ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ

№4,

Юридические науки

Базылев Михаил Сергеевич


Ключевые слова: НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ; ИНВЕСТИЦИИ; ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ; ТОРГОВЫЙ БАРЬЕР; FISCAL POLICY; ECONOMIC STABILITY; INVESTMENTS; INCOME TAX; TRADE BARRIER.


Аннотация: В настоящей статье рассмотрены вопросы функционирования налоговых систем Российской Федерации и Объединенных Арабских Эмиратов, проведен сравнительный анализ отдельных положений в сфере налогового законодательства, установлены преимущества каждой из систем, а также их недостатки.

Как известно, налоговая политика является одним фундаментальных элементов рыночной экономики и важнейшим инструментом государственного регулирования общественных отношений. Налоговая политика направлена на решение многих задач в жизни государства: стабильность экономики, обеспечение достойного уровня жизни, формирование крепкой инфраструктуры и преодоление кризисных ситуаций.

Следует отметить, что одним из важнейших направлений налоговой политики Российской Федерации служит формирование бюджетной устойчивости и преодоление асимметрии в развитии регионов. Для достижения этих целей принимается целый комплекс мер, в том числе и на законодательном уровне. Так называемый «налоговый маневр» строится на снижении таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты наряду с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых. Также налоговый маневр подразумевает: дополнение перечня подакцизных товаров, увеличение налоговой ставки по налогу на прибыль по доходам российских организаций в виде дивидендов с 9 до 13%, увеличение ставки НДФЛ в отношении доходов в виде дивидендов физическим лицам-резидентам РФ с 9 до 13%, индексация ставок водного налога на установленные коэффициенты.

Следующим важным направлением налоговой политики РФ является борьба с многочисленным вывозом капиталов за рубеж. В соответствии с положениями Федерального закона № 227-ФЗ от 18.07.2011 с 1 января 2012 г. в РФ начинает действие новейший механизм контроля за ценами на сделки между связанными между собой лицами, организациями, имеющими цель занижения налоговой базы по НДС, НДПИ, налогу на прибыль и НДФЛ.

На современном этапе формирования экономической стабильности важным шагом является принятие поправок, направленных на снижение участия в хозяйственном обороте иностранных организаций и лиц, стремящихся использовать правовые механизмы для обхода закона. Данные меры подразумевают налогообложение нераспределенной прибыли иностранных компаний, контролируемой организациями или физическими лицами, которые являются налоговыми резидентами РФ — налогом на прибыль организаций или НДФЛ согласно российскому налоговому законодательству.

К иным аспектам анализа и контроля за деофшоризацией относится ратификация Российской Федерацией Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. Это позволяет осуществлять совместные проверки по налогам, производить взыскания задолженности из-за рубежа, проводить обмен информативными данными между налоговыми органами.

В последние годы такие государства, как Россия и ОАЭ, имеющие обширные запасы различных ресурсов, достигли разных уровней развития экономики. В связи с этим возникает вопрос: что способствует такому росту экономики ОАЭ в сравнении с другими странами?

Ответ на данный вопрос довольно прост: одна из главных целей политики ОАЭ в экономической сфере — это привлечение большего числа инвесторов, в том числе иностранных. Развитие туризма, строительство, газовая и нефтепромышленность — все это привлекает инвесторов со всего мира. Но не менее важным фактором видится и подход к формированию налоговой политики.

«Говоря об инвестиционной составляющей, следует заметить, что согласно рейтингу, одного из авторитетных изданий, ОАЭ имеет «самую совершенную систему налогообложения в мире. Причем Объединенные Арабские Эмираты удерживают это почетное место уже не первый год» [1, с. 66].

Характерными особенностями налоговой политики ОАЭ является относительно небольшое количество налогов, простой механизм составления и предоставления налоговых отчетностей и низкие ставки на доходы от деятельности для физических и юридических лиц. Ставки и уровень налогообложения в Объединенных Арабских Эмиратах приблизительно втрое ниже, чем в Российской Федерации, что является хорошим стимулом и фактором стабильности ведения хозяйственной деятельности в ОАЭ. Кроме того, между ОАЭ и обширным рядом стран заключены соглашения о «невзимании» так называемых двойных налогов. «Можно прийти к выводу, что даже для стран нерезидентов достаточно выгодно осуществлять свою деятельность на территории Объединенных Арабских Эмиратов» [1, с. 79].

Говоря о налоговом режиме отметим, что отличительной особенностью ОАЭ является отсутствие некоторых видов налогов, которые взимаются в других странах, например, в Российской Федерации. В Дубае отсутствует подоходный налог или налога на капитал, исключение составляет нефтяная индустрия и отдельные сектора банковской сферы. Вместе с тем в ОАЭ нет подоходного налога, в том числе налога, удерживаемого из заработной платы сотрудников.

Благодаря отсутствию торговых барьеров и достаточно низким пошлинам ОАЭ легко привлекает инвесторов, стимулируя тем самым развитие экономики.

Однако существование единых общих налогов способствует тому, что не все слои населения способны их платить и зачастую такой подход не отвечает возможностям определенных социальных групп.

Подводя итог, отметим, что в настоящей статье рассмотрена только малая часть всех составляющих налоговых режимов этих стран. Важно понимать, что у каждого государства своя уникальная история, свой подход к формированию тех или иных систем и структур. Необходимо учитывать опыт зарубежных стран, но с поправкой на особенности, которые существуют в каждом конкретном государстве.


Список литературы

  1. Н.А. Бикалова, В.В. Мукина, М.С. Сыркова, Международный научный журнал «Символ науки». 2015.№6.- 96 С.
  2. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 года: в ред. Законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ // Российская газета. — 2014. – 21 марта.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой Федерально Собрания Российской Федерации 19 июля 2000 года: одобрен Советом Федерации Федеральным Собранием Российской Федерации 26 июля 2000 года: введен Федеральным законом 31 июля 2000 № 146-ФЗ: в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 года № 242-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000.- №32.- Ст. 3341.
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения: Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4575