УДК 342.9

О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА

№15,

Юридические науки


Иванов Андрей Юрьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ТАБАК; ТАБАЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ; АНАЛОГ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; TOBACCO; TOBACCO PRODUCTS; ANALOGUE OF TOBACCO PRODUCTS.


Аннотация: Рассматриваются особенности законодательства Российской Федерации в сфере потребления табачной продукции, а также отдельные проблемы его применения.

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ) и других нормативных правовых актов принимаемых в соответствии с ними. Указанный закон принят в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака (Заключена в г. Женеве 21 мая 2003 г.), которая ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 51-ФЗ.

Положения Федеральный закон № 15-ФЗ основываются на нормах Конституции Российской Федерации (см. ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 41, ст. 42 и др.). С учетом вышеизложенного можно утверждать, что закон не направлен на дискриминацию прав отдельных категорий граждан, а наоборот направлен на защиту приоритетных прав в области охраны здоровья граждан, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Указанный вывод полностью согласуется с принципами, указанными в ст. 4 ФЗ № 15-ФЗ. Указанные принципы являются базовыми, на которых и построено отечественное законодательство в области защиты здоровья граждан от негативного воздействия потребления табачной продукции.

Федеральный закон № 15-ФЗ утвержден Президентом Российской Федерации 23 февраля 2013 года, вступил в силу с 1 июня 2013 года, однако значительная часть норм вступала последовательно. Так ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия, указанные в ст. 13, вступили в силу с 1 января 2014 года. Отдельные положения ст. 12 (например, запреты на курения в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания и др.), а также ч. 3 ст. 16 (требование рекламы о вреде курения) и ч. 1-5, п. 3 ч. 7 ст. 19 (ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями) Федерального закона № 15-ФЗ вступили в силу с 1 июня 2014 года, отдельные положения ст. 18 вступили в силу с 1 января 2017 года.

Структура ФЗ № 15-ФЗ является четкой и понятной, так в указанном законе сформулирован предмет правового регулирования, а именно последний направлен на регулирование отношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан от негативных последствий потребления табака. Данный предмет конкретизируются принципами, изложенными в ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ, а принципы раскрываются в иных положениях закона, т.е. все меры которые указаны в рассматриваемом законе не должны противоречить принципам, таким как охрана здоровья граждан является приоритетом по отношению к интересам табачных организаций.

В Федеральном законе № 15-ФЗ указываются полномочия органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от негативного воздействия потребления табака. Однако следует отметить, что отличительной особенностью рассматриваемого закона является положения указанные в ч. 6 ст. 6, которые предусматривают право региональных органов власти принимать дополнительные меры, направленные на охрану здоровья граждан от негативного воздействия табака. Указанное право, например, согласуется с ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные запреты на потребление табачной продукции в отдельных общественных местах, за нарушения которых могут применяться меры административной ответственности, предусмотренные в региональных законах об административных правонарушениях.

Следует отметить, что рассматриваемый нормативный акт содержит права и обязанности физических, юридических лиц. Согласно ч. 2 ст. 9 ФЗ № 15-ФЗ физические лица обязаны формировать у детей негативное отношение к потреблению табачной продукции, а также не допускать их вовлечения в процесс потребления табачных изделий и др. Согласно ст. 10 ФЗ № 15-ФЗ работодатели обязаны контролировать соблюдение норм указанного законодательства на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и др. Указанные нормы являются новеллами отечественного законодательства. [1]

Федеральный закон № 15-ФЗ содержит комплекс мер направленных на предупреждение возникновения заболеваний, связанных с негативным воздействием потребления табака, сокращение потребления табака, к числу которых относятся не только запреты на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, а также меры направленные на снижение спроса в сфере потребления табачной продукции, на усиление медицинской помощи лицам потребляющим указанную продукцию и др. (см. ст. 11).

За нарушение запретов и ограничений, указанных в законе, КоАП РФ предусмотрен ряд мер административной ответственности, например, ст. 6.23, 6.24, 6.25 КоАП РФ.

Указанный перечень административных правонарушений не является исчерпывающим.

Применение указанных мер административной ответственности возложено законодателем на ряд должностных лиц отдельных органов государственной власти (см. таблицу № 1):

Таблица № 1.

Перечень уполномоченных юрисдикционных органов составлять протоколы, постановления по делам об административных правонарушениях, в связи с нарушением требований, предусмотренных ФЗ № 15-ФЗ.

Уполномоченный юрисдикционный субъект

Рассматриваемые дела об административных правонарушениях/статьи КоАП РФ

Протоколы по делам об административных правонарушениях/статьи КоАП РФ

1

Роспотребнадзор России

6.24, 6.25

ч. 1 ст. 14.3.1, 14.53

6.24, 6.25

ч. 1 ст. 14.3.1, 14.53

2

ФАС России

ч. 4 и 5 ст. 14.3.1

ч. 4 и 5 ст. 14.3.1

3

МЧС России

6.24, 6.25

6.24, 6.25

4

МВД России

6.24, ч. 1 ст. 14.3.1, ч. 2 ст. 14.53

5

Ространснадзор России

ч. 1 ст. 6.24, 6.25

ч. 1 ст. 6.24, 6.25

6

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

6.23

6.23

7

Роскомнадзор России

ч. 2, 3, 5 ст. 14.3.1

ч. 2, 3, 5 ст. 14.3.1

8

Минкомсвязь России

14.3.1

14.3.1

9

Службы строительного надзора

6.24

6.24

10

Росздравнадзор России

6.24 (в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских), 6.25

Кроме того, согласно ст. 23.1 КоАП РФ рассматривать указанные выше дела об административных правонарушениях могут судьи.

Таким образом, юрисдикционные полномочия четко разграничены в части применения норм, предусматривающих административную ответственность в сфере потребления табачной продукции, однако следует отметить, что в случаях если обращение, содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию конкретного государственного органа или должностного лица, то последнее направляется в течение семи дней со дня регистрации уполномоченному органу или должностному лицу с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

К числу недостатков Федерального закона № 15-ФЗ можно отнести следующее:

Во-первых, предметом закона являются общественные отношения, связанные с потреблением продукции, в состав которой входит табак. В связи с чем следует отметить, что к предмету закона не относятся проблемы, возникающие с курением (потреблением) продукции в составе которой нет табака, например, курение в общественных местах продукции с помощью кальяна, а также использование электронных мобильных испарителей. В целях повышения эффективности применения мер административной ответственности за потребление продукции в составе которой нет табака необходимо корректировать содержание ФЗ № 15-ФЗ. В частности, необходимо расширить (изменить) предмет регулирования, указанного выше закона. В ст. 2 ФЗ № 15-ФЗ необходимо усовершенствовать понятийный аппарат в целях применения федерального закона, например, добавить определения раскрывающие иные способы потребления не только табака, но и иных изделий в целях курения, кроме того, целесообразно пересмотреть определение «курение». Термин «курение» нельзя связывать только с потреблением табачной продукции, целесообразно добавить такое определение как «аналог табачной продукции (изделий)». Для устранения терминологических разногласий необходимо внести аналогичные изменения в ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию».

Во-вторых, региональные органы власти могут устанавливать запреты на потребление табачной продукции в местах не предусмотренных ФЗ № 15-ФЗ. Для реализации указанных выше полномочий субъектам Российской Федерации необходимо разработать свой закон, обосновав его применение, с указанием дополнительных запретов и ограничений, не предусмотренных в федеральном законодательстве и только после можно вносить изменения в региональное законодательство об административных правонарушениях. Кроме того, должностные лица органов внутренних дел не обладают процессуальными полномочиями по указанной категории дел. Административные правонарушения, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, рассматривают административные комиссии. Для решения вопроса о наделении полномочиями сотрудников полиции составлять протоколы за административные правонарушения, предусмотренные в региональных законах, необходимо внести соответствующие изменения в ст. 28.3 КоАП РФ. В статье 28.3 КоАП РФ предусматривается возможность наделения сотрудников полиции полномочиями по составлению протоколов, но только за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, при наличии соглашения между МВД РФ и региональными органами власти.


Список литературы

  1. Иванов, А.Ю. Административно-правовые основы ограничения курения табака в Российской Федерации / А.Ю. Иванов // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. — 2012. — №1. С. 211-216.