УДК 37/621.22

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ УСТРОЙСТВА ГИДРОТУРБИН ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

№15,

Педагогические науки

Нуреева Алина Алмазовна
Самедов Магамед Насиб оглы


Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; ГИДРОТУРБИНА; ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ; ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ; EDUCATIONAL PROCESS; HYDRAULIC TURBINE; HYDROELECTRIC POWER STATION; DIGITAL TECHNOLOGIES; EDUCATIONAL RESOURCES.


Аннотация: В статье представлен новый подход к организации изучения устройства и работы гидротурбин электростанций учащимися и студентами различных видов учебных заведений на основе использования цифровых образовательных технологий и электронных ресурсов.

Как свидетельствует мировой, отечественный опыт роль и значение применения современных гидротурбин, как составной части развития гидроэнергетики и сопутствующих её отраслей, а также благосостояния общества непрерывно повышается, что вызвано рядом причин. Во-первых, совершенствованием самой энергетической отрасли, в которой гидроэнергетика играет весьма заметную и всё возрастающую роль; а, во – вторых, развитием, модернизацией самих гидроагрегатов, включая практику их конструирования, возведения, эксплуатации, качества обслуживания ремонтных работ, увеличение их мощности и других вопросов [1-4].

Учитывая, что гидроэнергетическая отрасль относится к возобновляемым источникам энергии, необходимо усовершенствовать всю её работу, а для этого более пристальное внимание уделить изучению этой проблемы в системе школьного, профессионально-технического и вузовского образования на территории всей Российской Федерации.

Для её решения уже сейчас важно организовать научный поиск, реализацию новых образовательных и инновационных технологий. Их реализация, в эпоху становления цифровой школы, формирования нового поколения учащихся, молодежи, дадут возможность нам сказать, что изучение устройств гидротурбин, их квалификационных признаков, гидроэнергетической отрасли, стало, в конце концов, итогом всей многогранной, совместной работы педагогов, ученых, энергетиков, а также инженеров, конструкторов и других специалистов [5-8].

При этом важно опираться на изучение передового опыта, где внедрение новых технологий становится важным звеном подготовки специалистов самых разных отраслей, например, тех же учителей, преподавателей физики, бакалавров и магистров по энергетике, а также укрепления связей между странами, народами, исторического прошлого и настоящего [9, 10].

Здесь уместно напомнить и о таком историческом факте, когда размещение ГЭС на территории всей страны, скажем, в Египте, а это начало 70-х годов XX века (при содействии специалистов из Советского Союза), привело к коренным изменениям по улучшению экономической, социальной жизни сотен тысяч людей, на многие десятилетия вперед. К тому же были созданы благоприятные климатические условия для целого региона [11].

Конечно, все это относится и к нашей стране, Республике Татарстан, так как, практически, вся территория Российской Федерации, обладает огромными запасами энергетических ресурсов, естественно или искусственно накопленных в резервуарах внутренних водоемов (водохранилищ), равнинных и горных рек, акваторий морей и даже, океанов. Именно здесь возможно строительство и умелая эксплуатация различных видов ГЭС, гидроаккумулирующих станций (ГАЭС) с их мощными гидротурбинами, гидравлическими турбинами (обратимыми гидроагрегатами) или приливных электростанций (ПЭС), других гидротехнических сооружений.

Для этого важно проводить различные виды научных, исследовательских работ, в реализации которых должна быть задействована современная молодежь, все категории учащихся, как будущих физиков, инженеров, специалистов в различных областях знаний. Здесь история развития гидротурбинного дела в России и за рубежом, общее устройство, основные принципы работы, классификационные признаки, область применения гидротурбин, способы их эксплуатации, поиски повышения КПД гидроагрегатов — являются важнейшими признаками профессиональных компетенций каждого образованного человека, его знаний, умений и навыков.

Отсюда и вытекает высокая значимость всей этой исследовательской, педагогической, технологической работы в рамках модернизации российского образования и мирового сообщества. Однако здесь, на первое место должно выступать изменение цели работы, в деятельности современного педагога, например, – это углубленное изучение истории вопроса, физических законов, устройства, анализ квалификационных признаков гидротурбин, области их применения, эксплуатации, а также современного состояния гидроэнергетического комплекса мирового сообщества и нашей страны.

Соответственно меняются и учебно-воспитательные (дидактические) задачи в деятельности учебного заведения (во многом, зависящие от возраста учащихся), в числе которых выступают:

1. Ознакомление с историей развития гидротурбинного дела в России и за рубежом. Общее устройство гидротурбины, основные принципы их работы и применения,
2. Выявление основных технических характеристик гидротурбин и их классификационных признаков. Научное обобщение вопроса о классификации гидротурбин, гидроагрегатов: основные подходы к их модернизации, конструированию и эксплуатации;
3. Анализ технических характеристик рабочих органов турбины (рабочих колес) в системе гидротурбинного дела в России и зарубежных стран, а также развития всей гидроэнергетики как альтернативного (возобновляемого) источника энергии;
4. Выявление области применения гидротурбин, укрепления роли, значения гидроагрегатов и гидроэнергетического сектора в экономике Российской Федерации и других стран.

Естественно, что такое многообразие целей и задач, поставленных перед педагогическим сообществом, может, поначалу, даже «испугать» отдельных педагогических работников.

Здесь важно учитывать, что современные школьники, студенты, по – существу, уже живут в новой, малоизученной, особенно для преклонного возраста людей – цифровой эре и эпохе становления цифровой школы [12, 13].

Следовательно, и масштаб решаемых задач, специфика изучения учебного материала, во много раз должна превосходить содержание школьных и даже вузовских учебников, традиционного типа. На первое место выступает, вид, форма, способ организации учебного занятия, многообразие видов учебной деятельности учащихся, под руководством своих наставников. Именно поэтому приоритетными из них и становятся: электронная лекция, лабораторный практикум, научный эксперимент, видеоконференция, защита творческих работ, презентаций, организация деловых игр, компьютерного тестирования, проведение творческих зачетов или экзаменов.

Как показывает передовой опыт, разумное сочетание традиционных видов учебной деятельности, включая экскурсии на производство, встречи с интересными людьми, например, энергетиками и основных направлений модернизации учебного процесса в сторону реализации цифровых образовательных технологий, дает удивительный эффект творческого сотрудничества между детьми, родителями, учителями, студентами, преподавателями, специалистами разных профессий и возрастных групп. Сущность эффекта (поражающих непосвященных людей), что школьники, студенты с радостью приходят на занятия и с удовольствием учатся, а преподаватели — с радостью приходят на занятия и предлагают своим подопечным новые, «креативные» формы взаимодействия.

Естественно, здесь необходимо учитывать, что составной частью безопасности России является, в том числе и гидроэнергетика, важнейшими компонентами которой выступает работа гидротурбин, гидроагрегатов, а, следовательно, и их более глубокое, всестороннее изучение, выявление квалификационных признаков, области применения и других параметров.

Таким образом, всё сказанное выше, с одной стороны, может являться объектом, предметом, содержательной частью обновленного программного материала в работе с учащимися и молодежью, а с другой, важнейшим методом всей инновационной работы педагогического коллектива учебного заведения. Где наряду с приоритетом, укреплением авторитета личности человека (школьника, студента, преподавателя) меняется характер основных способов поиска ответов по изучаемым нами проблемам.

В их качестве может выступать анализ научной, технической, учебно-методической литературы, материалов периодической печати, Интернет-ресурсов, научно-практических конференций, фотографий, рисунков (в доступной для учащихся разных возрастов — форме или видах изложения) и многое другое.

Всё это: рассказ, беседа, цифровая демонстрация, включая изложение содержания технической документации, предпринимательских проектов, будущих открытий, изобретений – становится главным фактором формирования личности в эпоху развития цифровой школы, цифровых технологий, цифровой экономики.


Список литературы

  1. Брызгалов В.И., Гордон А.А. Гидроэлектростанции: Учебное пособие. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002. – 541с.
  2. Гидроэнергетика и комплексное использование водных ресурсов. / Под ред. П.С. Непорожнего. – М.: Энергоиздат, 1982. – 559с.
  3. Парлит В.В. Гидравлические турбины. – М.: Высшая школа, 1987. – 328 с.
  4. Самедов М.Н., Шибанов В.М. Общая электротехника и электроника / Учебное пособие для бакалавров. Елабуга: изд-во ЕИ КФУ, 2015. – 112с.
  5. Aikashev G.S., Samedov M.N.O., Shibanov V.M. Reseach laboratory in russiaon education system // Middle East Journal of Scientific Research. – 2014. – T. 20, № 11. – P. 1339-1343.
  6. Шурыгин В.Ю., Дерягин А.В. Развитие технических способностей одаренных детей во внеклассной работе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №2. – URL: http://www.science-education.ru/108-8773. (дата обращения 12.09.2018).
  7. Краснова Л.А. Физика вокруг нас // Физика в школе. – 2014. – № 3. – С. 60-61.
  8. Сабирова Ф.М. VIII Международный фестиваль школьных учителей в Елабуге // Физика в школе. – 2017. – № 8. – С. 58-60.
  9. Шурыгин В.Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами LMS MOODLE // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6, № 1 (18). – С. 172-174.
  10. Самедов М.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении посредством привлечения студентов к модернизации лабораторных практикумов // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т.6, №1 (18). – С.149-153.
  11. Самедов М.Н. Изучение региональных особенностей энергетического комплекса Камско-Вятского района республики Татарстан в вузе (на примере подготовки бакалавров-энергетиков) // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6. – С. 406-419.
  12. Краснова Л.А. Содержание и пути информационной компетентности педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т.6. – № 3 (20). – С.200-203.
  13. Шурыгин И.Ю. О возможностях использования вузовских электронных образовательных курсов, в процессе преподавания физики в школе. // Физика в школе. – 2016. – №4. – С.57-60.