УДК 33

МОНИТОРИНГ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

№15,

Экономические науки

Бойкова Майя Владимировна (Кандидат педагогических наук)
Мугинова Ригина Салиховна


Ключевые слова: МОНИТОРИНГ; ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ; ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ; ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА; КАЧЕСТВО УСЛУГ; MONITORING; CUSTOMS SERVICES; EURASIAN ECONOMIC UNION; FOREIGN POLICY; QUALITY OF SERVICES.


Аннотация: Авторами проанализированы понятия мониторинга таможенных услуг и деятельность Евразийского экономического союза.

В настоящее время большое внимание всех государств мира уделяется внимание таможенной политики, ее состояния, а также развития, ведь именно от эффективности работы данной службы и аппарата зависит позиция конкретного государства в мире. Для поддержания высокого уровня внешней политики и экономики страны, необходим постоянный мониторинг за деятельностью стран мира. Под понятием мониторинга понимается непрерывное наблюдение за определенными процессам и аналоговый обзор, чтобы оценить состояние и вероятность развития данных процессов.

Неустойчивая позиция на экспортном рынке, неоднородность международной обстановки устанавливают перед всеми членами внешнеэкономической деятельности (ВЭД) первостепенные задачи, которые помогают усовершенствовать отношения и укрепить позиции державы. Таможенная служба, являющаяся неотделимой долей государственного аппарата, позволяет корректно реагировать на различные риски, а также помогает рационализировать свои действия и поступки на мировом уровне с помощью взаимодействия, интегрирования и постоянном наблюдении за изменяющимися ситуациями. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) выполняют следующие виды деятельности:

— способствующие разграничению всей таможенной инфраструктуры государств, входящих в Союз,
— повышающую степень оснащенности и поддержки трудоспособности каждого из своих элементов,
— вырабатывающую согласованность политики применения составных частей таможенной инфраструктуры,
— повышающую рентабельность контроля таможенного Союза при уменьшении затрат на временные нужды участников данной деятельности.

Для выполнения вышеперечисленных функций необходимо неукоснительное соответствие динамично развивающимся стандартам, которые диктуются уровнем развития глобальных структур. Система должна быстро адаптироваться к изменяющейся обстановки в мире: быть гибкой, обеспеченной в технологическом и информационном плане, быть коммуникабельной, прозрачной и, конечно же, эффективной.

Но для того, чтобы данные условия были выполнены, требуется не просто следить за выполнением, а проводить постоянный мониторинг и анализ таможенных услуг. Этот вопрос является особенно актуальным на сегодняшний день, поскольку таможенные услуги относятся к такой сфере услуг, которая непосредственно принимает участие во внешней торговле и взаимодействия экспорта и импорта. Услуги таможенного типа способны оказывать не только таможенные органы, но и околотаможенные экономические институты. Они оказывают услуги субъектам ВЭД на некотором уровне внешнеторговой сделки, а также государству.

ЕАЭС со всеми достоинствами и недостатками представляет собой достаточно перспективную международную организацию региональной экономической интеграции. На момент 2017 года в Союзе состоят пять государств: Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Киргизия. Несмотря на небольшое количество, принимающих участие в данном Союзе, множество других стран, около 20, из различных уголков земного шара высказывают свою заинтересованность и выражают желание сотрудничать. Также имеется много наблюдателей, которые следят за развитием ЕАЭС и прогнозируют положительные тенденции на будущие пути развития. Кроме того, в настоящее время имеется и официальный представитель на вступление в Союз — бывшая Таджикская ССР — Таджикистан. Данная ситуация сложилась даже вопреки тому, что на момент 2015 года, во время образования ЕАЭС, протекала нестабильная ситуация в экономике и продолжалась кризисная ситуация, а также рвение США, противоречащее правилам Всемирной торговой организации (ВТО), присвоить иные правила поведения на международном рынке, путем создания альянсов с приставками «транс». Однако в сложившихся условиях ЕАЭС превратился в действенный защитный механизм, действующий наперекор прессинга развивающимся странам мира.

Говоря об определении термина «услуга», возникают некоторые проблемы, так как четкого и точного определения, описывающее данное понятие, как такового, не существует. Товар и услуга, по своей сути, имеют похожие описание, но, как правило, товар представляет собой материальные ценности, а товар — нематериальные, заключающиеся во взаимодействии двух или более сторон. Всемирная Федерация национальных органов по стандартизации разработала определение термину услуга, которое утверждает, что услуга является результатом контактирования поставщика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей заказчика. Данное определение делает акцент на постоянное и обязательное взаимодействие поставщика и заказчика услуги, кроме внутренней деятельности поставщика по непосредственному производству.

Сфера услуг — понятие, охватившее довольно широкий спектр человеческой деятельности. Данные показатели, включая и развитие, и доли услуг в объеме валового внутреннего продукта (ВВП) способны охарактеризовать степень сформированности экономики всей страны. Именно по этой причине услуги начинают обширно применяться в государственной службе, включая и таможенную службы, проявляя себя как прогрессивный вид взаимодействия между поставщиком и потребителем. Сегодня таможенные службы располагается на позиции динамического развития, одной из важнейшей целей которой является укрепить и развить взаимодействие с участниками ВЭД.

Для того, чтобы адекватно удовлетворять современные требования, которые устанавливаются международными организациями, таможенной службе требуется иметь свойства гибкости и развитости, чтобы быстро и корректно реагировать на все изменения и новые правила. Под таможенными услугами понимается последовательность действий, носящих не материальный характер, во внешнеэкономической сфере связей, которые связаны с оформлением пересечений товаров и услуг через границу Российской Федерации, оказываемых таможенными органами, а также околотаможенными институтами всем участникам ВЭД. Таким образом, можно сказать, что таможенные услуги тесно связаны с защитой экономических интересов и безопасности государствам, помимо этого, таможенные услуги обеспечивают интересы национальной экономики страны и развитие внешних экономических отношений. Для того, чтобы поддерживать перечисленные функции и, соответственно, поддерживать деятельность таможенной службы на высоком уровне, необходимо применение мониторинга.

Понятия мониторинга применяется во многих областях как технических, так и гуманитарных. Но в любой отрасли — это определение трактуется как непрерывный контроль за процессом и его анализ на всех стадиях жизнедеятельности процесса, а соответственно, и оценка прогнозируемых путей развития определенного процесса. То есть при мониторинге происходит не только постоянное наблюдение, но также существует возможность изменения каких-либо действий для того, чтобы направить процесс в положительное русло и еще больше увеличить эффективность имеющего процесса.

Основные виды мониторинга носят следующий характер:

— мониторинг (превентивный) является системой постоянно измерения изменений, которые происходят в обществе или других подгруппах, при условиях непрерывного применения одних и тех же принципов выбора инструмента, используемого для сбора данных,
— социально-политический мониторинг — это регулярный, систематический сбор данных, который преследует цель наблюдения и контроля процесса развития явления или прогнозирования,
— кейс-стадия включает в себя исследование конкретных единичных случаев наблюдаемого процесса и динамичный анализ, который включает постоянный опрос исследуемого, его документов или случаев, произошедших с ним, анализ социальной ситуации в свете решаемой проблемы и формулирование основных итогов и рекомендуемых мероприятий для решения имеющейся проблемы.

Основываясь на данных видах мониторинга, можно вывести общий характер и свойства, а именно: непрерывность, всеобъемлимость, связь с проблемами принятия управленческих решений.

Перед Федеральной таможенной службой РФ стоит задача осуществления контроля за использованием федеральной собственности и средств федерального бюджет. Для повышения эффективности необходимым условием является информационная поддержка совокупности мониторинга и контроля в данных органах РФ.

Главным наднациональным органом ЕАЭС является высший Евразийский экономический совет, в которые входят главы государств и правительств Союза. Совет создает собрание на уровне глав государств не реже одного раза в год, а на уровне глав правительств – не реже 2-х раз в год. Все решения принимаются консенсумом. Основная задача ЕЭК – обеспечение условий для развития и функционирования Союза, а также разработка альтернатив итерации в рамках действующего Союза. Основным документом — «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017).

Важнейшие направления развития ТС РФ: таможенное регулирование, осуществление фиксальной функции, правоохранение, предоставление государственных услуг и осуществления контрольно-надзорных функций, содействие итерационным процессам и международному сотрудничеству. Необходимость развития сектора государственных услуг в области таможенного дела обусловлена тенденциями административной реформы в Российской Федерации, а также принятием Таможенного кодекса Таможенного союза, закрепившего идеологические основы, направленные на улучшение предоставляемых услуг в области таможенного администрирования, то есть на оказание качественных государственных услуг в области таможенного дела.

Таким образом, таможенные услуги классифицируются по различным признакам, соответственно, и управление следует рассматривать с разных сторон. Важнейшая из целей – удовлетворить потребителя, данную трактовку возможно охарактеризовать как со стороны государства, так и со стороны ВЭД. Конечно, при сравнении двух групп, очевидно, что наиболее проблематичной является вторая группа.

Первая часть мониторинга проводится самими участники ВЭД. Основные задачи, поставленные перед ними:

1) обеспечивать безопасность грузов,
2) обеспечивать однозначность и однородность груза,
3) не допускать возможность наличия контрабанды в грузе,
4) верно декларировать товары.

Таким образом, они смогут осуществлять контроль движения грузопотока до входа в зону контроля таможенной системы. Именно по этой причины все параметры данного этапа могут автономно быть установлены членами ВЭД.

Вторая часть заключается в проведении смешанной формы мониторинга, то есть совместно с участниками ВЭД и таможенных структур. Таким образом, можно достичь эффективного результата при выставлении оценки. В данном процессе следует использовать такие показатели, как: надежность и оперативность, компетентность, безопасность, культура обслуживания, информативность. Этот уровень мониторинга качества включается напрямую в сам таможенный контроль, и возможность обеспечения условий и операции, сопутствующие ему.

Эксперты опирались на документ при разработке ТК ЕЭАС, который называется Международная конвенция о гармонизации и упрощении таможенных процедур (Киотская конвенция). Исследование такого вопроса позволяет повышать эффективность процесса и с иными международными таможенными конвенциями.


Рисунок 1 – Макроэкономический эффект от итерации России, Беларуси и Казахстана в ЕАЭС

Из графика, приведенного выше, можно сделать вывод, что внедрение системы ЕАЭС в страны бывшего СНГ, позволяют повысить эффективность в большей степени в стимулировании здоровой конкуренции, а также в повышении окупаемости выпускаемых товаров и услуг.

Мониторинг качества услуг позволяет таможенным службам России адекватно оценивать ситуацию на рынках, проводить анализ спроса и отрицательные тенденции, совершать внедрение предложений и так далее.

В результате проделанной работы, можно сделать вывод, что мониторинг является системой сбора данных сложных явлений, процессов, описывающих основные параметры в условиях оперативной диагностики состояния объекта исследования и оценивания его в динамике. От уровня качества таможенных услуг зависят периоды прохождения всех таможенных процедур, финансовые издержки, удовлетворенное состояние заказчиков, а также оптимальные взаимоотношения стран и бизнеса.


Список литературы

  1. Агамагомедова С.А. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности: монография. — М.: ИНФРА-М, 2015. – 242 с.
  2. Дианова В.Ю., Макрусев В.В., Маркина O.A. Развитие таможенных институтов. М.: Изд-во РТА. 2009. – 322 с.
  3. Ершов А.Д. Информационно-экономические модели управления в таможенной системе: Монография. СПб.: Наука, 2011. – 256 с.
  4. Жигун Л.А. Выявление факторов, определяющих качество управления государственными таможенными услугами // Вестник Российской таможенной академии. – 2013. – № 3. – С. 30-39.
  5. Старкова О. А. К вопросу об управлении качеством таможенных услуг // Вестник СГСЭУ. – 2006. — № 13. – С. 67-79.
  6. Томиленко А.С. Проблемы оценки качества таможенных услуг// Современная наука. — 2015. — №9. – С. 101-115.
  7. Кожарин А.А. Показатели качества таможенных услуг //Вестник СГЮА. – 2016. № 2. – С. 251-523.
  8. Бойкова М.В. Некоторые аспекты оценки качества таможенных услуг // Novaum.ru – 2017 — № 9 – с. 38-42.