УДК 378

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ РЕСУРСНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

№15,

Педагогические науки

Зубова Людмила Юрьевна (Кандидат филологических наук)
Киргинцева Наталья Сергеевна (Кандидат педагогических наук)
Ковалёва Кристина Николаевна
Щетинина Екатерина Викторовна


Ключевые слова: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА; ПОДХОД; ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА; DIDACTIC INFORMATION ENVIRONMENT; APPROACH; ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT.


Аннотация: В статье описаны некоторые инновационные подходы, положенные в основу разработки ресурсной составляющей гетерогенной дидактической информационной среды как части электронной информационно- образовательной среды образовательной организации высшего образования.

В настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предписывают образовательной организации обеспечить каждому обучающемуся индивидуальный неограниченный доступ к электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) организации. При этом необходимо учитывать, что не все образовательные организации определили для себя методологическую базу, с учетом которой разрабатывается ресурсная составляющая данной среды. В частности, не определены принципы и подходы, положенные в основу проектирования и практической реализации такого компонента ЭИОС как дидактическая информационная среда. Между тем очевидна настоятельная потребность в выработке путей реализации компетентностного и андрагогического подходов в условиях специальным образом организованной гетерогенной дидактической информационной среды. Последняя, как известно, является частью ЭИОС образовательной организации и может создавать условия для успешного профессионально-личностного саморазвития взрослых обучающихся.

Согласно ведомственным требованиям одним из важнейших компонентов электронной информационно-образовательной среды образовательной организации является электронный учебно-методический комплекс, в состав которого входит модуль образовательных ресурсов. В числе последних, наряду с электронными образовательными ресурсами, упоминаются учебники и учебные пособия, входящие в перечень основной литературы, а также иные элементы, в том числе и электронные. Таким образом, средовый подход к организации процесса обучения в вузе реализуется за счет применения гетерогенных дидактических информационных сред.

Под гетерогенной дидактической информационной средой принято понимать среду, включающая средства обучения и информацию научного и учебного характера по профилю одной или близких по предметной области дисциплин, дидактически организованную в целях формирования профессионально значимых свойств личности будущего специалиста и базирующуюся как на новых инфокоммуникационных технологиях, так и на традиционных технологиях, реализующих принципы дидахографии [3]. При том, именно гетерогенность (т.е. интегрированность различного по форме существования образовательного контента) представляется определяющим фактором для возможности эффективного использования таких сред в образовательном процессе военного вуза [1]. Важно также, чтобы ресурсы ДИС были ориентированы на развитие у обучающихся универсальных компетенций, способных заложить прочную основу их профессионально-личностного саморазвития как в среде вуза, так и вне её.

То, что обучающихся в образовательных организациях высшего образования не только возможно, но и целесообразно относить к категории взрослых, не вызывает сомнения [2]. Из этого следует, что как к содержанию, так и к средствам их обучения следует применять андрагогический подход. На практике это может быть реализовано, если ресурсная составляющая ДИС, которая используется в процессе их обучения, будет разрабатываться с учетом следующих принципов:

— непрескриптивный характер предъявления учебного материала;
— гибкость и адаптивность ресурсной составляющей;
— наличие инструментов, позволяющих организовывать метакогницию обучающихся на всех этапах работы с учебным материалом;
— рефлексивность заданий, входящих в состав ресурсной части дидактической информационной среды (ДИС).

Данные принципы были положены нами в основу разработки такого компонента ресурсной составляющей ДИС дисциплины «Иностранный язык» как рабочая тетрадь (workbook), предназначенная для организации самостоятельной работы обучающихся. Рабочая тетрадь содержательно и организационно дополняла основной учебник по дисциплине «Иностранный язык», при создании которого также учитывался принцип наличия инструментов, позволяющих организовывать метакогницию обучающихся. Каждый раздел снабжался рядом установок, ориентирующих обучающихся на организацию своей работы с предъявляемым учебным материалом, учитывая этапы целеполагания, выявления имеющихся в распоряжении обучающихся ресурсов, создания положительной мотивации учения, рефлексии. Такая подача материала позволила реализовать еще один инновационный подход к обучению в условиях образовательной организации высшего образования: студенто-центрированное обучение. Студенто-центрированное обучение (SCL) – это процесс качественной трансформации для студентов и других обучающихся, направленный на усиление их автономии и критических способностей за счет использования подхода, основанного на результатах. Концепция SCL может быть охарактеризована следующим образом:

– основана на активном, а не на пассивном обучении;
– акцентирует аналитическое обучение и понимание;
– предполагает рост ответственности и подотчетности студента;
– предполагает возрастание автономии студента;
– предполагает рефлексию относительно процесса обучения и преподавания, как со стороны преподавателя, так и обучающегося [4].

Таким образом, основными инновационными подходами к разработке ресурсной составляющей дидактической информационной среды как части ЭИОС образовательной организации высшего образования являются средовый, андрагогический, компетентностный и студенто-центрированный.


Список литературы

  1. Киргинцева Н.С., Прядкин Д.В. К вопросу о разработке гетерогенных дидактических информационных сред для обучения иностранному языку в военном вузе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/5023.pdf (дата обращения: 09.09.2018).
  2. Ломтева Т.Н. Андрагогические основы вузовского образования: дис. … докт. пед. наук. – Ставрополь, 2003. – 390 с.
  3. Нечаев С.А. Проектирование дидактических информационных сред и методика их применения в высшем профессиональном образовании. Автореф. дис. …канд. пед. наук, Ставрополь, 2006. – 27 с.
  4. Руководство по использованию Европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (ECTS) 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/2015.pdf (дата обращения: 09.09.2018).