УДК 2964

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №2»

№15,

Экономические науки

Мишагина Гера Юрьевна


Ключевые слова: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; СПОРТИВНАЯ ШКОЛА; УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ; ADDITIONAL EDUCATION; SPORTS SCHOOL; THE ADMINISTRATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS; IMPROVEMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM.


Аннотация: В данной статье выделяется и описывается общая система управления в дополнительных образовательных учреждениях, в частности основные направления работы МБУ ДО «ДЮСШ №2» ЕМР РТ. Аргументируется обеспечение правильной организации учебно-воспитательного процесса в спортивной школе. Особое внимание акцентируется на том, что усилия управляющей системы спортивной школы направлены в первую очередь на создание комплексных условий проведения учебно-воспитательной работы.

Совокупность действий, которые необходимы для исполнения воздействия на объект управления и обеспечивают его движение в направлении цели, являются системой управления. В свою очередь целью любого образовательного учреждения является обеспечение психолого-педагогических, организационно-педагогических, социально-педагогических, а также правовых гарантий на полноценное образование [5, с. 129].

На сегодняшний день управление образовательным учреждением представляет собой сложный процесс, который включает в себя: корректный выбор целей и задач, исследование и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, систему рационального планирования, организацию работы ученического и педагогического состава, подбор подходящих путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль [3, с. 86].

Управление спортивной школой представляет собой аргументированные действия администрации, а также специалистов, которые направлены на разумное использование времени и сил педагогов спортивной школы и обучающихся в учебно-тренировочном процессе с целью углублённого овладения учебных программ по конкретным видам спорта, нравственного воспитания, всестороннего развития личности, а также подготовки к сознательному выбору жизненной позиции. Умение руководителя спортивной школы и тренеров-преподавателей творчески применять современные достижения науки и современного опыта, а также активность тренеров-преподавателей и обучающихся спортивной школы в учебной и воспитательной работе, позволят решить вышеуказанные задачи [1, С. 15-24].

Целесообразно отметить, что всеобщая система управления в образовательных организациях не соответствует прогрессивным условиям. Поскольку в последние десятилетия в производственных сферах и в сфере бизнеса происходят значительные изменения в качестве управления, то в образовательных организациях, в силу определенных оснований, данные процессы фактически незаметны. А для государственных учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности данная проблема особенно актуальна, поскольку специфика работы (физическое развитие детей), не требовала, особенной организации управления учреждением [7, с. 59].

На основе закона Российской Федерации «Об образовании», Устава МБУ ДО «ДЮСШ №2» ЕМР РТ и локальных актов осуществляется управление МБУ ДО «ДЮСШ №2» ЕМР РТ. Основополагающей целью управления спортивной школой является формирование конкурентоспособного учебно-воспитательного заведения, которое подготавливает всесторонне развитого, спортивно-одаренного человека. Поскольку физкультурное образование является управляемым процессом, так как от эффективности управления зависит качество обучения, жизнеспособность спортивной школы, конкурентоспособность, то оно ни в коем случае не может формироваться стихийно, наряду с любым процессом в социально-экономической системе. В основе управления МБУ ДО «ДЮСШ №2» ЕМР РТ лежит сотрудничество административного, тренерско-преподавательского, а также родительского и ученического коллективов.

Невозможно осуществлять руководство спортивной школой только лишь на административной основе, поскольку для этого нужно, чтобы были понятны цели этого регулирования и положительный результат для каждого участника процесса функционирования спортивной школы, в связи с чем, оно требует обширного участия всех участников образовательного процесса. Целесообразно выделить два основных направления работы МБУ ДО «ДЮСШ №2» ЕМР РТ, а именно:

1) предоставление условий по подготовке физически крепкого, востребованного социумом выпускника, который освоил необходимый уровень знаний умений, навыков по определенному виду спортивной подготовки, а также владеющего оптимальным уровнем здоровья для последующей спортивной и учебной деятельности;

2) поддержание контингента занимающихся, конструктивное вовлечение социальных партнеров к совместной деятельности.

Обеспечение правильной организации учебно-воспитательного процесса в спортивной школе осуществляется на основе следующих принципов:

• единство взглядов административного аппарата на совместно решаемые учебно-спортивные задачи и пути их исполнения;
• единство ценностных ориентаций;
• отсутствие принципиальных разногласий в общепедагогических подходах к решению основных задач управления и в оценке работы преподавателей.

Компетентно сформировать управленческий коллектив и качественно организовывать его работу позволило точное распределение управленческих обязанностей на основе знания директором спортивной школы индивидуальных особенностей каждого заместителя.

Успеху работы аппарата управления МБУ ДО «ДЮСШ №2» ЕМР РТ способствует:

• совместное распределение деятельности, организация контроля за работой заместителей и систематическая оценка ее результативности, анализ и оценка работы преподавателей, и самооценка личной деятельности, участие заместителей в тех видах деятельности, которые проводятся директором;
• обмен опытом работы и общей информацией о сложностях в организации личного труда и труда педагогического коллектива;
• совместный поиск оптимально верного пути их преодоления.

На умение заместителей всесторонне представить преуспевания, достижения и трудности в организации тренировочного процесса, а также на то, что работа всех участников образовательного процесса исполнялась в соответствии с установленными задачами, указывают аналитические материалы заместителей директора по итогам учебных периодов. Система управления в МБУ ДО «ДЮСШ №2» ЕМР РТ обеспечивает научную обоснованность учебно-тренировочного процесса, атмосферу дружного креативного труда, здоровой морально-психологической обстановки, ставит в центр внимания участников образовательного процесса, личность воспитанника, педагога, представляет для них реальную возможность осуществления свободы выбора.

Мобилизации материальных, социальных, психологических и педагогических факторов воспитания и обучения способствует управляющая система МБУ ДО «ДЮСШ №2» ЕМР РТ. Усилия управляющей системы спортивной школы направлены в первую очередь на формирование комплексных условий проведения учебно-воспитательной деятельности:

• оптимальных материальных условий работы и отдыха,
• условий для дополнительных занятий физической культурой и спортом,
• интеллектуально-содержательного проведения свободного времени,
• занятий по заинтересованностям.

Эффективное управление учебно-тренирочным процессом в МБУ ДО «ДЮСШ №2» ЕМР РТ упрощает достижение образовательных целей, гармонизирует положительные факторы и компенсирует неблагоприятные эффекты, носит футурологический, оперативно-предупредительный характер, стимулирует и улучшает инновационные процессы, обеспечивает научно-техническую корректность организации, учитывает применение личностно-ориентированных методов управления, распределяет цели, информационную, профессиональную поддержку.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности работы руководящей системы МБУ ДО «ДЮСШ №2» ЕМР РТ требуется реализация в ее работе принципов научности, целенаправленности, плановости, систематичности, перспективности, единства требований, оптимальности и объективности. Вследствие чего, практическая реализация намеченных преобразований по основополагающим направлениям работы МБУ ДО «ДЮСШ №2» ЕМР РТ приведёт к постепенному формированию комплексного образовательного пространства, которое организовано как системная целостность и ориентировано на развитие и саморазвитие личности обучающегося в спортивной школе.


Список литературы

  1. Берлин А. Из опыта управления реконструирования кадрового потенциала муниципальных учреждений // Российский экономически журнал. – 2018. – №4. – С.15-24.
  2. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2018. – 256 с.
  3. Иванов В.В. Управление образовательным учреждением. 2-е изд. – М.: Дело, 2017. – 336 с.
  4. Шукин И. Н. Особенности управления современной школой. – М.: АСА., 2016. – 310 с.