УДК 159.952.4

ТРЕНИРОВКА ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

№15,

Педагогические науки

Кокова Елена Ивановна (Кандидат педагогических наук)
Копылов Юрий Анатольевич (Кандидат педагогических наук, Профессор Российской академии естествознания)


Ключевые слова: ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ; ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ; ТРЕНИРОВКА; ТЕКУЩАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ; VOLUNTARY ATTENTION; PHYSICAL EXERCISES; TRAINING; CURRENT ANXIETY.


Аннотация: Исследовали уровень произвольного внимания студентов высших учебных заведений. Использовали методы оценки произвольного внимания, работы нервной системы и нейромышечной координации, текущей тревожности.

Внимание человека определяется как концентрация разума на установленном предмете. Это специальный познавательный процесс, разнящийся от всех прочих тем, что он не имеет своего содержания и наличествует как бы в прочих психических явлениях: памяти, мышлении, восприятии, движениях [5].

Внимание – крайне существенный процесс. Величина его развития воздействует и на качество мышления, и на запоминание информации, и на ее анализ, и на координацию двигательной деятельности. От внимания зависит результативность любой деятельности человека. Внимание избирательно выбирает из окружающего мира предметы, имеющие особенный смысл, интенсивные раздражители, резкие звуковые сигналы, насыщенные световые вспышки, болевые воздействия.

Например, в спорте внимание имеет ключевое значение. Как известно, в спорте присутствуют быстрые передвижения, неожиданные перемены обстоятельств, значительные психологические нагрузки, что предъявляет значительные запросы к главным особенностям внимания – объёмности, сосредоточению, постоянству, распределению и переключению.

Внимание необходимо спортсмену для реализации различных тактических задач, возникающих в соревновательной деятельности. Технические действия очень часто предъявляют к спортсмену требования по предельной концентрации внимания. При этом необходимость концентрации внимания вызывает серьёзные изменения эмоционального состояния (тревожности), которые отражаются в различных системах организма – сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной [2]. Физическая нагрузка, выполняемая спортсменом, негативно сказывается на возможности длительно концентрировать внимание на выполнении двигательного действия, особенно в процессе утомления.

Учитывая значение формирования произвольного внимания была сформулирована цель исследования – разработать комплекс физических упражнений для формирования устойчивого произвольного внимания студентов высших учебных заведений.

Методы и организация исследования. Исследование проведено при участии 30-ти студентов педагогических факультетов высших учебных заведений, отнесенных к основной медицинской группе. Было сформировано 2 группы испытуемых – контрольная (15 человек), использовавшая игру в мини-футбол в условиях спортивного зала, и экспериментальная (15 человек), выполнявшая комплекс физических упражнений на повышенной узкой опоре (на гимнастической скамейке). Занятия проводились в течение двух месяцев, по три раза в неделю. Длительность каждого занятия – 45 минут, которое включало 10 минут разминки, 30 минут – выполнение физических упражнений, 5 минут – отдых в положении лёжа.

Тренировочная программа для экспериментальной группы.

Использован комплекс физических упражнений, требующий постоянного внимания при его выполнении. Положение 1. Стать прямо, ноги вместе, ладони рук сложить вместе перед грудью. Смотреть прямо перед собой. Положение 2. Сцепить большие пальцы рук вместе. Вытянуть руки вверх над головой, чтобы они были на одной линии с ушами. Положение 3. Наклониться вперёд к ногам и коснуться руками пальцев ног. Положение 4. Положить ладони на пол рядом со ступнями ног. Сгибая ноги, отставить назад вытянутую левую ногу, касаясь левым коленом гимнастической скамейки. Правая стопа находится между обеими кистями рук. Смотреть вверх. Положение 5. Отставить назад правую ногу, поместив её рядом с левой. Поднять область таза вверх. Скамейки должны касаться только подошвы стоп и ладони рук. Взгляд направить на стопы. Пятки прижать к поверхности скамейки. Тело должно принять форму треугольника. Положение 6. Коленями, грудью и подбородком коснуться гимнастической скамейки. Область таза слегка оторвана от поверхности скамейки. Ладони рук лежат на полу под плечами. Ноги держать вместе. Положение 7. Опустить на поверхность скамейки область таза и медленно поднять вверх голову и грудную клетку. Живот не отрывается от поверхности скамейки. Не опираться на руки, чтобы прогнуться назад. Ступни ног держать вместе. Положение 8. Поднять вверх область таза, выпрямляя руки и ноги. Скамейки должны касаться только подошвы стоп и ладони рук. Взгляд направлен на стопы. Тело снова принимает форму треугольника. Положение 9. Продвинуть левую ногу вперёд, чтобы стопа оказалась между кистями рук. Колено правой ноги касается пола. Смотреть вверх. Положение 10. Приставить правую стопу к левой. Выпрямить ноги. Коснуться руками носков ног. Голова и руки опущены вниз. Положение 11. Сцепить большие пальцы рук. Вытянуться вверх так, чтобы голова находилась между рук. Смотреть прямо перед собой. Положение 12. Сложить ладони рук вместе перед грудью. Расслабиться.

Проделать цикл, состоящий из 12 положений в течение 30-ти минут. Затем лечь на спину и расслабиться.

Методы исследования.

Оценка уровня внимания. Испытуемым предъявляли таблицу с расположенными в произвольном порядке числами от 1 до 25. Давалось задание отыскать в таблице по порядку все числа. Определяли время, затраченное на поиск, в секундах [3].

Проба Ромберга. Позволяет судить о эффективности работы нервной системы. В исследовании использовали усложненную пробу Ромберга: испытуемый стоял так, чтобы его ноги были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, руки вытянуты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты.

Оценка нейромышечной координации. Использовали тест Копылова [1]. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях, наклониться вперед, кисти рук на уровне середины голеней. По команде мяч перемещают по часовой стрелке вокруг правой голени, когда мяч будет находиться в «точке передачи» (правая рука сзади правой голени), левая рука спереди перехватывает мяч и начинает перемещение вокруг левой голени против часовой стрелки. Когда мяч вновь окажется в «точке передачи» между голенями, засчитывается выполнение одного круга, или «восьмерки». Замерялось время (в секундах) выполнения десяти полных «восьмерок».

Оценка уровня текущей тревожности. Испытуемые самостоятельно оценивали уровень текущей тревожности в соответствии со следующей градацией: 5 – огромная тревожность, озабоченность, напуган неразрешимыми трудностями и проблемами (5 баллов); 4 – некоторая озабоченность, страх, беспокойство, волнуюсь, раздражен (4 балла); 3 – чувствую себя несколько скованно, немного встревожен (3 балла); 2 – в целом уверен в себе, свободен от беспокойства (2 балла); 1 – полное спокойствие, на редкость уверен в себе, абсолютно не волнуюсь (1 балл). Испытуемым нужно было выбрать один вариант из пяти предложенных [4].

Результаты исследования.

Исходный уровень исследованных показателей не имел статистически достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами (табл. 1).

Таблица 1

Показатели студентов контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп в начале эксперимента (M + m)

Показатели Группа Различия Достоверность различия
К Э t p
Время выполнения теста на внимание, с 635,25

+ 40,27

612,68

+ 41,69

22,57 0,39 > 0,05
Время выполнения пробы Ромберга, с 28,14

+ 1,12

31,13

+ 1,22

2,99 1,80 > 0,05
Время выполнения теста Копылова, с 23,05

+ 0,99

25,06

+ 0,87

2,01 1,52 > 0,05
Тревожность, баллы 4,36

+0,55

4,19

+0,42

0,17 0,25 > 0,05

После проведения педагогического эксперимента показатели студентов экспериментальной группы статистически достоверно (p < 0,05) превосходили аналогичные показатели, полученные в контрольной группе (табл. 2).

Таблица 2

Показатели студентов контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп в конце эксперимента (M + m)

Показатели Группа Различия Достоверность различия
К Э t p
Время выполнения теста на внимание, с 435,25

+ 36,64

312,68

+ 31,91

122,57 2,52 < 0,05
Время выполнения пробы Ромберга, с 38,14

+ 1,06

42,13

+ 1,04

3,99 2,69 < 0,05
Время выполнения теста Копылова, с 13,05

+ 0,96

10,04

+ 0,77

3,01 2,45 < 0,05
Тревожность, баллы 4,03

+0,31

3,01

+0,28

1,02 2,43 < 0,05

Анализ полученных данных показал, что за время педагогического эксперимента студенты экспериментальной группы статистически достоверно (p < 0,05) улучшили исследованные показатели по сравнению с показателями контрольной группы.

В ходе проведения исследования было выявлено, что показатели текущей тревожности в экспериментальной группе после проведённого педагогического эксперимента корреспондируют с показателями произвольного внимания, а также показателями пробы Ромберга и теста Копылова. Предполагается, что произвольное внимание, работа нервной системы, показатели нейромышечной координации и текущей тревожности составляют определённый симбиоз и могут влиять друг на друга в процессе тренировки.

Внимание не является автономным психологическим явлением, и возникает только на фоне других психических процессов [6]. Можно сделать вывод о том, что внимание проявляется в системе различных психологических процессов, и связано с волевыми усилиями для достижения поставленной цели.

Нередко в тренировочной работе возникают ситуации, когда физическая работа не представляет интерес для занимающегося, и он часто вынужден произвольно сосредоточиваться на отдельных тренировочных упражнениях в силу необходимости. Непременным условием любой человеческой деятельности, в том числе и в области спорта, является проявление организованности, точности, мышечных напряжений, сосредоточенности внимания. В этой связи внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности [7].

Таким образом, используя разработанный комплекс физических упражнений, выполняемых на узкой опоре (гимнастическая скамейка) в тренировочной деятельности студентов, нуждающихся в более интенсивном формировании произвольного внимания, открывается принципиальная возможность развивать не только различные направления круга интересов, но и волевые качества.


Список литературы

  1. Копылов, Ю.А. Развивать координацию работы рук /Ю.А. Копылов // Физическая культура в школе. – 1987. – № 10. – С. 51.
  2. Косинцев, В.С. Экспериментально-педагогическое исследование путей совершенствования внимания в гандболе.: Автореф. дис…канд. пед. наук /В.С. Косинцев. – ГЦОЛИФК. – М., 1969. –19 с.
  3. Методика «Таблицы Шульте» /Альманах психологических тестов. – М., 1995. – С.112-116.
  4. Мотков, О.И. Психология самопознания личности /Практическое пособие / О.И. Мотков. – М., 1993. – 97 с.
  5. Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо // Хрестоматия по вниманию. – 1976. – 354 с.
  6. Романов, В.Я. Психология внимания /В.Я. Романов, Ю.Б. Дормашев. – М.: Тривола, 1995. – 347 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.