УДК 37.026.7
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИНЦИПОВ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№15,
Педагогические науки
Виноградов Владислав Львович (Кандидат педагогических наук)
Тимофеева Зоя Сергеевна
Устюжина Ольга Николаевна (Кандидат экономических наук)
Ключевые слова: ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ; КОНСТРУКТ; УРОК; PROBLEM-ORIENTED LEARNING; CONSTRUCT; LESSON.
Чаще всего в учебных заведениях используются традиционные технологии достижения образовательных результатов, построенных на знаниевой парадигме, когда педагог изначально дает ответ на заданный вопрос, а учащимся отводится роль закрепления этого знания, решения различного рода теоретических и практических задач. Такая технология, оправданная в ХХ веке, в настоящее время однозначно теряет свои позиции во всем мире, и приоритеты даются технологиям, которые позволяют обучающимся самостоятельно или под руководством педагога приходить к определенным знаниям. В значительной степени принцип проблемно-ориентированного образования отвечает именно этой новой, современной парадигме.
Проблемное обучение направлено на развитие «само»: учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку. В процессе проблемно-ориентированного занятия студенты приобретают много важных умений и навыков, и самое главное – их деятельность подкрепляется интеллектуальными мотивами.
Проблемное обучение сопряжено с постановкой и реализацией таких целей как:
• усвоение результатов научного познания, а также овладение способами познания;
• формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной сфер студента;
• развитие индивидуальных способностей учащихся.
Также при проблемном обучении уделяется больше внимания на воспитание навыков творческого применения знаний, то есть умении применить полученные знания в новой ситуации и умение решать возникшие проблемы.
Альберт Эйнштейн утверждал, что «формулирование проблемы, часто более существенно, чем ее разрешение». Создание проблемной ситуации на учебном занятии является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи, так как подобные ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любой дисциплины, входящей в структуру основной образовательной программы среднего специального учебного заведения.
Учебное занятие будет результативным и эффективным лишь при условии соблюдения всех необходимых для этого организационно-педагогических условий. Существуют две группы условий: общепедагогические и дидактические.
К первой группе относятся следующие условия:
1. Наличие квалифицированного, творческого преподавателя с хорошей теоретической подготовкой.
2. Высокий уровень обучения учащихся.
3. Наличие хорошего учебника, учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и т.д.
4. Наличие дружеской атмосферы в коллективе, взаимопонимания между педагогом и обучающимися. [2]
К основному дидактическому требованию относится тот факт, что содержание изучаемых материалов должно быть связано с жизнью, отражать научную истину и соответствовать современному уровню данной науки, а методы обучения – уровню новейших достижений дидактики. Ознакомление учащихся с доступными им принципами научного исследования и методами изучаемой науки путем решения учебных проблем – непременное условие научности обучения и его развивающего воздействия.
Также важно систематически создавать проблемные ситуации, соблюдать логику познавательного процесса и обучать строгой доказательности суждений и умозаключений, что обусловливает развивающий характер учебного процесса.
Следующее условие заключается в обязательном сочетании слова и наглядности, использование современных технических средств обучения, развитие воображения как основы всякой творческой деятельности, а также гармонизации обучения и воспитания.
Необходимо постоянно возбуждать интерес к учебному материалу и учитывать индивидуальные и возрастные особенности учеников. В обучении следует соблюдать: последовательность, т.е. опора на ранее полученные знания; применение теоретических знаний на практике; систематический и планомерный учет и контроль качества усвоения знаний.
Вдобавок, обязательными дидактическими условиями эффективного обучения выступает соблюдение санитарно эпидемиологических норм учебного заведения. Соответственно, режим дня студентов, не допуская перегрузки учебными занятиями.
Кроме этого, существует несколько правил организации учебного занятия.
Первое правило — грамотно определить цели занятия (достигаемый результат).
Второе правило — подготовить содержание учебного материала, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся.
Третье правило — определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей.
Четвертое правило — выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала и дидактическими задачами.
Пятое правило — урок должен характеризоваться четкостью организации, плановостью, целостностью; обязательна единая логика развертывания деятельности учителя и учащихся, что обеспечит управление учебно-познавательной деятельностью учеников.
Шестое правило — все дидактические задачи должны решаться на уроке и не переноситься на домашнюю работу. Нецелесообразно давать материал сверх программы (кроме информационного и с целью индивидуализации), недоступные учащимся источники для самостоятельного изучения или непосильные практические задания [1].
Седьмое правило является дополнительным — оно указывает на обязательность применения знаний о типах, видах уроков и их структуре.
Чтобы учебное занятие не было случайным скоплением элементов учебного процесса, оно должно иметь постоянную структуру, но в то же время быть подвижным.
Структура современного урока — это диалектическая взаимосвязь внешних и внутренних его элементов, определяемая соотношением внешней и внутренней логики процесса учения. Иначе говоря, каково содержание образования, цели обучения и дидактические задачи, такова логика обучения; какова логика, такова и структура организационной единицы учебного процесса.
Проблемное обучение на уроке имеет следующую структуру:
1. Создание проблемной ситуации, где главной функцией преподавателя является развертывание проблемы через частные вопросы. Преподаватель актуализирует прежние знания, и в качестве обратной связи возникает проблемная ситуация. В это время деятельность обучающегося состоит в поиске ответов на частные вопросы на основе имеющихся знаний, а также сопоставление имеющихся знаний с необходимостью ответа на вопросы. В результате возникает видение проблемы.
2. Постановка проблемы: на данном этапе преподаватель организовывает самостоятельную или групповую деятельность, где вместе со студентами анализирует ситуацию. После этого учащиеся концентрируются на поиске недостающего знания и формулировании проблемы. В итоге должны получить формулировку проблемы.
3. Выдвижение предложений и гипотез. Здесь преподаватель лишь управляет умственным поиском: направляя фактическим материалом и информационными вопросами. Обучающиеся выдвигают предположения и во взаимодействии преподавателем актуализируют опыт и проверяют предположения. При этом самостоятельно ищут возможные варианты решения и анализируют выдвинутые варианты решения. Готовым продуктом на данном этапе служит формулировка предположений и гипотез.
4. Доказательство гипотезы и решение проблемы является предпоследним этапом. На этом этапе преподаватель также управляет поиском, сообщая новые факты по проблеме, а также подкрепляет поиск новыми терминами. Студенты, анализируя понятия, находят неизвестное. В результате чего, в совместной работе с преподавателем обосновывают и доказывают гипотезу.
5. Проверка решения. На заключительном этапе обучающимся предлагается решить задание на применение нового знания. В процессе чего, студенты сопоставляют полученные знания с практическими примерами преподавателя и используют знания для решения практических задач. Решения проверяются, и появляется результат: применение на практике найденного способа решения.
Таким образом, достижение образовательных результатов с использованием принципов проблемно-ориентированного образования возможно исключительно при грамотном построении конструкта учебного занятия. В свою очередь, лишь соблюдение всех общепедагогических и дидактических условий и правил позволить выстроить эффективный конструкт.
Список литературы
- Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. Изд. 3-е. / М.И. Махмутов – Казань: Изд-во «Фэн» Академии наук РТ, 2016. – 192 с.
- Образование, устремленное в будущее. Социально-когнитивные исследования молодежной среды и компьютерные технологии обучения [Текст] / Д.Ш.Сулейманов, Д.М. Шакирова, М.А. Чошанов, Г.А. Рудик, И.Ф. Сибгатуллина и [др.] : Научное издание / Под редакцией Д.М. Шакировой – Академия наук РТ, НИИ «Прикладная семиотика». – Казань: Изд-во «Фэн» Академии наук РТ, 2016. – 260 с.