программ, законодатель не учитывает актуальность и востребованность тех льгот, которые предоставляются на региональном уровне для обеспечении личного благополучия и благосостояния граждан соответствующих категорий.


Список литературы

  1. О государственной социальной помощи: Федер. закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ; в ред. Федер. закона от 07.03.2018 г. № 56-ФЗ // Рос. газ. – 1999. – 23 июл.; 2018. – 12 мар.
  2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федер. закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ; в ред. Федер. закона от 29.07.2018 г. №272-ФЗ // Рос. газ. – 1995. – 02 дек.; 2018. – 01 авг.
  3. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России: учеб. пособие. — Томск, 2010. — Ч. 1. — 435 с.
  4. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. — СПб., 2010. — 445 с.