УДК 342

КОРПОРАТИВНЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

№15,

Юридические науки

Миягашев Павел Николаевич


Ключевые слова: ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ; СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ; КОРПОРАТИВНЫЕ АКТЫ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ; РОССИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ; КОЛЛИЗИЯ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ; SOURCES OF LEGAL REGULATION; THE SYSTEM OF SOURCES; CORPORATE ACTS; INTERNATIONAL ORGANIZATIONS; THE RUSSIAN ORGANIZATION; CONFLICT; IMPROVING.


Аннотация: Корпоративные акты по праву стали источниками правового регулирования в сфере физической культуры и спорта. При этом корпоративные акты международных спортивных организаций российское законодательство относит к источникам, а корпоративные акты российских организаций нет, что можно отнести к коллизиям системы источников правового регулирования в сфере физической культуры и спорта.

Предмет настоящего исследования – это проблемы системы источников правового регулирования в сфере физической культуры и спорта.

К источникам правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта (далее по тексту – ФКиС) на сегодняшний день, в силу прямого указания федерального законна «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о ФКиС), относится международное законодательство, Конституция РФ, Закон о ФКиС, иные федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты муниципальных образований, приказы министерств, регулирующих деятельность в области ФКиС [1].

Однако в юридической литературе существует иная точка зрения, относя к источникам регулирования отношений в области ФКиС также «корпоративные нормативно-правовые акты физкультурно-спортивных организаций, объединений, которые принимаются в соответствии с порядком, который закреплен в их учредительных документах, нормативно-правовые договоры, например, соглашения, которые заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ,…учредительный договор о создании физкультурно-спортивного учреждения…и др.» [3, с. 2; 6, с. 25; 7, с. 21; 8, с. 55].

Следует отметить, что данный подход нашел поддержку у ряда авторов [2, с. 17; 4, с. 109].

Считаем в рамках легального подхода данное утверждение спорным, поскольку, законодатель на сегодняшний день не относит корпоративно-нормативные акты к законодательству о ФКиС (ст. 4 Закона о ФКиС).

Согласимся с позицией И. И. Гирфанова «…о невозможности выделения источников частно-правового порядка, которые свойственны в большей степени гражданским правоотношениям с участием юридических лиц…, в частности договорного типа…такая особенность объясняется специфическим объемом полномочий, которые осуществляют многие физкультурно-спортивные организации по поручению государства» [5, с. 242].

Безусловно, корпоративные акты спортивных организаций относятся к частно — правовым источникам правового регулирования деятельности спортивных организаций.

Однако, в силу прямого указания закона, на сегодняшний день, должна идти речь только о публично-правовых источниках правового регулирования деятельности в области ФКиС.

Между тем, корпоративные нормативно-правовые акты международных спортивных организаций, например, Олимпийская хартия (Международный олимпийский комитет – далее по тексту МОК), Всемирный антидопинговый кодекс (Всемирное антидопинговое агентство – далее по тексту – ВАДА), Устав ФИФА (Международная федерация футбола) и др., в силу ч. 4 ст. 4 Закона о ФКиС, по праву стали источниками правого регулирования в области ФКиС.

При этом корпоративные нормативно-правовые акты российских спортивных организаций Закон о ФКиС не относит к источникам правового регулирования отношений в области ФКиС.

Так, например, Всемирный антидопинговый кодекс (далее по тексту – ВАК), являющийся нормативно-правовым актом в области борьбы с допингом, который должен применяться в практике национальных спортивных организаций, утвержден ВАДА.

Общероссийские антидопинговые правила, разработанные Российским антидопинговым агентством (далее по тексту – РУСАДА), в соответствии с ВАК, были утверждены не РУСАДА, а Приказом Минспорта России.

Корпоративные нормативно-правовые акты российских спортивных организаций, такие как Устав Олимпийского комитета России (далее по тексту – ОКР), Уставы спортивных федераций фактически являются источниками правового регулирования в области ФКиС.

Так, в частности, согласно Уставу ОКР:

1) «юрисдикция ОКР в пределах компетенции, …, распространяется на всю территорию Российской Федерации» [9] (п.1.9);
2) «осуществляет свою деятельность в качестве национального олимпийского комитета на основе признания МОК (далее по тексту – МОК» [9] (п. 1.5);
3) «возглавляет олимпийское движение России, представляет РФ на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх,…региональных, континентальных…всемирных спортивных мероприятиях, проводимых МОК…ассоциациями национальных олимпийских комитетов» [9] (п. 16).

Правовой анализ Устава ОКР позволяет сделать вывод, что данный корпоративный нормативно-правовой акт фактически регулирует отношения в области спорта высших достижений на международном уровне, соответственно его по праву можно считать источником правового регулирования данных отношений.

Налицо коллизия системы источников правого регулирования отношений в области ФКиС.

В связи с этим, необходимо на законодательном уровне признать корпоративные нормативно-правовые акты источниками правового регулирования в области ФКиС путем дополнения ст. 4 Закона оФКиС частью 5 следующего содержания:

— ч. 5 «По вопросам деятельности в области спорта высших достижений принимаются корпоративные нормативно-правовые акты общероссийских спортивных организаций».

Представляется, устранение существующей коллизии, позволит совершенствовать систему источников нормативно-правового регулирования деятельности в области ФКиС, что в целом окажет положительное действие на развитие ФКиС в РФ.


Список литературы

  1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ: (ред. от 29.07.2018) // СЗ РФ. – 2007. – № 50. – Ст. 6242.
  2. Алексеев С. В., Гостев Р. Г. Спортивное право: источники регулирования физкультурных и спортивных мероприятий // Культура физическая и здоровье. – 2013. – № 5 (47). – С. 16-31.
  3. Вулах М. Г. Нормативно-правовое обеспечение управления физической культурой и спортом в Российской Федерации // Российская юстиция. – 2011. – № 7. – С. 2- 4.
  4. Иванов В. Д., Смирнова В. З., Райн М. А. Проблемы правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. – Т. 2. – № 2. – С. 108-111. [Электронный ресурс]. http://vuzirossii.ru/publ/regulirovanija_fizicheskoj/36-1-0-5629 (дата обращения 25.08.2018).
  5. Гирфанов И. И. Особенности построения источников правового регулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций // Вестник КрасГАУ. – 2014. – № 10. – С. 241-245.
  6. Красовский С. Я. К вопросу о правовом регулировании физической культуры и спорта // Вестник ЮУрГУ. 2013. – № 4 – (Т.13). – С. 23-27.
  7. Лукин М. В. Правовая организация управления физической культурой и спортом в Российской Федерации: Атореф. дис. …канд. юрид. наук. – Саратов, 2006. – 25 с.
  8. Сердюков А. В. К вопросу о кодификации спортивного законодательства // Российская юстиция. – 2010. – № 5. – С. 54-56.
  9. Устав Олимпийского комитета России (принят Олимпийским собранием 03.04.1997 г. (в ред. от 08.12.2016). – [Электронный ресурс]. – URL: http://olympic.ru/upload/documents/about-committee/new_ROC_constitution/roc_constitution-2017.pdf (дата обращения 25.08.2018).