УДК 378.18

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ

№14,

Педагогические науки

Мокрова Ангелина Александровна


Ключевые слова: АДАПТАЦИЯ; СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ; АНАЛИЗ; СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ; ADAPTATION; FIRST-YEAR STUDENTS; ANALYSIS; SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION.


Аннотация: В статье рассматривается процесс адаптации студентов-первокурсников к вузу. Был проведён анализ социально-психологической адаптированности студентов Нижегородского Государственного Педагогического Университета имени Козьмы Минина. Представлены результаты исследования и сделаны соответствующие выводы.

Адаптация – это приспособление организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. У адаптации есть психологический аспект, который направляется на приспособление человека как личности к обществу вместе с требованиями этого общества, а также с его собственными мотивами и потребностями. Всем людям в процессе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления приходится проходить процесс психологической адаптации. Ярким примером данной адаптации является поступление в высшее учебное заведение. Поступление в ВУЗ является новой ступенью в жизни каждого человека. Только на первом курсе обучения в ВУЗе человек начинает осознавать самого себя, формирует своё отношение к учёбе и, что более важно, к своей будущей профессии. Первый год обучения для студентов считается наиболее сложным среди других. У студентов-первокурсников возникают трудности в процессе учебной деятельности, обычно их стереотипы меняются. Что происходит? Студентам трудно даётся привыкание к новым формам занятий, к увеличенному содержанию и объёму учебного материала. Нередко они не умеют конспектировать то, что диктуют преподаватели. Примерно 65–70 % студентов — приезжие, соответственно они выпускники сельских школ или же школ маленьких городов. Тут трудность в адаптации может быть связана с ограниченным количеством контактов в обществе, то есть с небольшим количеством человек в классе и в школе. Естественно, там все друг друга хорошо знают. А, приезжая в большой город и поступая в крупный вуз, молодые люди, в основном, опасаются из-за неумения правильно настроить контакт с не знакомыми людьми. Конечно, со временем тревога у них угасает. [1]

Психологические особенности студентов-первокурсников оказывают влияние на процесс их адаптации, как приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Данный возраст (17-18 лет) характеризуется развитием личностных и психических качеств, интеллектуальной системы. Огромное количество информации, необходимость рационально планировать своё время для самообучения, неудовлетворительная познавательная деятельность и критика риска принятия решений — все это то, к чему надо приспособиться. Поэтому в первые дни обучения все участники образовательного процесса вуза должны помочь студентам в преодолении трудностей, которые возникают во время их адаптации. Успешная и эффективная адаптация первокурсников в университете — это ключ к развитию каждого студента не только как будущего специалиста, но и как человека. [2]

Адаптация к студенческой жизни — это очень сложный процесс. Организация учебной деятельности на первом курсе в вузе вовсе не обеспечивает адаптации студентов к специфическим условиям обучения. Преподаватели не всегда верно подходят к организации педагогического процесса и не всегда уделяют достаточного внимания к тому, чтобы студенты адаптировались к учебному процессу, поэтому многие первокурсники достигают адаптации в вузе путём собственных усилий, а также благодаря новообретённым друзьям, то есть одногруппникам/однокурсникам. [3]

В рамках данной статьи был проведён опрос среди студентов НГПУ им. Козьмы Минина. Согласно исследованию, 90 % опрошенным было не тяжело адаптироваться к вузу. 70 % достаточно быстро адаптировались к своей учебной группе, а 30 других % не так быстро, как хотелось бы, но никто не ответил, что процесс адаптации к своей группе был долгим. Студенты отметили, что существовали следующие проблемы в адаптации на первом курсе:

— неумение самостоятельно изучать материал;
— неумение распределять своё время и силы;
— неготовность выполнять те требования, которые дают преподаватели;
— неготовность к полной самостоятельности, основанной на отдельном проживании в другом городе;
— неготовность работать с объёмом информации, нужным для обучения;
— отсутствие желания учиться. [1]

Больше всего человек проголосовали за последний пункт. На последний вопрос студенты ответили, что в адаптации им помогли одногруппники, семья, и, конечно же, они сами самостоятельно справились с этим.

Можно сделать следующие выводы: процесс адаптации у опрошенных студентов прошёл положительно, все рано или поздно смогли адаптироваться к своей группе и непосредственно к учебной деятельности, но, к сожалению, преподаватели ни коем образом не помогли им в этом, ребята столкнулись с некоторыми проблемами (которые перечислены выше), особенно встал остро вопрос в желании учиться, почему-то будучи первокурсниками у этих студентов оно отсутствовало, следовательно, адаптироваться им было немного труднее, ведь не желая учиться, им не особо хотелось «вливаться» в студенчество.

Я думаю, что для более быстрой адаптации студентов к университету, нужна помощь не только со стороны семьи, одногруппников или преподавателей, но и участие в активной студенческой жизни университета. Когда я и мои одногруппники были на первом курсе, нам помогли наши кураторы, которые вовлекли нас в творческую, спортивную, научную и общественную жизнь университета. С начала учебного года мы стали принимать участие в различных конкурсах и мероприятиях на базе нашего факультета и всего университета, тем самым мы довольно быстро освоились в нашем вузе, затем привыкли и ко всем новым для нас нюансам учебной деятельности университета. Таким образом, студентам-первокурсникам не нужно бояться перемен и всего нового. Университет – это важный этап в жизни каждого человека и его будущего. Главное – верить, что всё получится, ведь в адаптации нет ничего страшного, это естественный процесс приспособления к новым условиям жизни.


Список литературы

  1. Юденкова И. В., Бежаева Д. Н. К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 887-891.
  2. Балабанова А. М. Особенности адаптации студентов в вузе // Молодой ученый. — 2018. — №14. — С. 254-256.
  3. Беликова Р.М., Пятунина О. И. Проблема адаптации студентов к обучению в вузе//Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2009. – С.129-130.