УДК 004.738.5:37.013

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ

№15,

Педагогические науки

Галушин Павел Викторович (Кандидат технических наук)


Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; КРИПТОВАЛЮТА; ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; INFORMATION TECHNOLOGY; CRYPTO-CURRENCY; HIGHER EDUCATION.


Аннотация: В данной работе обосновывается необходимость изучения принципов функционирования криптовалют в образовательных программах по юридическим специальностям в вузах правоохранительных органов. Кроме того, рассматривается место соответствующего материала в образовательной программе и приёмы, которые могут быть использованы для повышения эффективности его изучения.

Одним из трендов 2017 года как в России, так и во всем мире можно признать обсуждение вопросов обращения и регулирования криптовалют. Криптовалюта – это относительно новое средство платежей, с децентрализованным выпуском и учётом. Функционирование традиционных средств платежей, основано, как правило, на доверии участников к организатору (государству или юридическому лицу), оборот криптовалют, напротив, осуществляется без участия какого-либо централизованного администратора.

Для обеспечения функционирования системы в таких условиях используется технология «блокчейн» (англ. Blockchain – цепочка блоков). Она заключается в том, что списки операций с криптовалютой объединяются в блоки. Причём каждый блок содержит информацию обо всех предыдущих, защищённую от изменения электронной подписью.

Регистрация пользователей криптовалюты, как правило, не предусматривается: номера счетов и пароли к ним формируются случайным образом и не могут быть изменены. Причём пароли в сети, обеспечивающие функционирование криптовалюты не сохраняются. Принадлежность счёта некоторому лицу определяется исключительно знанием пароля.

Используемые методы позволяют, с одной стороны, обеспечить надёжность операций с криптовалютой, а с другой – анонимность участников расчетов. Наибольшую известность в настоящее время в Российской Федерации получили криптовалюты биткоин (bitcoin, BTC) и эфир (ethereum).

Термин «криптовалюта» закрепился после публикации статьи o системе Биткойн «Crypto currency» (Криптографическая валюта), опубликованной в 2011 году в журнале Forbes [1]. Сам же автор биткоина, как и многие другие, использовал термин «электронная наличность» (англ. electronic cash).

Несмотря на то, что пристальное внимание средств массовой информации и высшего руководства Российской Федерации криптовалюты привлекли относительно недавно, преступный мир уже на протяжении нескольких лет активно пользуется ими в своих целях, что делает очень актуальными вопросы раскрытия и расследования преступлений, связанных с использованием криптовалют [2].

Ко второму типу ситуаций, в которых сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с криптовалютами, являются обращения граждан о том, что принадлежащая им криптовалюта является предметом преступного посягательства.

При этом, зачастую, у курсантов и слушателей учебных заведений, а также и у действующих сотрудников правоохранительных органов на основе сведений, почерпнутых из средств массовой информации формируется неправильное представление о механизмах функционирования криптовалют. Например, существует заблуждение, что анонимность счетов в криптовалютах обеспечивается наличием зарубежного владельца или оператора, не сотрудничающего с правоохранительными органами Российской Федерации и не предоставляющего учётную информацию по их запросам, а не отсутствием оператора и процесса регистрации как такового.

Вопросы о правовом статусе криптовалют, в частности: является ли криптовалюта имуществом, выходят за рамки данной статьи. Криптовалюты используются, в том числе для затруднения раскрытия и расследования преступлений, де факто, а также становятся объектом преступных посягательств, поэтому сотрудники органов внутренних дел должны иметь по крайней мере базовые знания о криптовалютах.

Принципы функционирования криптовалют оказывают существенное влияние на их роль в рассматриваемых следственных ситуациях, поэтому эти принципы должны быть известны и понятны не только техническим специалистам, но и более широкому кругу сотрудников правоохранительных органов. Прежде всего — сотрудникам подразделений по контролю за оборотом наркотиков, а также следователям, ведущих уголовные дела по легализации доходов, полученных от продажи наркотиков.

В Сибирском юридическом институте МВД России подготовка сотрудников в интересах органов внутренних дел ведётся по специальностям 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» и 40.05.02 «Правоохранительная деятельность».

Наиболее подходящим местом для изучения принципов функционирования криптовалют в образовательных программах по данным специальностям является информационно-правовой блок.

В Сибирском юридическом институте МВД России в образовательных программах по рассматриваемым специальностям предусмотрены следующие информационно-правовые дисциплины: «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» (1-2 курс), «Основы информационной безопасности в органах внутренних дел» (2 курс), «Правовая статистика» (4 курс) и «Использование информационно-телекоммуникационных технологий в противодействии незаконному обороту наркотиков» (4 курс).

В основе функционирования криптовалют лежат принципы и технологии криптографии. Поэтому, дисциплина «Правовая статистика» может быть сразу исключена из рассмотрения, так как в этой дисциплине изучение материала, связанного с криптографией, не предусмотрено и представляется не целесообразным. Остальные три дисциплины могут включать в себя материал, связанный с криптовалютами в той или иной степени.

Обучение по информационно-правовым дисциплинам в Сибирском юридическом институте МВД России строится по принципу «от общего – к частному». Дело в том, что в информационные технологии совершенствуются очень быстро, поэтому целесообразно на младших курсах изучать наиболее фундаментальные сведения и медленно изменяющееся программное обеспечение (такое как текстовые редакторы, табличные процессоры и т.п.), которые не устареют за время обучения, а конкретные информационные технологии и программное обеспечение, используемое при совершении преступлений либо при раскрытии и расследовании преступлений − на старших. При таком порядке изучения наиболее быстро устаревающих материал изучается ближе всего к началу практической деятельности [3].

Такой же подход целесообразно сохранить и для изложения материала, связанного с криптовалютами: принципы их функционирования изучать на младших курсах, а конкретные разновидности криптовалют и возможности раскрытия и расследования связанных с ними преступлений − на старших.

Основной технологией, лежащей в основе функционирования криптовалют, является блокчейн, то есть технология объединения информационных блоков (произвольной природы) в цепочки, связанные друг с другом по специальным правилам, причём факт связывания подтверждается электронной подписью. Технология электронной подписи, в свою очередь, основана на методах несимметричной криптографии. Таким образом, для правильного понимания принципов функционирования криптовалют необходимо понимать технологии электронной подписи и несимметричной криптографии в целом.

В настоящий момент в дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», в соответствии с Примерной программой ДГСК МВД России, рассматривается электронный документооборот и технология электронной подписи на пользовательском уровне, чего явно недостаточно для понимания принципов функционирования криптовалют. Необходимые для этого идеи, технологии и алгоритмы несимметричной криптографии и электронной подписи изучаются в курсе «Основы информационной безопасности». Таким образом, в данной дисциплине технология блокчейн может быть изложена без увеличения или перераспределения учебной нагрузки.

Обучающиеся должны изучить алгоритмы несимметричной криптографии, а также понимать, как они могут быть использованы для добавления и проверки электронной подписи. Основной целью обучения должны быть не столько усвоение знаний о конкретных алгоритмах, а формирования представления о том, почему электронную подпись невозможно подделать на практике и каким образом она предотвращает модификацию подписанного электронного документа.

При изучении дисциплины «Использование информационно-телекоммуникационных технологий в противодействии незаконному обороту наркотиков», целесообразно рассматривать примеры объявлений о продаже запрещённых к обороту предметов и веществ за криптовалюту, наиболее распространённые криптовалюты, возможности правоохранительных органов по контролю за ними, аспекты использования информации об операциях с криптовалютой в раскрытии и расследовании преступлений, противодействии легализации преступных доходов с использованием криптовалют.

Заблуждения о принципах функционирования криптовалют могут и должны быть использованы в качестве отправной точки при обучении, а парадоксальные свойства криптовалют (например, владение счётом и одновременное отсутствие регистрации) должны использоваться для привлечения и удержания внимания обучающихся и как мотивирующий фактор. Акцент на необычных (по сравнению с более традиционными электронными средствами платежей) особенностях криптовалют (таких как анонимность, возможность создания счёта без подключения к сети Интернет, невозможность восстановления пароля, если владелец его забыл) и важности данной темы для будущей профессиональной деятельности позволит эффективно удерживать внимание обучающихся при изучении соответствующих тем.

Описание процесса получения криптовалюты с помощью майнинга также может быть использовано для повышения интереса обучающихся. Здесь следует делать акцент на случаи ажиотажного спроса на средства вычислительной техники, используемые для майнинга. Также данный вопрос можно использовать для иллюстрации разнообразия современной вычислительной техники, так как в зависимости от этапа функционирования криптовалюты для майнинга могут использоваться обычные процессоры, видеокарты или специализированные процессоры.

Криптовалюты являются децентрализованными системами, в которых информация обо всех транзакциях хранится на множестве независимых компьютеров, причём в полном объёме. На этот факт нужно обращать внимание обучающихся как на один из принципов функционирования криптовалют. Кроме того, эту особенность можно использовать для иллюстративных целей: можно в режиме реального времени продемонстрировать, как на специализированных сайтах (например, blockchain.info) можно проследить формирование новых блоков в блокчейне, просмотреть информацию о последних операциях, баланс произвольно выбранных счетов и так далее.

Криптовалюты могут быть не только предметом изучения, но и иллюстративным материалом. В средствах массовой информации и сети Интернет публикуется довольно много материалов о так называемых «майнерах», то есть людях, использующих свою вычислительную технику для выполнения вычислений, необходимых для обеспечения функционирования криптовалют. В зависимости от конкретной криптовалюты это могут быть обычные компьютеры, блоки видеокарт, специализированные процессоры и т. д. Это можно использовать для иллюстрации структуры современной вычислительной техники. Например, можно объяснять, что современные видеокарты являются специализированным процессором с большим количеством ядер.

Децентрализованный способ хранения информации об операциях с криптовалютами может быть использован как иллюстрация распространения децентрализованных технологий в сети Интернет вообще (наряду с файлообменными сетями, распределёнными вычислениями, сетью TOR и другими сервисами обеспечения анонимности).

Таким образом, принципы функционирования криптовалют и сведения о современных тенденциях в этой области могут быть включены в образовательные программы вузов правоохранительных органов без увеличения учебной нагрузки в рамках информационно-правового блока. При этом, так как криптовалюты являются современной, быстро развивающейся информационной технологией, получающей широкое освещение в средствах массовой информации, такое включение может послужить фактором повышения мотивации как к изучению информационно-правовых дисциплин, так и к обучению в целом.


Список литературы

  1. Greenberg, A. Сrypto-currency [Электронный ресурс]. – URL: https://www.forbes.com/forbes/2011/0509/technology-psilocybin-bitcoins-gavin-andresen-crypto-currency.html (дата обращения 05.04.2018 г.).
  2. Галушин, П.В. Сведения об операциях с криптовалютами (на примере Биткойна) как доказательство по уголовному делу / П.В. Галушин, А.Л. Карлов // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. − Казань, 2017. − Т. 2. − № 4. − С. − 90-100.
  3. Молоков, В.В. Специальные технических знаний, необходимые для эффективного раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых посредством сети Интернет / В.В. Молоков, П.В. Галушин // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России: научно-практический журнал. − Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2016. − Вып. 2(23). − С. 138-142.