УДК 342

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

№15,

Юридические науки

Бабкин Алексей Александрович (Кандидат педагогических наук, доцент)
Бабкина Надежда Викторовна


Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ; ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ; ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ; АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА; НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ; КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД; CORRUPTION; CORRUPTION; ANTI-CORRUPTION; ANTI-CORRUPTION EXPERTISE; INDEPENDENT EXPERT; INTEGRATED APPROACH.


Аннотация: В научной статье рассматриваются различные подходы к содержанию деятельности российского государства в сфере противодействия коррупции. Проводится анализ основополагающих нормативно-правовых актов в данной области. Формулируются некоторые выводы и обобщения по рассмотренной проблеме.

Проблема коррупции на сегодняшний момент является одной из наиболее острых среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии. В условиях глобализации коррупция приобретает новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах. Данный факт является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию.

Для получения комплексного представления о содержании деятельности государства в указанной сфере представляется методологически оправданным выбрать функциональный подход. Можно с уверенностью утверждать, что борьба с коррупцией стала одной из ключевых функций российского государства. Следует учитывать, что эта функция носит комплексный характер и включает в себя правовые (правотворчество, правоприменение) и не правовые (организационные) формы государственной деятельности. Поскольку борьба с коррупцией осуществляется в разных формах, то необходимо учитывать, что функция борьбы с коррупцией состоит из целой системы подфункций.

Подфункции борьбы с коррупцией представляют собой такие формы и виды деятельности, которые отличаются относительной однородностью. В их числе считаем возможным выделить следующие: создание правовой основы для организации профилактики и борьбы с коррупцией (правотворческая); выявление, пресечение, расследование и привлечение к ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения (правоохранительная); развитие сотрудничества с институтами гражданского общества (информационная открытость); снижение рисков возникновения коррупции посредством внедрения инновационных методов государственного управления (снижение коррупциогенности государственной деятельности).

Правотворческое направление деятельности государства в борьбе с коррупцией связано с ратификацией международных договоров, а также принятием базовых нормативных правовых актов (законов) и комплекса подзаконных актов.

В числе международных договоров, которые ратифицировала Российская Федерация следует отметить следующие: «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)[1]; «Конвенция против транснациональной организованной преступности» (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)[2]; «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999)[3].

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере противодействия коррупции является Уголовный кодекс РФ, устанавливающий уголовную ответственность за наиболее опасные коррупционные правонарушения. К примеру, в главе 30 УК РФ закрепляются такие составы, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291) и так далее. Вместе с тем, УК РФ не оперирует понятием «коррупция». В этой связи остро ощущается нехватка внутреннего единства и системности уголовно-правовых средств противодействия коррупции.

Своеобразный пробел в правовом регулировании восполнил специальный закон, посвященный проблеме противодействия коррупции[4] (далее – закон № 273). Этот закон системообразующее значение, поскольку определил понятие, систему правового регулирования и организационные основы противодействия коррупции.

Легальное определение коррупции получило свое закрепление в ст. 1 закона № 273. Следует отметить, казуистичность и ярко выраженный уголовно-правовой характер определения. Так, под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также указанные действия, совершаемые от имени или в интересах юридического лица.

Важное место в системе нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией занимает закон, закрепляющий институт антикоррупционной экспертизы[5] (далее – закон № 172). Этот закон, создает организационно-правовые условия для выявления и исключения из текста проектов нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.

Необходимый уровень конкретизации и детализации антикоррупционных норм законов достигается посредством принятия подзаконных правовых актов. В числе подзаконных актов необходимо отметить указ Президента РФ, закрепляющий план противодействия коррупции на 2016-2017 годы[6].

Весьма показательна связь норм законов и подзаконных актов в сфере правового регулирования вопросов антикоррупционной экспертизы. Так, в развитие положений закона № 172 Правительство РФ приняло постановление, которое установило Порядок и Методику проведения антикоррупционной экспертизы[7] (далее – постановление № 96). В связи с тем, что установленный в постановлении № 96 Порядок проведения антикоррупционной экспертизы обязателен лишь для Минюста России, то иные органы государственной власти были вынуждены принимать свои подзаконные акты, в которых утверждать соответствующие порядки проведения антикоррупционной экспертизы[8].

Следующее направление деятельности государства в сфере противодействия коррупции – это выявление и пресечение коррупционных правонарушений. В рамках этого направления российское государство демонстрирует принципиальный взгляд, о котором свидетельствует практика привлечения к уголовной ответственности высших должностных лиц. Так в течение 2016 года деятельность государства в сфере противодействия коррупции характеризовалась открытой и жесткой позицией к лицам, совершившим коррупционные преступления, вне зависимости от их должностного положения. В частности уголовные дела в получении взяток в особо крупных размерах возбуждены в отношении министра экономического развития А.В. Улюкаева (получение взятки в размере 2 млн. долларов), губернатора Кировской области Н.Ю. Белых (получение взяток на общую сумму 400 тыс. рублей), полковника МВД Д.В. Захарченко (при обыске в квартире найдено денег на сумму более 9 млрд.рублей) и других высокопоставленных чиновников.

Важным направлением противодействия коррупции является участие независимых экспертов в работе аттестационных, конкурсных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов. Так, в соответствии с п. 16 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации[9], для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия. При этом, в состав конкурсной комиссии должны быть включены независимые эксперты — представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Следует отметить, что участие независимых экспертов в заседании комиссии является обязательным. Эта гарантия закреплена в п. 20 указанного выше Положения, которое устанавливает, что заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

Информационной открытости органов власти служит обязанность размещать в Интернете информацию о деятельности органа государственной власти. Эта обязанность предусмотрена федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[10] (далее – закон № 8). Указанный закон, обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления размещать в Интернете: общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления (наименование, структура, полномочия, территориальный подразделения и подведомственные организации); информацию о нормотворческой деятельности (административные регламенты и стандарты оказания государственных услуг, информацию о государственных закупках товаров, работ и услуг); информацию о результатах проверок; тексты официальных заявлений руководителей; статистическую информацию о деятельности и так далее.

Размещение указанной информации способствует большей открытости органов государства для населения, способствует повышению чувства ответственности у государственных и муниципальных служащих за результаты своей профессиональной деятельности. А, следовательно, выступает важным условием формирования нетерпимого отношения к коррупции. Следует также отметить, что в целях обеспечения реализации закона № 8 приняты постановление[11] и распоряжение[12] Правительства РФ.

В заключении, считаем необходимым сформулировать некоторые выводы и обобщения по рассмотренной проблеме.

Успешное противодействие коррупции возможно только на основе комплексного подхода, включающего мероприятия как правового, так и организационного характера. Кроме того, нельзя не учитывать, что эффективность правового регулирования, а также деятельности государства, будет напрямую зависеть от уровня общей и правовой культуры общества, от наличия либо отсутствия атмосферы принципиальной нетерпимости к коррупции.

Учитывая объемы правового регулирования, можно с уверенностью сказать, что противодействие коррупции становится одной из основных функций современного российского государства.

В числе наиболее значимых проблем в реализации указанной функции хотелось бы выделить следующие.

Во-первых, необходимость совершенствования правовой основы деятельности по противодействию коррупции. К примеру, не систематизированы нормы уголовного права в сфере коррупционных составов; повышение статуса методики проведения антикоррупционной экспертизы до законодательного уровня; закрепление дифференцированного подхода к реализации дисциплинарной ответственности (нарушение – конкретное наказание) в сфере дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения.

Во-вторых, усиление не только принципиальности, но последовательной суровости юридической ответственности соизмеримой с масштабами совершенных коррупционных правонарушений.

В-третьих, обеспечение большей гласности в работе независимых экспертов, принимающих участие в работе конкурсных, аттестационных комиссиях и комиссиях по урегулированию конфликтов интересов при федеральных и региональных органах государственной власти, в части изучения и распространения лучших практик взаимодействия экспертов и органов власти.


Список литературы

  1. См.: Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1231.
  2. См.: Федеральный закон от 26.04.2004 № 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» // СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1684.
  3. См.: Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3424.
  4. См.: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228.
  5. См.: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. — 2009 — № 29 — Ст. 3609.
  6. См.: Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы» // СЗ РФ. – 2016 — № 14 — Ст. 1985.
  7. См.: Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 18.07.2015) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. – 2010. № 10. Ст.1084.
  8. См. например: Приказ МВД России от 24.02.2012 № 120 (ред. от 07.09.2015) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России» // Российская газета. 18 мая 2012; Приказ Минздрава России от 24.09.2012 № 218н «Об утверждении Порядка организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов в Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // Российская газета. 10 апреля 2013; Приказ МИД России от 19.09.2013 № 17502 (ред. от 29.01.2016) «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации» // Российская газета. 19.11. 2013.
  9. См.: Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 (ред. от 18.12.2016) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 439.
  10. См.: СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
  11. См.: Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» // СЗ РФ. – 2013. № 30 (часть II). Ст. 4107.
  12. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2013 № 1187-р (ред. от 30.12.2015) «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных» // СЗ РФ. — 2013 — № 30 (часть II) — Ст. 4128.