УДК 37.031

КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ УБЕЖДЕНИЙ АНТИПРИВИВОЧНИКОВ СРЕДИ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С АНТИПРИВИВОЧНИКАМИ

№14,

Педагогические науки

Низамеева Ильмира Ильсуровна


Научный руководитель: Сабирова Л.А., старший преподаватель, кандидат философских наук.


Ключевые слова: АНТИВАКЦИНАТОРЫ; АНТИПРИВИВОЧНИКИ; ANTIVACCINATION.


Аннотация: На сегодняшний день в мире довольно большое распространение получило движение антипрививочников, которых еще в научных кругах называют антивакцинаторами. Если рассмотреть эту проблему более детально, то можно заметить что противники вакцинации появились одновременно с массовым внедрением прививок.

Первая Национальная лига антивакцинации появилась в Англии примерно в конце 19 века с появлением массовых вакцин от таких болезней как сибирская язва и бешенство. Опыт Эдварда Дженнера, впервые прививившего английского мальчика от натуральной оспы еще в 1796 году, был отрицательно воспринят не только местным духовенством, но и коллегами Дженнера, несмотря на серьезную ситуацию с оспой в мире. Духовенство считало прививки вмешательством в Провидение, неосмотрительность, опасные эксперименты и недоказанную безопасность — по сути все то, что и сегодня озвучивают антипрививочники.

В России движение антипрививочников получило распространение с конца 80-х годов 20 века после публикации трудов вирусолога Г.П. Червонской «Прививки: мифы и реальность», гомеопата А. Котока и руководителя центра Естественного родительства Ж. В. Цареградской.

Современными антипрививочниками являются приверженцы народной медицины и гомеопатии, а также люди, пропагандирующие отказ от прививок по религиозным соображениям. Чаще всего противники прививок встречаются в странах Африки и Средней Азии. Именно в этих странах наблюдается распространение тяжелых инфекционных заболеваний. [4]

Большинство ученых и медиков относят антивакцинаторство к лженаучному направлению. Причиной этому является распространение заболеваний, научная несостоятельность аргументации антипрививочников и её нефальсифицируемость.

Противники прививок приводят несколько аргументов для оправдания своих доводов. Один из таких аргументов теория заговора фармацевтов.

Антипрививочники считают, что массовое производство вакцин и прививок является выгодным бизнесом. По их мнению, фармацевтические фабрики вступают в сговор с научными исследователями, работниками медицинских учреждений, которые навязывают пациентам ненужные прививки, ради коммерческой выгоды.

Следующий аргумент антивакцианторов отсутствие положительного эффекта от вакцин или их влияние настолько ничтожно, что не оправдывает риск нежелательных последствий. Приверженцы отказов от вакцин, во всех источниках твердят о фальсификации данных о пользе вакцинации, а также не видят связи между ростом заболеваемости и отказов от вакцинации. [1]

Еще один немаловажный аргумент антипрививочников – религиозные мотивы. Такой позиции придерживаются люди, считающие недопустимым вмешательство человека в Провидение, или противники культивирования ингредиентов на эмбриональных клетках абортусов. Хотя стоит отметить, что Русская Православная Церковь не благословляет антивакцинаторство, отмечая, что антивакцинаторство имеет сектантские черты (М. Степаненко). Общество православных врачей резко негативно высказывалось в сторону антивакцинаторов.

Многие антивакцинаторы уверены, что есть прямая связь между прививками и развитием таких заболеваний как ДЦП или аутизм.

Антивакцинаторы сетуют на наличие ртути в составе прививок. Э. Мато, глава службы общественного здоровья Каталонии, утверждает, что присутствует мертиолят лишь в дешевой вакцине АКДС, да и то лишь потому, что та многодозовая. [2]

В сети Интернет можно найти немало историй, которые доказывают, что отказ от прививок может привести к непоправимым последствиям. Например, в 1990—1999 годах в странах бывшего СССР возникла эпидемия дифтерии. Более 150 тыс. человек было заражено, а 5 тыс. погибло. Практически все заразившиеся были не привиты от дифтерии. Часто встречались фальсифицированные записи о прививках в медицинских картах. Таким образом, причиной эпидемии, среди прочего, было снижение охвата населения вакцинацией, тогда как вакцинация, охватывающая 70 % и более восприимчивых лиц, уменьшает риск заболевания. [3]

Массовому распространению лженаучных представлений о вакцинации способствует всемирная сеть Интернет. На сайтах, призывающих отказаться от прививок, присутствует большое количество информации, не прошедшей проверки или научного обоснования. Сайты пестрят «громкими» заголовками с огромным количеством перекрестных ссылок. Педиатры уверены, что чтение подобной литературы может привести к отказу от прививок среди доверчивых и малообразованных людей. По оценкам профессоров Р. Вольфе и Л. Шарп современные доводы антипрививочников практически не отличаются от аргументов, звучавших в конце 19 века. По оценкам медиков подобная пропаганда может привести к отказу от вакцинации доверчивых или недостаточно образованных людей.[2] Еще другой причиной для склонения людей к антивакцинаторству может быть неграмотно поставленная прививка. Это более серьезная причина, которая требует не только просветительской, но и научно-медицинской, глубинной этической и психологической проработки.

Ознакомившись с литературой, было решено провести опрос среди родителей школьников. Результаты опроса выявили, что 43,4% опрошенных уверены пользе вакцин. Количество «отказников» от прививок составило 18,1%. Остальные 34,5% опрошенных не отказываются от вакцинации, но считают ее не эффективной. 4% респондентов отказываются от прививок в связи с аллергическими реакциями у детей на компоненты входящие в состав прививок.

Для наибольшей наглядности опрос представлен в виде диаграммы.

Диаграмма 1

Подводя итог опроса можно сказать, что родители, отказывающиеся от прививок, в большинстве случаев не понимают, для чего необходима прививка. Родители отказников уверены, что вакцинация может пагубно влиять на деятельность головного мозга, вызвать тяжелые аллергические реакции либо они уверены, что все болезни, от которых ставят прививки, давно побеждены.

К сожалению, в территории России нет закона, регулирующего вакцинацию детского населения, поэтому ставить или не ставить прививки ребенку решают родители и врачи. Выбор родителей бывает не всегда объективен, зачастую на него влияют мнение окружающих, чтение статей в сети Интернет. Какие же методы для решения проблемы с антипрививочниками можно применить? В первую очередь это разъяснительные беседы с педиатром или другим лечащим врачом. Беседа должна быть понятна для собеседника, с разъяснением медицинских и фармакологических терминов. Для снижения отказов от прививок необходимо разрабатывать более чистые вакцины, не вызывающие аллергических реакций, без использования тяжелых металлов. Одним из важных способов борьбы с антивакцинаторами является информирование населения из достоверных источников.

В борьбе с антипривочниками могут быть задействованы и образовательные учреждения. Необходимость отказа от прививок — это лженаучный миф, а просвещение – главный враг этого мифа. Организовать борьбу с антивакцинаторством учитель может на внеклассных мероприятиях, путем распространения информативных листовок и иных материалов. Если учитель не имеет медицинского или хотя-бы биологического образования, то желательно, чтобы такие мероприятия проходили в содружестве с профессиональными медиками. Учитель на подобных мероприятиях может задействовать разные методы и приемы.

Особо актуальной на настоящее время внеклассной формой работы по борьбе с антипрививочниками мы считаем организацию дискуссионных клубов и площадок, где имеется возможность рассмотреть проблему с разных сторон, выслушать разные точки зрения и прийти через дискуссию к единому пути решения. Дискуссионные клубы призваны побудить учащихся к саморефлексии, более глубокому изучению проблемы, умению отстаивать личную точку зрения, стремление к формированию научной картины мира. Дискуссионные клубы призваны решать следующие педагогические задачи: развитие интеллектуальной, творческой инициативы и учебно-познавательных интересов участников клуба, коммуникативных умений и способностей участников клуба; активизация гражданской позиции участников клуба; включение студента в поисковую учебно-познавательную и научную деятельность; организация совместной деятельности, партнерских отношений.

Дискуссионные клубы — это удобные площадки для реализации на практике следующих методов обучения: мозговой штурм, СВОТ-анализ, библиографический анализ, кейс-метод, игровой метод, автоэтнография и т.п.

Педагогический штат также совместно с учащимися могут организовывать тематические выставки и стенды, издавать школьные журналы, организовывать встречи с учеными, которые занимаются просветительской работой.


Список литературы

  1. Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ // Педиатрическая фармакология. — 2009. — Т. 6, вып. 6. — С. 1-24.
  2. https://newtonew.com/science/vaccine-opponents (дата обращения: 15.08.2018)
  3. Wolfe, R. Sharp, L. Anti-vaccinationists past and present // BMJ. — 2002. — Т. 325. — С. 430–432.