УДК 342

СУЩНОСТЬ КОНТРАКТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК

№15,

Юридические науки

Белицына Анастасия Анатольевна


Научный руководитель: Анисимова Л.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления.


Ключевые слова: КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ; ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР; THE CONTRACT SYSTEM; GOVERNMENT PROCUREMENT; PUBLIC CONTRACT; CIVIL CONTRACT.


Аннотация: В статье рассмотрены вопросы правовой и административной сущности государственного контракта. Обоснована актуальность исследования, выявлены особенности и важные элементы государственного контракта. Полученные выводы, основанные на анализе нормативно-правовых актов, позволяют выявить внутренние закономерности и особенности системы государственных (муниципальных) закупок в России.

С целью применения и реализации в Российской Федерации международного и отечественного опыта осуществления государственных и муниципальных закупок был принят и вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] (далее Закон N 44-ФЗ).

В основу данного закона был положен системный подход к формированию и размещению заказов государственных (муниципальных) контрактов.

В данной статье речь пойдет об особенностях контракта в системе государственных (муниципальных) закупок.

Действующее законодательство содержит несколько юридических определений государственного контракта, при этом общее определение государственного контракта дано в Законе N 44-ФЗ, а определения видов государственных контрактов получили свое отражение в ГК РФ.

В ч. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт определяется как договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В кратком виде понятие «государственные нужды» можно сформулировать следующим образом: государственные нужды — это признаваемые в установленном законом порядке потребности.

Как правило мнения ученых, занимающихся данным вопросом, расходятся: одни считают, что государственный (муниципальный) контракт представляет собой особый тип гражданско-правового договора, вторая группа ученых настаивают на том, что это, прежде всего, форма или этап размещения государственного (муниципального) заказа.

Как разновидность гражданско-правового с элементами административного договора его выделяют, например, Л.И. Шевченко [7], В. В. Балакин [2], а Н.Н. Заботина в целом считает введение этого термина неэффективным, так как он вызывает путаницу в понятиях и разногласия относительно своей правовой природы [4].

В Гражданском Кодексе Российской Федерации [1] в отдельный параграф (§ 4, ст. ст. 526 — 534) выделены только вопросы поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, осуществляемые на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также аспекты заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Возвращаясь к точке зрения сторонников второго подхода, основной целью государственного контракта, как административной процедуры выступает реализация общего блага, публичных интересов, достижения общественно значимых результатов [6]. А также административная природа контракта проявляется во властном волеизъявлении государства в виде государственного заказчика, что противоречит сущности гражданско-правового договора.

Представляется, что данное мнение не совсем обосновано и не лишено недостатков, так как государственный контракт и его заключение представляет собой лишь один из этапов процесса проведения государственных закупок, а не является единственной самоцель.

Так Борисов О.И. в этой связи отмечает, что закрепленное в Законе N 44-ФЗ определение государственного контракта является неполным, поскольку не содержит существенных условий данной договорной конструкции и не предусматривает, как уже отмечалось, что контракты в целях обеспечения государственных нужд должны заключаться заказчиками от имени РФ или субъекта РФ, а контракты, направленные на обеспечение собственных нужд заказчиков, заказчикам следует заключать от своего имени [5].

Следовательно, становиться очевидно, что отнесение государственного контракта лишь как к форме реализации государственного (муниципального) заказа не позволяет полностью раскрыть суть данного института, а также выявить его существенные характеристики, в связи с чем представляется, что государственный контракт представляет собой особый тип гражданско-правового договора.

Можно выделить следующие особенности государственного контракта от обычного гражданско-правового договора:

1) так как одной стороной всегда выступает государство или его представители, то можно выделить особый субъектный состав;
2) наличие особого, четко регламентируемого законодательством порядка заключения и исполнения государственного контракта, а также четко установленной формы;
3) наличие цели, которая заключается в удовлетворении нужд государства в лице Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также иных заказчиков.

Следовательно, государственный контракт, ввиду наличия в нем особых субъектов и складывающихся правоотношений, а также намного более широкой сферы применения не может быть прямо отнесен ни к одному виду договора, прямо обозначенным в нормах ГК РФ.


Список литературы

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015)
  3. Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 152.
  4. Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 9.
  5. Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом» (25 апреля 2017 года, г. Москва) / А.Г. Ананьев, В.К. Андреев, А.В. Белицкая и др.; под ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М.: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Юридический факультет им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности, Юстицинформ, 2017. 484 с.
  6. Чиркова Е.В. Понятие и квалифицирующие признаки контракта на выполнение подрядных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, №3, 2015.
  7. Шевченко Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: дис. … д-ра юрид. наук. Кемерово, 2001. С. 268.