УДК 130.2

ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

№15,

Философские науки

Громов Егор Валерьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: КУЛЬТУРА; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ; ЦЕННОСТЬ; CULTURE; ECOLOGICAL CULTURE; SUSTAINABLE DEVELOPMENT; VALUE.


Аннотация: Статья посвящена ценностному содержанию экологической культуры, как особого состояния культуры человечества, при котором оптимальные отношения между человеком и средой его обитания занимают ведущее положение в системе ценностей.

Понимание экологической культуры как особого состояния общечеловеческой культуры обусловлено, прежде всего, представлением о культуре, как о совокупности результатов творческой деятельности человека и системы ценностей, определяющих формы этой деятельности. В современной экологической литературе широко распространено представление о ложных ценностях потребительской культуры, таких, как стремление к бесконечному экономическому росту, приоритет материального благополучия, как об основных причинах угрожающей человечеству экологической опасности [4].

В свете изложенного вполне логично понимание экологической культуры как особого состояния культуры, при котором оптимальные отношения между человеком и средой его обитания занимают ведущее положение в системе ценностей. При этом экологическая культура рассматривается как принадлежность определенного этапа развития общества и его культуры. Наличие экологической культуры предполагает определенный уровень знаний об отношениях общества и природы, относительно широкое распространение экологической грамотности, определенное состояние экологического сознания. Такое понимание экологической культуры согласуется с задачами современного мирового сообщества, как они понимаются в стратегиях глобального развития: «Стратегическая цель устойчивого человеческого развития – созидание новой гармоничной цивилизации. Это нравственное общество, где мерилом индивидуального и общественного богатства станут духовные ценности и знания, где критерием социального прогресса станут развитие человека и качество окружающей среды. Следует заметить, что ни технократический социализм, ни реальный капитализм не соответствуют нравственному императиву новой цивилизации» [5; с. 45]

В современной философии существуют различные подходы к проблеме ценностного содержания экологической культуры. Одни авторы считают, что экологическая культура охватывает, прежде всего, ценности, связанные непосредственно со взаимодействием общества и природы, такие, как, эстетическое восприятие природы, бережное к ней отношение, понимание необходимости сохранения и восстановления природных ресурсов и т.д. Другие рассматривают экологическую культуру в качестве полностью преобразованной системы ценностей, все компоненты которой подчинены экологическим императивам. Также в работах различных авторов по-разному оценивается значение экологической культуры как мировоззрения и как системы норм поведения. Так, в работах В.В Мисенжникова и О.Г. Тавстухи экологическая культура предстает, прежде всего, как особая форма мировоззрения. В этом качестве она представляет собой систему ценностей, определяющих отношение человека и общества к природе. Другие исследователи, например, В.Н. Мангасарян и Т.Е. Абрамова рассматривают экологическую культуру прежде всего как систему норм экологически корректного и безопасного поведения. В.Н Мангасарян отмечает, что экологическая культура – это ««не просто совокупность определенных приемов природопользования и основные типы отношения человечества с природой: предметно-практического, духовно-практического и духовно-теоретического, но и меру их соответствия как научно обоснованным нормам и требованиям общей и социальной экологии, так и требованиям экологических императивов» [2; с. 45]. О.И. Яницкий указывает, что экологическая культура для него, это «ценностное отношение некоторого социального субъекта (индивид, группа, сообщество) к среде своего обитания: локальной, национальной, глобальной» [7; с. 136]. В этих определениях приведены важные составляющие элементы экологической культуры: деятельное отношение к природной среде, соответствие этой деятельности определенным нормам и правилам поведения, соотнесенность ее с конкретными ценностями и т.д. Важно также выделить и другие элементы экологической культуры. К ним относятся:

– экологические знания (информация об экологических законах взаимоотношения человека с окружающей средой, об ее состоянии, о способах и формах оптимального воздействия человека на природу и т.д.);
– экологические интересы (осознанная потребность в оптимизации взаимоотношений человека к природе);
– экологические ценности (эталоны отношения человека к природе, которые являются значимыми для человека и позволяют ему оптимизировать эти отношения);
– экологические ориентации (направленности человека на гармонизацию своих отношений с природной средой);
– экологические убеждения (устойчивые представления человека о необходимости рационализации и оптимизации своих отношений с природной средой, которым он следует в жизни);
– экологический опыт (совокупность умений и навыков, полученных человеком во взаимодействии с природной средой);
– экологические символы (знаковые метафоры, на которые ориентируется человек при выстраивании своих отношений с природной средой)
– экологические стереотипы (привычные формы взаимодействия человека с природной средой).

Критическая социально-экологическая ситуация современности стала показателем глубоких изменений духовной культуры общества. Этот исторический процесс привел к утрате нравственных ценностей и замкнулся на повседневных заботах человека о личном благополучии, не включающем в свое пространство мораль сохранения природы как наивысшего своего достояния. Как отмечают авторы работы «Проблема практического бессмертия человека»: «Самоувлечение человека только человеческими интересами нередко делает нас слепым к миру всех прочих существ» [6; с. 42]. В обществе, ориентированном на материальные ценности, чувство сопереживания природе в большей мере имеет теоретический характер: «Сколько бы ни произносилось красивых и справедливых слов в защиту окружающей среды, люди — за исключением ничтожного меньшинства — забывают об этих словах, как только приходится принимать экономическое или социальное решение» [6; с. 42].

Осознание обществом того, что экологические проблемы, в конечном счете, приведут к необратимым последствиям на социальном уровне, заставляет человека изменять характер взаимодействия с окружающей средой и формировать новые ценностные ориентиры и нравственные критерии своего существования.

Экологическая культура и экологическое сознание становятся теми ключевыми характеристиками духовной жизни общества, без которых невозможен эффективный диалог ключевых акторов, продуманной политики в сфере охраны окружающей среды. Глобальный социально-экологический кризис, являясь центральным звеном цивилизационного развития, требует изменения мировоззрения общества, формирования новых «эколого-культурных принципов, норм, ценностей, установок и образцов поведения, регулирующих взаимоотношения в системе «человек — природа» [3; с. 42].

На всех этапах становления человеческого общества в той или иной мере решается основной ценностный вопрос — проблема взаимоотношений человека с природой. Это и есть главная ценность мировой культуры. Природа является самым ранним объектом культурообразующего воздействия на сознание человека и только при условии сохранения окружающей среды, возможно обеспечить исходную целостность здания культуры, не допустив разрушения его оснований.

Экологическая культура выступает как часть общей культуры, основанная на высоких духовных ценностях. В ней формируется чувство ответственности за все изменения, которые происходят сегодня на планете: «Эта новая культура значительно меняет социальное пространство и темпоральность, расширяет рамки предвидения» [8; с. 36]. Однако процесс формирования нового типа экологической культуры происходит крайне медленно. В ряде случаев в этом направлении наблюдается игнорирование пределов роста раскрытых и обоснованных в рамках деятельности Римского клуба. Еще в 1977 г. участник Римского клуба Э. Ласло в своем докладе «Цели человечества» указывал, что спасение человечества будет напрямую определяться его способностью свести рост промышленного производства и населения планеты к нулю. Это возможно через разрушение идеологии общества потребления и переориентации роста человечества из экономики в духовную сферу. Конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро проявила явную недооценку глубины и масштаба экологических проблем, в очередной раз закрепив необходимость «достижения устойчивого развития» и проигнорировав приближающиеся внешние и внутренние пределы роста.

В этих условиях особую актуальность приобретает формирование нового типа экологической культуры. С этой целью должны быть последовательно решены три задачи: во-первых, определить сущность и типы экологической культуры, во-вторых, обосновать содержание экологической культуры, необходимой современному обществу и, в-третьих, выявить пути формирования приоритетного типа экологической культуры.

Экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в рамках которой происходят качественные процессы осознания человеком своего природного и одновременно социального бытия, определяющего характер индивидуального и социального действия. Усвоение социокультурных норм, стандартов и образцов поведения осознанно и неосознанно проходит через формирование отношения человека к природной среде. Этот многофакторный процесс формирования экологической культуры складывается из национальных и общечеловеческих ценностей, материальных и духовных притязаний, информационной, образовательной, правовой жизни всего общества и его структурных образований. «В этом смысле человек не просто «фотографирует» мир, но конструирует его. Под «конструированием» понимается приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры, с целью постижения ее смысла. Именно это и позволяет построить «картину» объективной реальности, важность которой едва ли не значимее для человека, чем реальность объективная». В конечном счете, экологическая культура, экологическое сознание и правосознание становятся факторами, определяющими качества окружающего пространства. Они определяют особенности социоприродных взаимодействий, уровень экологического благополучия, физического и социального здоровья людей, дают прогноз общественному развитию и позволяют найти способы оптимизации качества социально-экологической реальности на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Экологическая культура человека является составной частью культуры человека вообще. Она имеет как материальную (действия человека по освоению и преобразованию природной среды), так и духовную составляющие элементы (рациональное понимание и эстетическое восприятие природной среды). Экологическая культура человека носит конкретно-исторический характер и зависит от государственной политики, системы образования и воспитания. Она отражает уровень развития личностной культуры человека.


Список литературы

  1. Данилов-Данильян В. И. и др. Экологический вызов и устойчивое развитие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев — М.: «Прогресс-традиция», 2000.- С.16.
  2. Мангасарян В.Н. Экологическая культура общества; Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2009. с. 45.
  3. Маршак А. Л. Глобальная экологическая культура общества как фактор формирования социальной толерантности // Общество и право. 2003. №1. С. 22.
  4. Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. / Донелла Медоуз, Йорген Рандерс, Денис Медоуз// Пер. с англ. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. – 342 с. и илл.
  5. Сактоев В.Е. Философия устойчивого развития как методологическая основа опережающего образования / В.Е. Сактоев, В.В. Мантанов/ Вклад кафедр ЮНЕСКО в устойчивое развитие. Вестник ЮНЕСКО № 13-2010. С. 45.
  6. Ханжин Б. М. и др. Проблема практического бессмертия человека / Б.М. Ханжин, Г. Д. Бердышев, И. В. Вишнев, Т. Ф. Ханжина — М.: Астрахань — Владимир. 2004. С. 42.
  7. Яницкий О.Н. Экологическая культура России XX века: очерк социокультурной динамики / История и современность. – 2005. – №1. – С. 135 — 158.
  8. Ярская В. и др. Пространство и время социальных изменений. / В. Ярская, Л. Яковлев, В. Печенкин, О. Ежов. — М.: Саратов, 2004. – С. 36.