УДК 339

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ И УЧАСТНИКОВ ВЭД В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЦЕПИ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

№15,

Экономические науки

Воронин Антон Алексеевич
Третьяков Павел Андреевич


Научный руководитель: Бойкова М.В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления Российской таможенной академии


Ключевые слова: ФТС РОССИИ; ВЭД; ТАМОЖНЯ; МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ; ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ; THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA; FOREIGN TRADE; CUSTOMS; INTERNATIONAL TRADE; CUSTOMS ADMINISTRATION.


Аннотация: ФТС РФ — это тот ключевой институт, целью которого является непосредственное регулирование международной торговли, и цепи поставок товаров между странами. Участники ВЭД в силу специфики процедуры своей деятельности, требует перемещения товаров через таможню, соответственно и взаимодействие с ФТС. Подобное взаимодействие предусматривает ряд особенностей вызванных требованием соблюдения таможенно-правых норм. Неэффективное взаимодействие приводит к увеличению издержек как участников внешней экономической деятельности в частности, так и государства в целом.

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия ФТС РФ с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые не полностью отвечают требованиям современных требований к высокоэффективной международной торговле. Выявлены проблемы и пути совершенствования механизма информационного взаимодействия между ФТС и участниками ВЭД. Предлагается улучшить механизм взаимодействия, основанный на применении принципа «единого окна».


Возникающие отношения между представителями ФТС РФ и участниками ВЭД обладают специальной структурой, в эту структуру включены: непосредственно субъекты, участники отношений, а также формы и порядок взаимодействия между ними.

В Таможенном кодексе Таможенного Союза определён круг субъектов внешней экономической деятельности: таможенные органы, таможенный перевозчик, таможенный представитель, декларант, специалист по таможенным операциям, владелец склада временного хранения [1].

Ключевое место в структуре ВЭД занимает государство, выступающее в лице ФТС РФ, а также непосредственно сами декларанты (субъекты ВЭД). Без данных субъектов цепочка ВЭД будет невозможна.

Условно все аспекты взаимодействия участников ВЭД с органами ФТС РФ можно представить в виде двух основных направлений, это в первую очередь регистрационные процедуры, и во — вторую очередь предоставление информационных услуг и консультирования. Услуги ФТС в области информирования и консультирования имеют цель разъяснить требования таможенного законодательства и действующей таможенной политики всем участниками ВЭД.

Такая практика способствует количественному снижению недоразумений, которые периодически возникают в практике взаимодействия членов ВЭД с ФТС, причиной которых в подавляющем числе случаев выступает незнание, либо непонимание правовых норм ТК, а, соответственно, в целом влечёт повышение уровня качества подобного взаимодействия.

— Совместные брифинги. На практике доказано, что создание важнейших документов, регламентирующих профессиональную деятельность бизнес-структур, но в то же время не учитывающих принципы организации типологии бизнеса, недальновидно. Обычно такие встречи проводятся на высшем уровне ФТС. Они способствуют эффективному выявлению актуальных проблем таможенной действительности и нахождению решений, приемлемых для обеих сторон отношений: участников ВЭД и органов ФТС.

— Предоставление госуслуг. Прежде всего, это: принятые предварительные решения по классификации и странам где были произведены товары; ведение реестров банков, владельцев таможенных складов, таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, владельцев магазинов беспошлинной торговли, таможенных перевозчиков, объектов интеллектуальной собственности, уполномоченных экономических операторов; информирование об актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирование по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.[7]

— Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. У любого лица есть право на обжалование решения, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в том случае, если это лицо считает, что подобное решение или действие (бездействие) нарушает права этого лица, свободы или законные интересы, либо препятствует к их реализации, возможно также на него была возложена какая-либо обязанность незаконно.

— Совершение таможенных операций.

Практика ФТС РФ показывает, что подавляющее большинство участников ВЭД, стараются честно исполнять возложенные на них требования, но есть и такие кто по умыслу или незнанию эти требования систематически нарушает, что в свою очередь ведёт к значительным потерям доходов поступаемых в федеральный бюджет, а также к дезорганизации деятельности органов ФТС РФ и других государственных ведомств. [5, с. 106 — 107].

В 2013 г. в соответствии с Указом Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. № 596[2] был утверждён План деятельности Федеральной таможенной службы на период 2013-2018 годов, определяющий конкретные мероприятия, в том числе по снижению административных барьеров, расширению сферы использования информационных технологий, защите интеллектуальной собственности. На сегодняшний день применяются отраслевой и субъектно-ориентированный подходы. В рамках применения отраслевого подхода в перечень организаций, деятельность которых характеризуется низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, включено 256 организаций. Это крупные промышленные предприятия, занимающиеся реализацией инвестиционных проектов, автопроизводители, импортёры мяса и рыбы, которые соответствуют определённым условиям. В отношении их товаров осуществляется выборочный таможенный контроль. Эти компании только за 2014 год оформили 7,5 % деклараций, в федеральный бюджет таможенных платежей от данных организаций поступило при импорте 11%.

При субъектно-ориентированном подходе в категорировании участников ВЭД, занимающихся импортом, применяются 40 критериев, которые рассчитываются автоматически с использованием информационных ресурсов Федеральной таможенной службы России и Федеральной налоговой службы России. Если импортёры имеют позитивную таможенную истории, то в ФТС РФ процедура упрощена, а также сокращено время операций. Контроль их товаров производится должностными лицами таможенных органов выборочно, в основе работы лежит генератор случайных чисел. Свыше 2000 компаний-импортеров имеют позитивные таможенные истории и пользуются подобными преимуществами. Но это всего примерно 3% от общего количества участников ВЭД, занимающихся импортом товаров, но при этом ими оформляется свыше 40% от общего количества импортных таможенных деклараций, а их доля перечислений в федеральный бюджет таможенных платежей при импорте превышает 50% от общей суммы. В 2014 г. достигнуты конкретные результаты реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». Так, чтобы провести таможенным органам государственный контроль в пункте пропуска Таможенного союза, необходимо в среднем 40-45 минут (почти вдвое меньше, чем требовалось ранее). Свыше 90% товаров проходят оформление в течение суток, а для товаров, не облагаемых вывозными пошлинами, срок оформления не превышает 4-х часов. ФТС России продолжает активную работу по защите правообладателей. На основании заявлений правообладателей ФТС России ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям. Среди них — 3021 товарный знак, 30 объектов авторского права, 2 наименования мест происхождения товаров. Более 50% общего объёма товарных знаков принадлежит отечественным правообладателям, среди которых значительная доля приходится на российские кондитерские фабрики, а также на крупнейшие производственные предприятия, производящие различный ассортимент продукции от автозапчастей до грузовых автомобилей.

В настоящее время основной торговый партнёр России по импорту — Китай. По стоимостным показателям на его долю приходится около 26% от всего импорта. Вьетнам занимает второе место (15%), третье место – это США (9%) [4].

Посредническим звеном при взаимодействии участников ВЭД и таможенных органов выступают транспортно-логистические компании. Они способствуют заметному сокращению времени на совершение таможенных операций связанных как с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, так и с их выпуском. Чтобы аутсорсинговые услуги транспортно-логических компаний совершенствовались, необходим регулярный анализ коммерческой и производственной деятельности, постоянное взаимодействие с таможенными органами различного уровня, а также изучение спроса на данные услуги [6, с. 1050 — 1051].

Как показывает практика, несмотря на то, что подавляющее большинство участников ВЭД достаточно добросовестно выполняют установленные требования, имеется часть участников, допускающая намеренно или по незнанию ошибки, не выполняющая отдельные нормы и правила. Как следствие этого возможны большие потери федеральных доходов, дезорганизация работы таможенных органов и других государственных ведомств.

В связи с этим возникает необходимость контролировать прохождение каждого транспортного средства в рамках всей международной цепи поставки товаров, а также важен переход к логическим методам обслуживания грузопотоков на основе синхронного взаимодействия всех видов транспорта, таможенных и других государственных служб, перегрузочных комплексов.

В целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведётся специальная таможенная статистика в порядке, установленном законодательством государств-членов ТС. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей [3].

В настоящее время условия ведения бизнеса во внешней торговле имеют ряд проблем: высокая степень расходов, продолжительность осуществления таможенных процедур, что иногда приводит к необоснованным задержкам в потоке товаров, простой транспортных средств, потерянная экономическая выгода, недостаточно развитая нормативная правовая, организационная, управленческая и кадровая база для обеспечения взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД.

Рациональный способ решения поставленных задач — найти механизмы, которые улучшат процесс взаимодействия между таможенными органами и участниками внешней экономической деятельности.

В настоящее время необходимо укрепить принцип верховенства электронных документов. Устаревшее воздействие информации с участниками внешнеэкономической деятельности в основном обеспечивается предоставлением «бумажных документов» в качестве основного источника. Это уменьшает оперативность принятия решений должностными лицами таможенных органов, как следствие, вызывая задержки и простои грузового транспорта на контрольно — пропускных пунктах ФТС РФ. В этой связи стоимость издержек трейдеров увеличивается. Электронная декларация, когда она поступает в информационные системы таможенных органов, автоматически проверяется на предмет соблюдения условий декларации, наличия и списания средств, анализа применения системы управления рисками (далее — RMS). Это позволит избежать двойных проверок декларантом и инспектором работу по предоставлению и проверке информации. Необходимость запросить дополнительные документы в этом случае должна определяться исключительно RMS.

Это потребует дополнительной правовой защиты для инспектора, он должен быть освобождён от ответственности за неиспользование инициативной проверки в дополнение, к предлагаемой компьютером, или инициатива должна строго регулироваться и ограничиваться. Такие возможности появятся только при полномасштабной реализации принципа «единого окна», когда представление документов и информации в одно государственное учреждение будет означать его доступность для других государственных органов.

Принцип «одного окна» реализуется таможенными органами на государственной границе с 2006 года. Однако очереди на автомобильных контрольно-пропускных пунктах ФТС РФ (где это «окно» работает) не уменьшались.

К числу причин задержки относятся:

— громоздкие процедуры таможенного контроля (несмотря на предоставленную предварительную информацию при прибытии на контрольно-пропускной пункт, грузовой перевозчик, попадает в общую очередь и проходит все виды контроля);
— в основном бумажный документооборот (за исключением предварительной информации, представленной в электронном виде, эта же информация снова представляется перевозчиком в бумажной форме);
— ведомственная автоматизация (вся запрошенная информация повторяется в 80%, однако она представляется отдельно каждому органу государственного контроля (далее — ГКО)).

Российский принцип «одного окна» — своего рода прототип европейского «единого окна». В Европе реализация этого принципа гармонизирует состав документов и информации, создаёт единый документ для всех ГКО, документы принимают все службы управления из одного окна, и данные из одного окна используются всеми службами. В то время как в России одновременно с электронной версией сохраняется бумажная версия рабочих документов, и только одна служба работает в одном окне.

Реализация этого принципа требует анализа и согласования данных, изменения законодательства, разработки программного и аппаратного обеспечения.

Таким образом, это ускорит процесс перемещения товаров через таможенную границу, повысит уровень доверия к информации, повысит эффективность RMS, упростит информационное взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности, сократит время и материальные затраты и сведёт к минимуму «бумажный» документооборот.

Внедрение взаимодействия между таможенными органами и участниками внешней экономической деятельности необходимо на всех этапах таможенного контроля. До пересечения границы ТК — это предварительная информация, консультации, круглые столы, на границе – дистанционная очистка, таможенный контроль, таможенные операции, списание платежей, после пересечения границы — круглые столы, подтверждение исполнения обязательств. Взаимодействие должно осуществляться с использованием информационных технологий, которые уменьшат влияние субъектных факторов и, следовательно, коррупционную составляющую.

При изучении механизма информационного воздействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности был выявлен недостаточно развитый концептуальный аппарат. Законодательство не включает такие понятия, как информационное взаимодействие, механизм взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеторговой деятельности, принцип единого окна. Определение даётся только понятию «взаимодействие таможенных органов и участников внешней экономической деятельности», в котором не раскрывается сущность понятия «информационное взаимодействие». Это делает необходимым уточнение.

Важно отметить необходимость дифференциации участников внешнеэкономической деятельности. Это позволит разделить законопослушных и потенциальных нарушителей, тем самым уменьшив контрольные операции по отношению к первой категории лиц и усилить контроль над второй. Важным инструментом в этом случае будет присвоение статуса уполномоченного экономического оператора. Для этого необходимо внести изменения в Таможенный кодекс, чтобы определить требования к перевозчику для получения статуса уполномоченного экономического оператора. Эти действия ускорят прохождение потока товаров на КПП ФТС РФ, уменьшат требования к составу обязательной информации, осуществляют таможенный контроль в пункте назначения товаров.

Таможенные органы осуществляют таможенное регулирование исключительно в рамках административно-правовых отношений. Другие формы практических отношений не реализуются. Это противоречит современным тенденциям в развитии мировой практики таможенного регулирования внешней экономической деятельности, которая, в частности, опирается на помощь, сотрудничество, государственно-частное партнёрство между таможней и бизнесом. Для решения этой проблемы может быть предложено, создать специализированную систему обучения, основной задачей которой будет интерактивное образовательное обучение, которая, в свою очередь, будет систематизировать знания, повысит профессиональную компетентность. В результате вышеупомянутых исследований можно сказать, что повышение эффективности взаимодействия между таможенными органами и участниками внешней экономической деятельности сократит время, трудоёмкость и, в конечном счёте, снизит стоимость таможенных процедур в условиях высокой интенсивности торговли в приграничной зоне России, как для государства, так и для участников ВЭД.

В заключение следует отметить, что ныне действующий механизм взаимодействия ФТС РФ и участников ВЭД идёт по пути активного развития. Как будет выстраиваться новая идеология в области таможенного администрирования, имеет очень важное значение как для государства в целом, так и для бизнес-сообщества в частности. Эффективная система таможенного администрирования, является важной предпосылкой к повышению эффективности ВЭД, и увеличению доходов государственной казны.


Список литературы

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ от 13.12.2010. — № 50. – ст. 6615
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 О долгосрочной государственной экономической политике// СЗ РФ от 07.05.2012.- № 19. – ст. 2333.
  3. Бадмаева Д.Б. Состояние и перспективы взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с участниками внешнеэкономической деятельности: [Электронный ресурс] / Д.Б. Бадмаева // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2017. — № 1(17). Режим доступа: http://alley-science.ru/domains_data/files/2018January/SOSTOYaNIE%20I%20PERSPEKTIVY%20VZAIMODEYSTVIYa%20TAMOZhENNYH%20ORGANOV%20ROSSIYSKOY%20FEDERACII%20S%20UChASTNIKAMI%20VNEShNEEKONOMIChESKOY%20DEYaTELNOSTI.pdf
  4. Галушкин А.А., Илюхина И.Б. Роль и место таможенных органов РФ во внешнеэкономической деятельности: [Текст] / А.А. Галушкин, И.Б.Илюхина // Евразийский юридический журнал. – 2015. — № 8 (87)
  5. Илюхина С.С. Анализ взаимодействия таможенных органов РФ т участников ВЭД в международной цепи поставки товаров: [Текст] / С. С. Илюхина // Евразийский юридический журнал. – 2015. — № 8. – с. 106-107.
  6. Полухин И. В. Особенности взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности с использованием услуг транспортно-логических компаний: [Текст] / И.В. Полухин // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2016. – Т. 2. – с. 1050-1051.
  7. Таможенная служба предоставляет государственные услуги в электронном виде // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13768:2017-03-14-09-49-25&catid=4:news-tam-cat&Itemid=62