УДК 343.301

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА ПОСРЕДСТВОМ ГИБРИДНОГО ТРОЛЛИНГА И БОРЬБА С НИМ

№14,

Юридические науки

Стародубцева Мария Александровна


Научный руководитель: Мазуров В.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии АлтГУ.


Ключевые слова: ГИБРИДНАЯ ВОЙНА; ИНТЕРНЕТ-ТРОЛЛИНГ; ПРОВОКАЦИЯ; ПРОПАГАНДА; ГИПОТЕЗА; СТИЛЬ ГИБРИДНОГО ТРОЛЛИНГА; HYBRID WAR; INTERNET TROLLING; PROVOCATION; PROPAGANDA; HYPOTHESIS; HYBRID TROLLING STYLE.


Аннотация: В статье изложен краткий отчет по исследованию, проведенному руководством молодежных волонтерских организаций «Антиэкстремизм» и «Сообщество по борьбе с национализмом» по классификации гибридных интернет-троллей, распознанию их поведения в сетевом контенте и анализе методики борьбы с интернет-провокациями. Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в росте использования высоких информационных технологий в совершении преступлений и правонарушений.

На фоне того, что управление массовым сознанием, а также способность управления собственными информационными ресурсами и киберресурсами в настоящее время являются одной из немаловажных целей государств для доминирования на мировой арене, большими акторами мировой политики создаются механизмы управления данными ресурсами, а также механизмы защиты своего информационного и киберпространства.

Сегодня виртуальное пространство стало полем битвы не только отдельных умов, но и за массовое сознание людей. Одним из инструментов такой битвы стал “троллинг” – Интернет-провокация, проводимая как программой, так и конкретными лицами [2, c. 85].

Троллинг, как информационная технология влияния на сознание Интернет-пользователей, был взят на вооружение гибридной войны, как активный элемент пропаганды и контрпропаганды в области внутренней и внешней политики государств, а также экономической борьбы за рынки сбыта.

Новизна нынешней информации и психологической войны – это двойная комбинация онлайн-СМИ. Этот тип «войны» постоянно продолжается и трудно обнаружить.

Конечным термином, который должен быть определен для целей этого исследования, является троллинг. Как очень недавний и очень разговорный термин, он не имеет точного определения. «В германо-славянской мифологии и фольклоре троллями называли пакостливых и злобных существ, нелицеприятной наружности. В настоящее время слово «тролль» приобрело новое значение. Так называют интернет-нахала, существа совсем не сказочного, но иногда не менее противного и злобного»[2, c. 86].

Приведем типичные для интернета определения троллинга — Троллинг — «похоже на черный PR. Пользователь пытается повысить свой рейтинг и количество друзей, склоняя других к бессмысленным демагогиям и перепалкам.

В данной работе мы попытались вывести собственное определение троллинга. Нами он понимается как «размещение на различных ресурсах (форумах, социальных сетях и т.п.) провокационных сообщений с целью раздразнить участников дискуссии, вызвать конфликты между ними, спровоцировать взаимные оскорбления и т.д.». В свою очередь гибридный троллинг – это метод ведения информационной войны посредством размещения провокационных сообщений в сети Интернет с целью внедрения пропагандистской идеологии.

Исследование интернет-троллинга было проведено активистами движений «Антиэкстремизм» и «Сообщество борьбы с национализмом» при поддержке Центра психологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2018 году. При сборе информации использовались материалы методических рекомендаций НАТО по гибридному троллингу, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет[1, c. 6].

Несколько гипотез о гибридных оплачиваемых троллях были сделаны до исследования на основе информации, которая была доступна:

1. Тролли должны публиковать много комментариев (поскольку деньги выплачиваются на основе объема выполняемой ими работы, поэтому небольшие количества не будут приемлемыми);
2. Тролли должны быть последовательно односторонними (поддерживать умный разговор, который перемещает мнения пользователей в определенном направлении, но его трудно и дорого поддерживать);
3. Тролли должны повторно отправлять сообщения антироссийских СМИ (для получения большого количества комментариев наиболее эффективным способом распространения информации является повторная публикация выдержек из правительственных СМИ или ссылок на них);
4. Тролли не должны комментировать случайные темы (например, как отремонтировать радиатор автомобиля), которые полностью не связаны с их идеологической задачей и / или по комментариям, которые не являются идеологическими.

Для получения списка возможных троллей были предприняты следующие шаги:

1. Сортировка по IP. Данные сортировались по IP-идентификаторам, таким образом получая таблицу, в которой все комментарии, которые были отправлены с одного IP-адреса, отображались вместе.
2. Ручное сканирование. Данные были отсканированы вручную, и каждое соответствующее гипотезам сообщение анализировалось.

Распределение сообщений троллинга по различным темам статей показывает, что почти вся деятельность связана с новостями, связанными с событиями в Великобритании по «делу Скрипалей» и различными реакциями на эти события. Почти одна треть всех комментариев троллей была опубликована в связи с этой темой — 37% всех сообщений, отправленных подозреваемыми нанятыми троллями. Второй по величине раздел, который привлек внимание троллей, связан с западными санкциями против России и встречными мерами России — 14%. Обсуждение западных стран привлекло 27% всех комментариев.

Интернет-троллинг характеризуется гиперактивным поведением, которое представляет собой интенсивную публикацию комментариев, наличие оскорблений и постоянные попытки опрокинуть других пользователей.

Нами были отобраны семь наиболее активных (пользователи, которые опубликовали более 100 комментариев к более чем 20 новостям в течение одной недели) антироссийских гибридных троллей.

По итогам проведенного исследования можно охарактеризовать некоторые стили гибридного троллинга как инструмента информационной войны.

1. Тролль – обвинитель. Тексты тролля основаны на теории заговоров, в которых утверждается, что происходящие на геополитической арене события срежиссированы США и их союзниками (аналогично Россией и ее союзниками).

2. Бикини-тролль — этот тролль выражает упрощенное мировоззрение кратким и / или наивным образом. Тролль получил прозвище «Бикини» из-за использованной фотографии профиля — молодой девушки в бикини. Подобное фото действует как приманка, побуждая пользователей вступать в диалог с троллем. Тролли Бикини более адаптивны к интернет-среде и поэтому трудно распознать — только контент может показать, что это троллинг.

3. Агрессивный тролль — этот тролль является ближайшим родственником классических троллей обычных пользователей. Публикуя только агрессивно выраженные сообщения, совершенно ясно, какие позиции он защищает.

4. Википедия-тролль — это очень специфический дизайн сообщений гибридного тролля, где тролль публикует некоторую информацию из Википедии (или другого надежного источника, такого как блоги историков и т. д.), Не добавляя эмоциональной ценности этой информации. Опубликованная информация по существу истинна, однако она используется в неправильном контексте, намереваясь аудиторию сделать ложные выводы.

5. Отсылочный тролль — эти сообщения о троллинге очень короткие с точки зрения слов, но всегда содержат некоторую ссылку, и зрителям предлагается следовать за ними. Ссылка может быть информацией из «серьезной» российской новостной платформы, клипа YouTube из телепередачи, клипа YouTube, показывающего видео, сделанное местными людьми на сайте, и т. д. Важно признать, что ссылки ведут к реальным платформам , а не рекламные ролики, страницы вирусных программ и т. д. [1, c. 62]

Все эти конструкции сообщений тролля могут перекрываться друг с другом и «заимствовать» характеристики друг от друга. Тем не менее, они в основном придерживаются своего выбранного стиля. Теоретически для этого может быть несколько причин. Во-первых, с точки зрения гибридного троллинга как продолжения пропаганды: основная цель пропаганды — охватить все слои общества, ради общей моральной дестабилизации.

Вторая, вероятно, более практичная причина состоит в том, что разные сообщения создают иллюзию, что за ними стоит много людей, но в таких случаях они могут быть опубликованы одним человеком с фейковых профилей.

Хотелось бы привести разработанную нами методику блокировки троллей. Технология проверена в пространстве хэштега #skripal .

Гибридные тролли начали онлайн-флешмоб, суть которого состояла в публикации массы разнообразного контента, от картинок до статей и интервью, так или иначе указывающего на причастность России к так называемому «делу Скрипалей» в Великобритании. Данный хэштег активно использовался во всех наиболее популярных в СНГ соцсетях — Facebook, Instagram, Одноклассниках, Вконтакте, но именно во Вконтакте стал наиболее популярным.

Массовый показательный онлайн-протест тролли предположительно использовали для двух целей:

а) «засветиться» в СМИ, демонизировать и дискредитировать представителей российской дипломатии;
б) наглядно показать своим последователям (особенно молодежи — основным пользователям ВК) сплоченность организации, еще четче обрисовать образ врага для них.

Предпринятые действия:

В сообществе с сотрудниками ЦПБ были предприняты меры по наводнению новостной ленты # skripal материалами компроментирующего характера — обесценивание методов протеста с массовыми рассылками писем, материалы опросов реальных граждан Великобритании по поводу их отношения к России и к сообщениям собственного правительства. Для сбора информации автором статьи была предпринята командировка в г. Солсбери (Великобритания) в период с 24 по 31 марта 2018 года.

Были использованы несколько фейковых аккаунтов в ВК (по 1-3 на каждого участника «операции»), которые использовались совместно с сервисом автоматического отложенного и регулярного постинга megapo.st . Разработка контента была проведена несколькими участниками — впоследствии контентом обменялись.

В итоге новостная лента # skripal была занята нашим контентом более чем на половину (в разные суточные промежутки частота отличалась), Тролли отреагировали через 2,5 — 3 дня призывами к своим последователям — ни в коем случае не читать новостную ленту по данному хэштегу. Однако момент уже был упущен.

В итоге мы добились следующего:

1. сбили волну публикаций под протестным хэштегом и, по сути, самую активную стадию онлайн флешмоба
2. Интернет-СМИ уже растиражировали новость о флешмобе с тегом # skripal и весь траффик читателей теперь видит не только пропагандистский контент троллей, но и в большей степени наш вирусный
3. Несмотря на количество регулярных комментариев троллей — не читать новостную ленту по тегу # skripal — их последователи проявляют активность под нашими публикациями в виде комментариев, а значит и получают критическую информацию.

Можно сказать, что предлагаемый нами метод универсален, с его помощью можно захватывать контент-поле по чужим хэштегам, можно искусственно раскручивать свои, можно публиковать дезинформацию и т.д.

В заключение отметим, что гибридный троллинг в сети интернет существует и развивается, и есть необходимость изучения этого феномена с позиций разных наук и различных научных подходов.


Список литературы

  1. Prof. Andris Spruds, Asoc.Prof. Anda Rožukalne, Dr.Klavs Sedlenieks, Mr.Martns Daugulis, Ms. Diana Potjomkina, Ms.Beatrix Tölgyesi, Ms. Ilvija Bruge. Internet Trolling as a hybrid warfare tool: the case of Latvia, NATO Strategic Communications Centre of Excellence Riga, Latvia, 2016, https://www.stratcomcoe.org/internet-trolling-hybrid-warfare-tool-case-latvia-0
  2. Петряев С.Ю. ТРОЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ. / С.Ю. Петряев // “Інформація і право” № 1(13)/2015. – С. 85-89.