УДК 33

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№15,

Экономические науки

Мишагина Гера Юрьевна


Ключевые слова: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ; ADDITIONAL EDUCATION; CONTROL SYSTEM; EDUCATIONAL PROCESS; IMPROVEMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM.


Аннотация: В данной статье выделяются и описываются основные идеи, помогающие в дальнейшем определить задачи развития дополнительного образования обучающихся в региональной системе образования. Аргументируется конструктивное изменение региональной системы дополнительного образования обучающихся на основе развития приоритетных моделей. Особое внимание акцентируется на том, что содержание, технологии, методы и формы организации дополнительного образования, которые используются в образовательном процессе, должны быть ориентированы на создание многоуровневого, вариативного, свободного пространства для становления культурной и самостоятельной личности обучающегося.

Определяющими факторами необходимости улучшения системы дополнительного образования обучающихся, являются происходящие социально-экономические изменения, которые в соответствии с вызовами времени, а также общественными потребностями актуализировали роль дополнительного образования обучающихся. Одним из элементов комплексной модернизации отечественной системы образования является дополнительное образование, поскольку за последнее время это проявилось явно, в связи с чем, всеми забытое дополнительное образование обучающихся вызвало особый интерес государственных деятелей, законодателей, а также широкой общественности. За всю историю развития систем дополнительного образования трудно вспомнить такого особого внимания к организации деятельности обучающихся за пределами «урока». На сегодняшний день одним из основополагающих факторов формирования и развития способностей и интересов, гражданского, социального, а также профессионального самоопределения обучающихся является дополнительное образование детей, так как оно обладает открытостью, мобильностью, гибкостью, а также способностью оперативно реагировать на социально-экономические изменения в интересах ребенка, его семьи, общества и государства.

На сегодняшний день социально-экономическое положение призывает подойти к решению вопроса о повышении качества образования через объединение ресурсов всех образовательных учреждений. Данное решение проблемы позволит создать условия, которые обеспечат подготовку образовательных, нравственных, предприимчивых личностей, которые в дальнейшем смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации информационного выбора.

Целесообразно выделить несколько основных задач развития дополнительного образования обучающихся в региональной системе образования:

• предоставление качественного дополнительного образования доступного для всех слоев и групп детского населения;
• обеспечение широкого диапазона образовательных услуг как пространства возможностей и выбора собственной линии развития;
• объединение общего и дополнительного образования с целью создания единого образовательного пространства на базе общеобразовательных школ и образовательных комплексов;
• активизация конкурентной образовательной среды за счет создания новых типов образовательных организаций дополнительного образования детей, обладающих развитой инфраструктурой и ориентированных на реализацию образовательных программ повышенного уровня.

В настоящий момент особое место занимает выбор подобного направления развития, учитывающее необходимость эффективной адаптации учреждений дополнительного образования обучающихся к изменениям, которые уже произошли, и имело в перспективе предпосылки к повышению эффективности их деятельности, укреплению стабильности всей сферы. Тем не менее, при усилении значимости дополнительного образования в обществе в вопросах организации дополнительного образования обучающихся существует ряд проблем:

• неравномерность и дефицит применяемых ресурсов;
• явное «отставание», а также неэффективность учреждений дополнительного образования;
• отсутствие технологичных методик управления.

Данная ситуация разделяет организации дополнительного образования обучающихся на две неравноправные группы:

1) организации, которые имеют устойчивое, стабильное развитие, а также демонстрируют высокие результаты, мобильные и готовые к конструктивным изменениям;
2) организации, которые испытывают дефициты преимуществ и динамики развития, которые выражаются в трудностях, которые связаны с выполнением государственного задания, с формированием состава обучающихся и ресурсным обеспечением.

Конструктивное изменение региональной системы дополнительного образования обучающихся, с учетом данной позиции, возможно лишь на основе развития приоритетных моделей, а именно:

• предоставление качественного дополнительного образования доступного для всех слоев и групп детского населения – состоит из всестороннего мониторинга качества дополнительного образования в определенном образовательном учреждении, включая качество реализуемых образовательных программ. Наряду с этим предоставляет широкий спектр образовательных услуг с сохранением приоритета бесплатного и равного доступа к дополнительным образовательным услугам всех категорий детей, в том числе и социально уязвимые слои населения;
• предоставление региональных социальных гарантий в сфере дополнительного образования обучающихся по различным направлениям деятельности на основе сохранения традиционного подхода и в соответствии с меняющимися запросами общества.

Одновременно с этим необходима стабилизация условий для качественного углубленного обучения по программам различного уровня в системах образования (только общеразвивающие программы), а также культуры и спорта (общеразвивающие и предпрофессиональные). Поскольку системы обладают фактически параллельным образовательным потенциалом и, в свою очередь, не предполагают преемственности учащихся от системы образования на более высокий уровень к системам культуры и спорта.

Используемые в образовательном процессе содержание, технологии, методы, а также формы организации дополнительного образования должны быть ориентированы на создание многомерного, вариативного, свободного пространства в целях становления культурной и самостоятельной личности каждого обучающегося. Осуществление этого направления предполагает следующее:

1. формирование и развитие элементов обеспечения обновления содержания услуг по предоставлению дополнительного образования, их соответствие потребностям общества и задачам городского развития, повышения эффективности процесса обучения и воспитания, а именно:

• преобразование содержания, технологий и расширение списка услуг дополнительного образования на основе организации эффективного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия;
• побуждение деятельности частных учреждений дополнительного образования, которые реализуют дополнительные образовательные программы для обучающихся разных возрастов;
• привлечение обучающихся в сферу дополнительного образования с использованием всех культурно-образовательных ресурсов города, передового российского и международного опыта;
• разработку и внедрение дополнительных образовательных программ углубленного и предпрофессионального уровня.

2. осуществление вариативных моделей дополнительного образования, обновление содержания дополнительного образования в соответствии с потребностями общества и задачами городского развития, а именно:

• разработку и реализацию городских, окружных муниципальных моделей оказания услуг в сфере дополнительного образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ и инклюзивного дополнительного образования;
• разработку и внедрение вариативных моделей дополнительного образования для одаренных детей и социально незащищенных граждан;
• разработку и внедрение передовых моделей образования, отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время.

3. формирование и внедрение программ дополнительного образования, привлекательных для обучающихся среднего и старшего возраста, обеспечивающих их занятость в свободное от учебы время во второй половине дня;

4. внедрение инновационных технологий, технологий творческого развития, самообразования;

5. формирование и развитие форм поддержки академической и творческой одаренности.

Итак, процесс развития региональной системы дополнительного образования должен быть «неотъемлемым компонентом общей стратегии совершенствования системы образования, звеном системы непрерывного образования, роль которого резко возрастает в современных социально-экономических условиях для личности и для общества».

В передовых социально-экономических условиях очень нужно применять принципы и механизмы объединению источников на межведомственном и внутриведомственном уровне, вовлечение высококвалифицированных специалистов из всевозможных областей науки, культуры, спорта, развитие программного поля и материально-технической базы в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества и возрастающими потребностями государства в условиях неустойчивого экономического роста. Дополнительное образование обучающихся должно помогать решению основных задач социально-экономического развития региона, обеспечивать подрастающему поколению базу для последующего профессионального самоопределения и личностного роста.


Список литературы

  1. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 261 с.
  2. Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Дополнительное образование детей: от стратегии выживания к стратегии развития. // Журнал руководителя управления образованием. – 2014 г. – № 7 – С. 148-154.
  3. Громов В.В. Планомерность и согласованность перспективного развития учреждений сферы услуг // Вестник Российской академии естественных наук. Сер. экономическая. –2009. –№ 2. –С. 74-77.
  4. Драбенко В.А. Эффективность управления в условиях конкуренции // Вестник Российской академии естественных наук. Сер. экономическая. –2010. – № 2. – С. 26-31.