ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

№4,

Юридические науки

Базылев Михаил Сергеевич


Ключевые слова: НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКИ РФ; КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ; НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ; ИНФЛЯЦИЯ; TAX POLICY; INDIRECT TAXES; TAXATION; INFLATION.


Аннотация: В настоящей статье рассмотрены аспекты, связанные с налоговой политикой Российской Федерации на современном этапе. Проведен анализ достоинств и недостатков этой системы, определены перспективы развития налоговой политики, обозначены существующие недостатки системы и варианты их решения.

Роль налогообложения и налоговой системы в целом довольно сложно переоценить. В настоящее время именно эта сфера призвана обеспечить стабильность экономики, формирование полноценных субъектов рынка и общей рыночной инфраструктуры, создание и поддержание конкуренции на рынке и формирование единого механизма воздействия на хозяйственный оборот.

Как показывает практика, налоговая система, являясь важнейшим инструментом регулирования экономики, должна основываться на сочетании и понимании интересов всех общественных слов – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, государственных служащих, студентов и иных, чьи доходы отличаются в значительной степени. Такой подход способен обеспечить поддержание социальной стабильности и реальную возможность платить тот или иной налог определенным социальным группам.

Важно отметить, что в связи с постоянными изменениями в политической, экономической и социальной сфере необходимо, чтобы действующая налоговая система способствовала стимулированию производства, привлечению инвесторов, в том числе иностранных, давала возможность поддержания конкуренции.

Однако прослеживается иная тенденция – производители тех или иных товаров стремятся передать бремя налогообложения на непосредственных потребителей товаров – население. В связи с этим большая часть налогов начинает приобретать косвенный характер, включая в стоимость самого товара налоги, которые должен платить производитель.

Но такой подход к налогообложению не разрешает важнейшие проблемы — стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание найти различные «лазейки» в законе для сокрытия заработной платы работников, и, что очень важно, ее распределение на большую численность сотрудников, что, в свою очередь, фактически способствует стимулированию труда с минимальной оплатой, падение его производительности.

В настоящее время доля косвенных налогов подвержена снижению, в Российской Федерации же ситуация обратная. Это говорит о существующих недостатках в системе налогообложения, стремлении увеличить поступления в бюджет любым способом. В связи с этим и наличие актуальных проблем в экономике: инфляция, слабое развитие малого и среднего предпринимательства, быстрый рост цент на товары потребительского потребления, невозможность обеспечить своевременное реагирование на потребности рынка.

Анализируя вышеназванные моменты, можно отметить следующие недостатки, существующие в налоговой системе России в настоящий период:

— преобладание фискальной функции налоговой системы, направленной на получение доходной базы для обеспечения функционирования всех уровней государства;

— возможность обхода законодательной базы путем использования существующих правовых пробелов, избегания налогообложения;

— отсутствие стабильности, сложность, двоякость и запутанность в понимании нормативной базы налогообложения;

— недостаточное развитие процедур налогового и оперативного контроля.

Важно понимать, что для успешного развития всего государства ему необходимы стабильные, объективно реагирующие на изменения институты и механизмы, способные отвечать различным запросам и потребностям общества, способным формировать благоприятные условия существования и функционирования рынка, способствующих эффективному производству и снижению налоговой нагрузки.

«Вместе с тем, само снижение налоговой нагрузки должно сопровождаться снижением затрат на функционирование административной системы, увеличением роли социальных и регулирующих налогов.» [1, с. 111]

Наряду с этим существует также проблема, связанная с истребованием большого объема документов, размытого трактования тех или иных норм. В сфере налогообложения необходимо продолжать работу по последовательному упорядочиванию полномочий налоговых органов путем уточнения, разъяснения и устранения многих отсылочных норм в законе.

«В связи с этим актуальной остается задача, связанная с формированием налогообложения, которое можно характеризовать как отвечающее современным требованиям экономики, становлению полноценных субъектов рынка.» [2] Очевидно, что взвешенная, стабильная и развивающаяся налоговая политика занимает особую роль. Вместе с фискальной функцией налоговая система в условиях формирования рынка и производственных отношений должна осуществлять активную стимулирующую функцию.

Подводя итог можно отметить, что построение эффективной налоговой системы возможно путем реформирования. Ведь именно налоговая политика во многом формирует экономику страны, определяет ее перспективы, способствует развитию всего государства и отдельных отраслей.

Таким образом, на современном этапе очевидно, что находясь в стадии становления налоговая сфера имеет недостатки. Одна из важнейших задач заключается именно в том, чтобы сформировать налоговую систему понятной, единообразной и предсказуемой для всех категорий налогоплательщиков и в то же время направить реформационный механизм на преодоление существующих барьеров, тормозящих развитие данной отрасли, устранение пробелов и формирование условий, для комфортного развития рынка.


Список литературы

  1. Мороз В.В. Сущность и основные формы налогового администрирования // В.В. Мороз. — Бизнес в законе. 2012. №5.- 139 с.
  2. Шаталов С.Д. Налоговая политика Российской Федерации в ближайшей перспективе // С. Д. Шаталов. — Финансы. 2009. №7. – С. 3-7.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой Федерально Собрания Российской Федерации 19 июля 2000 года: одобрен Советом Федерации Федеральным Собранием Российской Федерации 26 июля 2000 года: введен Федеральным законом 31 июля 2000 № 146-ФЗ: в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 года №242-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000.- №32.- Ст. 3341.
  4. Архипов А.И. Экономический словарь // А.И. Архипов. — М.: Проспект, 2010. – 626 с.