УДК 342.51
ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РФ
№15,
Юридические науки
Морозова Дарья Сергеевна
Ключевые слова: ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО СУБЪЕКТА РФ; РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ; ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ; ПРАВОВОЙ СТАТУС; ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТУСА ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РФ; THE HIGHEST OFFICIAL OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION; THE HEAD OF THE HIGHER EXECUTIVE BODY OF STATE POWER OF A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION; A PUBLIC AUTHORITY; LEGAL STATUS; ORGANIZATION AND STATUS OF THE HIGHER OFFICIAL OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION.
Активность процесса реформирования органов государственной власти субъектов РФ, в т.ч. в части высшего должностного лица, обусловлена особенностями развития РФ на современном этапе, в связи с чем, особо актуально исследование этого института, необходимость его дальнейшего совершенствования.
Предмет настоящего исследование – это особенности понятия и сущности высшего должностного лица субъекта РФ.
Актуальность темы исследования обусловлена активностью процесса реформирования органов государственной власти субъектов РФ, в т.ч. в части его высшего должностного лица.
Исследуя сущность понятия «высшее должностное лицо субъекта РФ», в первую очередь, следует отметить отсутствие легальной дефиниции этого понятия.
При этом законодатель использует термин «высшее должностное лицо субъекта РФ», как синоним термина «руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ» [1].
Вследствие этого, в правоприменительной практике, термин «высшее должностное лицо субъекта РФ» общепринято применяется для обозначения руководителей всех субъектов РФ, вне зависимости от их государственно-правовой природы.
Так, в частности, должность высшего должностного лица субъекта РФ называется и президент, и губернатор, и глава республики, и глава администрации, и председатель правительства, и др., поскольщку субъектам РФ дано было право самостоятельно устанавливать наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ, исходя из сложившихся исторических, национальных, иных традиций.
В научной среде к определению исследуемого понятия существуют разные подходы.
Традиционно, высшее должностное лицо субъекта РФ в юридической литературе характеризуют как орган государственной власти. Так в частности, по мнению Н. М. Коркунова – эти «лица, за которыми признано право распоряжения в определенном отношении властью, называются органами государственной власти» [6, с. 246].
Определяя высшее должностное лицо субъекта РФ, как орган государственной власти указывают на следующее обстоятельство. Учитывая, что органы государственной власти могут быть коллегиальными, и единоличными, главным критерием Д.С. Трифанов называет «способ принятия решения» [9, с. 102].
Часть авторов, высшее должностное лицо субъекта РФ характеризуют, не как единоличный орган государственной власти, а как орган государственной власти в лице одного человека.
Так, например, М. В. Баглай, «к органам государственной власти в лице одного человека наряду с Президентом РФ относит президентов республик, губернаторов, главы администраций субъектов РФ» [2, с. 380].
Вместе с тем, по общему правилу, под высшим должностным лицом субъекта РФ, понимают единоличный орган государственной власти, который принимает решения самостоятельно, путем императивного волеизъявления.
Представляется в этом случае идет речь об узком понимании этого понятия, т.е. монократическом исполнительно-распорядительном органе общей компетенции.
В широком смысле, с точки зрения Л. И. Бусыгиной, это «единство монократического органа общей компетенции и системы специализированных структурных подразделений, ему подчиненных, подконтрольных» [4, с. 87].
Однако, несмотря на то, что законодатель дает основание относить высшее должностное лицо к органам государственной власти, именуя его руководителем высшего исполнительного органа субъекта РФ, это не означает, как полагает Р. Р. Кильметова, «организационного соединения указанных органов, отнесение их к единой государственно-правовой системе» [5, с. 48].
Сущность высшего должностного лица субъекта РФ, как любого должностного лица определяется, прежде всего, его правовым статусом.
В силу прямого указания закона, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ занимает в системе органов исполнительной власти субъекта РФ центральное место, являясь его главой и определяя непосредственно саму структуру исполнительных органов субъекта РФ [1].
Соответственно, высшее должностное лицо субъекта РФ, как справедливо отмечает, Э. А. Орлова, является носителем двух функций:
1) собственно высшего должностного лица субъекта РФ;
2) одновременно руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ [7].
Исследование сущности понятия высшего должностного лица предполагает оценку существующих в России подходов в организации статуса высшего должностного лица субъекта РФ.
Необходимо указать, что на сегодняшний день существуют три модели организации правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ:
1) в рамках первой модели высшее должностное лицо субъекта РФ является главой республики, возглавляет систему исполнительной власти субъекта РФ и одновременно возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.
В этом случае, такое высшее должностное лицо выступает в 2-х организационно-правовых качествах, т.е. имеет место слияние высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Особенностью правового статуса такого высшего должностного лица, как справедливо указывают М. М. Борисов, И. Г. Дудко является то, что «в отличие от федеральной системы органов государственной власти, такое лицо на региональном уровне не выведено из системы органов исполнительной власти, и соответственно не занимает арбитражное положение относительно к другим ее ветвям, как, в случае Президента РФ» [3, с. 63];
2) в рамках второй модели – является главой республики, возглавляет систему органов исполнительной власти субъекта РФ, при этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ возглавляет его председатель;
3) в рамках третьей модели – является только главой субъекта РФ, непосредственно не возглавляя систему исполнительной власти субъекта РФ, но, однако обладает значительными полномочиями относительно исполнительной власти.
Соответственно, высшее должностное лицо субъекта РФ в двух последних моделях организационно отделено от органа исполнительной государственной власти субъекта РФ, осуществляет общее руководство им, обеспечивает высшее представительство субъекта РФ, взаимодействие, согласованность региональных органов государственной власти.
Особенностью правового статуса такого высшего должностного лица субъекта РФ, является «выполнение координационно-арбитражных функций, которые обеспечивают согласованное функционирование, взаимодействие органов государственной власти» [5, с. 48].
Существование различных подходов к организации правового статуса в субъектах РФ вызывает дискуссии в научной среде.
Так, в частности, Р.Р. Кильметова выступает за «единую нормативно-правовую модель организации правового статуса высшего должностного лица, аналогичной федеральной, основанной на принципе разделения властей» [5, с. 50]. Представляется такой подход заслуживает внимание.
Однако, учитывая специфику федеративного устройства российского государства, его сложившиеся исторические и национальные традиции, полагаем, что законодатель на определенном этапе государственного развития вполне обоснованно предоставил возможность субъектам РФ самостоятельно закреплять в своем законодательстве ту, либо иную должность и сочетать данные должности, наполняя их конкретным содержанием [8, с. 46].
Необходимо отметить, что процесс реформирования органов государственной власти субъектов РФ, в т.ч. в части высшего должностного лица до сих пор не завершен, и активно продолжается, что обусловлено особенностями развития РФ на современном этапе. На это указывают постоянно вносимые изменения в ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В целях совершенствования института высшего должностного лица субъекта РФ считаем целесообразным законодательно:
1) регламентировать определение «высшее должностное лицо субъекта РФ);
2) закрепить исчерпывающий перечень моделей организации правового статуса высшего должностного лиц субъекта РФ.
Список литературы
- Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // СЗ РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2009. – 784 с.
- Борисов М. М., Дудко И. Г. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации. – М., 2010. – 264 с.
- Бусыгин Л. И. Организация труда по управлению муниципальной собственностью. – Пермь, 2003. – 194 с.
- Кильметова Р. Р. Высшее должностное лицо в системе государственной власти субъекта РФ // Общество и право. – 2010. – № 2 (29). – С. 47-50.
- Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1894. – 354 с.
- Орлова Э. А. Конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ: дис. …канд. юрид. наук / Э. А. Орлова. – М., 2006. 2012. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovoi-status-vysshego-dolzhnostnogo-litsa-subekta-rossiiskoi-federatsii.
- Орлова Э. А. Конституционно-правовые основы статуса высшего должностного лица субъекта РФ // Вестник АНО ВПО «Прикамский социальный институт».– 2015. – № 1 (69). – С. 45-50.
- Трифанов Д. С. Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ // Право и управление. XXI век. – 2013. – № 2 (27). – С. 103-109.