СОДЕРЖАНИЕ ИНСТИТУТА СОКРАЩЕННОГО ДОЗНАНИЯ

№5,

Юридические науки

Ганенко Юлия Юрьевна


Ключевые слова: ДОЗНАНИЕ; ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ; ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ; СОКРАЩЕННОЕ ДОЗНАНИЕ; INQUIRY; PRELIMINARY INVESTIGATION; THE BODIES OF INQUIRY; AN INQUIRY.


Аннотация: Уже более трех лет в российском уголовном процессе действует институт сокращенного дознания. В связи с этим, полагаем, можно вернуться к дискуссии, которая разгорелась после принятия Федерального закона от 4 марта 2013 года, в связи с чем Уголовно-процессуальный кодекс РФ был дополнен новой главой 32.1 «Дознание в сокращенной форме».

Дознание считается в предварительном расследование дифференцированной процедурой.

В литературе указываются признаки института сокращенного дознания:

1. Статьей 225 УПК РФ предусмотрено, что отсутствие этапа привлечения лица в качестве обвиняемого, а статус подозреваемого появится только при составлении обвинительного акта, в этом и состоит упрощенная процедура по сравнению с предварительным следствием.

2. Институт дознания имеет сокращенные сроки (от 30 судок-12 месяцев, это исключение связано с исполнением запроса о правовой помощи).

3. Дознание может производится факультативно, то есть когда не обязательно производство предварительного расследования, а иногда при необходимости на основании письменного указания прокурора данная форма может быть заменена на предварительное следствие.

За последние годы в уголовное процессуальное законодательство внесено множество дополнений и изменений, которые в свою очередь прослеживают тенденцию сближения двух форм предварительного расследования [1].

Эволюция развития органов дознания проходила с 2002 года по 2013 год.

Что же касается полномочий прокурора, то по сравнению с органами следствия, то можно сказать его полномочия утрачены, так создан Следственный комитет, чего не скажешь про органы дознания.

Власова Н.А., Осипов Д.В., Кузнецова Н.А., Нашаев Е.А. указывают, что «эти изменения послужили причиной появления в юридической литературе утверждений о трансформации упрощенной процедуры расследования в прокурорское дознание, неоднократно подвергавшееся критике за розыскной характер и излишнюю подконтрольность прокурору в части реализации функции уголовного преследования» [2].

Анализ деятельности органов дознания их подследственности после существенного расширения привел к неутешительным выводам. Следует аргументировать данные выводы статистическими данными Министерством Внутренних дел РФ, «за 2015 год органами внутренних дел рассмотрено 26,24 млн. заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях. Преступлений зарегистрировано 2302,2 тыс., уголовных дел возбуждено 1861,4 тыс., т.е. только по каждому 14 сообщению. Ежегодно выносится до 6 млн. постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, треть из которых признается прокуратурой при осуществлении надзора незаконной. За указанный период сотрудниками органов внутренних дел расследовано 957,8 тыс. преступлений, а их значительное количество (1014,7 тыс.) осталось нераскрытым» [3].

То есть выше перечисленные факторы обусловили необходимость законодательного пересмотра дифференцированной процедуры предварительного расследования, что было сделано посредством введения сокращенного дознания Федеральным законом № 23-ФЗ.

Глава 32.1 УПК РФ характеризует упрощенную форму предварительного расследования. «пределы реализации упрощенной процедуры: 1) только по уголовным делам, возбужденным в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, относящихся к подследственности органов дознания; 2) признание подозреваемым своей вины, характера и размера причиненного вреда, а также правовой оценки деяния, содержащейся в постановлении о возбуждении уголовного дела; 3) отсутствие обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме» [4].

Мы считаем, что это полностью соответствует принципам упрощения процедуры последнее условие, в число которых, входит соблюдение гарантий защиты прав и законных интересов участников процесса.

То есть глава 32.1 УПК РФ указывает на неприменение вышеотмеченного принципа к несовершеннолетним лицам, которые страдают физическими и (или) психическими недостатками или лиц, которые не владеющим языком судопроизводства п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Данная глава УПК РФ, содержит нормы о том, что произошло сокращение срока дознания, так часть 1 статьи 226.6 УПК РФ указывает на то, что данный срок со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме составляет 15 суток, но может и пролиться прокурором до 20 суток [5].

В данном случае, полагаем, что цель ускорения данного производства не достигается, это вытекает из ряда норм уголовного закона ч. 1, 2 ст. 226.6 УПК РФ, ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 226.4 УПК РФ и ч. 1 ст. 226.8 УПК РФ.

Таким образом, в настоящее время научный поиск, влияющий на законотворческую деятельность, обусловлен развитием общества и государства, что в свою очередь сулит нам внедрение методов, которые позволят разрешить уголовно-правовые конфликты, с условиями гарантированности законных интересов и прав лиц, вовлеченных в уголовный процесс [6].

С таких позиций и следует проводить анализ практики применения института сокращенного дознания, что позволит в дальнейшем проводить теоретические изыскания, но также и совершенствовать законодательное регулирование данного процессуального института.


Список литературы

  1. Александров А.С., Лапатников М.В. Сокращенное дознание: новеллы УПК РФ и сложности их применения // Уголовный процесс. 2013. № 4. С. 12.
  2. Власова Н.А., Осипов Д.В., Кузнецова Н.А., Нашаев Е.А. Концептуальная модель досудебного производства по уголовным делам // Проблемы следствия и дознания: Сб. науч. трудов. М., 2008. С.19.
  3. Состояние преступности — январь — декабрь 2015 г. // Официальный сайт МВД России: URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/804701 (дата обращения 28.05.2016).
  4. Химичева О.В., Карпенко Е.Е. О значении для судебного разбирательства особенностей доказывания при производстве дознания в сокращенной форме // Мировой судья. 2015. № 12. С. 26.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22.11.2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 05.12.2001 г.: в ред. Федер. закона от 30.12.2015 г. // Рос. газ. 1996. 18 июня.
  6. Дикарев И.С. Дознание в сокращенной форме: замысел законодателя и практический результат // Дознание в сокращенной форме: вопросы законодательной регламентации и проблемы правоприменения. Волгоград, 2013. С. 27.