УДК 101.9

СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ МАХМУДА МУХАММАДЬЯРА

№14,

Философские науки

Сабиров Аскадула Галимзянович (Доктор философских наук)


Ключевые слова: ЧЕЛОВЕК; СУЩНОСТЬ; СВОЕОБРАЗИЕ; ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ; М.МУХАММАДЬЯР; PEOPLE; ESSENCE; ORIGINALITY; PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL IDEAS; M. MUKHAMMADYAR.


Аннотация: В статье проанализирована сущность философско-антропологических идей татарского философа Махмуда Мухаммадьяра, выявлено своеобразие ее проявления в контексте культурно-исторического пространства средневекового общества.

Проблема понимания и интерпретации философско-антропологических идей средневекового татарского философа Махмуда Хаджи угылы Мухаммадьяра (1496/или 1497 – 1549/или 1552 гг.) достаточно активно обсуждается в историко-философской литературе. В работах Ш.А. Абилова, А.М. Ахунова, Р.М. Амирханова, Ф.М. Сабировой, А.И. Тухватуллиной, А.Н. Юзеева анализируются общефилософские и научные взгляды М.Мухаммадьяра, его представления о добродетельном мусульманине, о справедливости как главном свойстве человека [1, 2, 3, 4, 5]. Вместе с тем, в перечисленных работах в меньшей степени рассмотрены философские идеи М.Мухаммадьяра о сущности человека, его взаимоотношениях с обществом, его судьбе и предназначении в окружающем мире. В данной статье нами предпринята попытка исследовать и систематизировать философско-антропологические взгляды М.Мухаммадьяра. В ней также развивается изложенная нами ранее идея о том, что в эпоху Казанского ханства татарская философия была представлена и развивалась, прежде всего, М.Мухаммадьяром [6].

Махмуд Хаджи углы Мухаммадьяр (1496 или 1497 – 1552 годы) – известный средневековый татарский философ, знаменитый поэт и религиозный мыслитель. Другие биографические факты из его жизни не подтверждены достаточно достоверными источниками. Неизвестна точная дата рождения философа. Ему приписывается происхождение из царского рода. Сообщается, что он мог стать правителем Казанского ханства, что он был членом суфийского ордена, что был в плену в Москве. Точно неизвестны и обстоятельства его гибели. Некоторые источники сообщают, что он погиб при взятии Казани войсками Ивана Грозного. По другой версии, он был убит московскими казаками С.Баскакова еще до взятия Казани.

Философия М.Мухаммадьяра являлась объективно-идеалистической, религиозной философией. Обусловлено это было тем, что он был приверженцем ислама, господствовавшего в Казанском ханстве. На формирование мировоззрения М.Мухаммадьяра оказали влияние религиозно-философские идеи философов и поэтов арабского Востока (А.Фараби, Й.Баласагуни, М.Саади, А.Навои, А.Джами). Свои основные идеи М.Мухаммадьяр изложил в поэмах «Тухфа-и-мардан» («Дары мужей», 1540 г.) и «Нур-и содур» («Лучи сердец», 1542 г.). В них М.Мухаммадьяр раскрыл общие для классического ислама общефилософские идеи по проблеме человека. Человек являлся для М.Мухаммадьяра основной философской проблемой. На это обратили внимание Ш.А. Абилов и А.М. Ахунов. Они писали, что для М.Мухаммадьяра «главный объект внимания – человек, которого природа наделила умом, красотой, изяществом, правдивостью, скромностью» [1, с. 315]. В своих произведениях М.Мухаммадьяр высказывал как общие для ислама философско-антропологические идеи, так и свои оригинальные суждения о человеке. М.Мухаммадьяр считал, что Аллах является творцом всего сущего, всемогущим и всемилостивым вершителем судьбы человека. Он есть начало начал, он – «всего сущего Творец и Властелин, / Мы к тебе взываем, Ты – для всех один!» [7, с. 96]. Мухаммед – это пророк, принесший людям по воле Аллаха суры Корана. [7, с. 315]. «Душа мира и Вселенной Мухаммед! / Наби первый и последний – Мухаммед!» [7, с. 93]. Человек создан и направляем Аллахом, «человек, из праха Бог тебя создал / И создав, тебе прощенья радость дал» [7, с. 64]. Человек – это прекрасное создание, изначально наделённое разумом. М.Мухаммадьяр, высказав общие философско-антропологические идеи о человеке, далее не сосредотачивался на них. Он посвящал основные разделы своих произведений разработке проблем, касающихся сущности человека, его основных свойств, взаимоотношений с обществом. Данные идеи и явились наиболее интересными, оригинальными и передовыми для своей исторической эпохи. Остановимся на новаторских философско-антропологических идеях М.Мухаммадьяра.

Человек для М.Мухаммадьяра является существом, состоящим из тела и души, причем «человечье тело – это клетка для души» [7, с. 63]. Человек в течении жизни стремиться освободить свою душу. Душа после праведной жизни освобождается от оков земной жизни и обретает подлинную свободу.

М.Мухаммадьяр рассматривал человека как существо, обладающее одновременно как позитивными, так и негативными свойствами. К позитивным свойствам человека он относил, прежде всего такие свойства, как доброта, справедливость, милосердие, щедрость, совестливость, терпеливость, верность слову, прямота, искренность, молчаливость, милосердность, доброта, мудрость. М.Мухаммадьяр подчеркивал, что позитивные свойства самому человеку необходимо формировать и развивать, а обществу поддерживать и воспитывать. Особо ценил М.Мухаммадьяр такие свойства человека, как стремление к справедливости и доброту. Об этих свойствах человека он писал в образной форме в своей любимой притче «Человек и жемчужина». Суть данной притчи такова: человек на базаре продал дрова, но увидев, что один из торговцев избивает бедного юношу, отдал вырученные деньги этому юноше, чтобы тот расплатился с хозяином товара. В результате юноша был освобожден, но человек остался без денег и не смог накормить своих детей. На следующий день он смог обменять на этом же базаре вязанку дров только на рыбешку, которую никто не хотел покупать. Придя домой, он начал потрошить эту рыбешку и нашел в ней крупный жемчуг, который стоил больших денег. Человек приобрел средства для достойной жизни, и его дети в последующем всегда были сыты. Мораль данной притчи такова: тот, кто добр, тот всегда будет по справедливости вознагражден. М.Мухаммедьяр писал: «Всяких дел начало – справедливость знай. / Ты ее как можно больше проявляй» [7, с. 103]. Он понимал под справедливостью, прежде всего, равноправие между людьми, как готовность человека строить равноправные отношения с другими людьми. М.Мухаммедьяр указывал, что в случае господства справедливости в обществе, «Каждый долю получает от нее, Все и вся вкушают от плодов ее» [7, с. 102]. Он считал, что, если между людьми устанавливаются справедливые отношения, то возможно разрешить все жизненные проблемы, установить мир и гармонию в семье, обществе, государстве. М.Мухаммедьяр основой справедливости считал равенство всех людей (облеченных властью и простых бедняков) перед Аллахом. Не менее важным свойством человека М.Мухаммедьяр признавал его доброту. Он рекомендовал человеку: «Доброту дари ты каждому, о друг, / Чтоб потом не испытать измены мук. / Зло творящему не отвечай ты злом, / Терпеливым будь, и крепким на излом» [7, с. 69]. К негативным свойствам человека он относил, прежде всего, такие свойства, как злоба, зависть, лесть, коварство, зазнайство, глупость, безудержное стремление к власти и богатству. Эти свойства характеризуют человека изнутри, ведут к греховности и отступничеству от Аллаха. М.Мухаммадьяр писал, что «Кожа – оболочка, а внутри ядро, / Коль обманет внешность, уличит нутро» [7, с. 29]. Он считал, что отрицательные свойства самому человеку необходимо изживать, а обществу перевоспитывать.

М.Мухаммадьяр оформил свои философско-антропологические рассуждения в виде наставлений, рекомендаций, пожеланий человеку. Это отмечали еще Ш.А. Абилов и А.М. Ахунов. Они писали, что «цель гуманистической проповеди Мухаммедьяра – «исправление нравов, совершенствование личности и обществ, отношений и – через это – приближение к Богу» [1, с. 315]. М.Мухаммадьяр в своем произведении «Свет сердец» разработал наставления правоверному мусульманину, каждое из которых изложил в отдельной главе (их всего 10). М.Мухаммадьяр писал: «Всех дел начало – справедливость знай / Ты ее как можно больше проявляй» (1 глава) [7, с. 103]; «Проявляйте милосердье ко всему» (2 глава) [7, с. 107]; «Тот, кто щедрый, весть благая для него: / Дай Бог, муки ада минуют его» (3 глава) [7, с. 111]; «Кто боится Бога, тот имеет стыд» (4 глава) [7, с. 114]; «Газават святой – Посланника удел, / Мусульманства расширяет он предел» (5 глава) [7, с. 123]; «Чтобы не было, терпеть вас призову» (6 глава) [7, с. 127]; «Тот, кто верен слову – благороден тот. / Окруженный уваженьем он живет» (7 глава) [7, с. 133]; «Будь правдивым и прямым, о человек!» (8 глава) [7, с. 138]; «Тот, кто в меру молчалив – пахлаван (молодец») (9 глава) [7, с. 143]; «Бог велен нам снисходительными быть. / Кто прощает – тому в райских кущах жить» (10 глава) [7, с. 146]. Впоследствии М.Мухаммадьяр указал на необходимость следовать каждому человеку данным указаниям. В своем произведении «Насихат» «Наставление») он отметил, что, если «Наставление в душу не войдет, / Много сожалений тебя далее ждет» [7, с. 170].

М.Мухаммадьяр большое внимание уделял проблемам взаимоотношений человека и общества, роли личности правителя в развитии государства, его необходимым для успешного управления свойствам. Он считал, что человек должен посвятить себя служению обществу, бороться за совершенствование общественных отношений. Вместе с тем, во взглядах М.Мухаммадьяра на жизнь и судьбу человека в определенной степени просматривались суфийские мотивы. Он заявлял об ответственности человека за все свои дела и поступки перед Аллахом, о «спасения души», искуплении своих грехов, ничтожности человека перед судьбой, необходимости быть суфием-проповедником. Например, в духе суфизма М.Мухаммадьяр писал о себе так: «В этом граде обретаюсь бедный я, / Жалкий и ничтожный, и несчастный я» [7, с. 71]. Вместе с тем, он шел дальше суфизма и признавал право человека на деятельное и активное совершенствование общества. М.Мухаммадьяр считал, что прогрессивное государство необходимо основывать на справедливости, гарантом которой выступает правитель. Он должен стремится преградить путь злодеяниям, быть щедрыми и милостивыми к простым людям, быть справедливым. М.Мухаммадьяр писал: «Если ж справедливостью шах знаменит, / То средь людей покой и мир царит. / При владыке справедливом – мир вокруг. / Прерывается порочный гнета круг» [7, с. 102]. М.Мухаммадьяр выступал за защиту бедных, обездоленных от несправедливости и гнета со стороны сильных и богатых. Он всегда высказывал свое сочувствие и сострадание к простым людям, борющимся за выживание.

М.Мухаммадьяр придавал большое значение роли языка в жизни человека. Он считал, что посредством языка человек выражает свои представления об окружающем мире, о своем месте и роли в нем. Язык человека должен быть ярок, образен и правдив. Он писал, что «Наш язык – его значенье велико, / Низвергает он, возносит высоко!» [7, с. 138].

М.Мухаммадьяр высказал и некоторые конкретные гуманистические идеи о человеке. Так он считал, что женщину нельзя признавать существом низшей расы. Необходимо быть одинаково «светлым ликом» как к мужчине, так и к женщине. Он писал: «Пусть то женщина, мужчина – будь собой» [7, с. 70]. Также он выступал за более равноправные отношения между старшим и молодым поколением. Он писал, что «Старшего за старшинство ты почитай, / Младшему – великодушно руку дай» [7, с. 71].

Философско-антропологические идеи М.Мухаммадьяра сформировались и развивались в контексте культурно-исторического пространства средневекового общества. Это обусловило наличие в его взглядах как гуманистических, так и социально-утопических представлений. Утопизм его взглядов заключался в желании построить идеальное общество в земной жизни, в вере чудодейственную силу справедливости в устранении социальных противоречий, в надежде на «хорошего» правителя, на способность человека совершенствоваться и преодолевать свои негативные свойства. Кроме того, М.Мухаммадьяр возлагал большие надежды на Аллаха. Он писал» «Только с помощью Великого Творца / Обретут свою мечту людей сердца!» [7, с. 53]. Он также призывал человека к терпению: «Кто не жизненном пути терпеть готов, / Тот добьется своего в конце концов» [7, с. 132]. Данные утопические и гуманистические идеи сближали М.Мухаммадьяра с известными гуманистами средневековья уровня Данте и Т.Мора. По-нашему мнению, М.Мухаммадьяра можно считать не только первым татарским философом, но и «татарским Т.Мором».

Таким образом, М.Мухаммадьяр, во-первых, рассматривал человека как существо, созданное Аллахом и наделенное телом и душой, для которого тело бренно, а душа бессмертна, во-вторых, рассматривал человека со стороны как позитивных, так и негативных его свойств, признавая наилучшими свойствами человека его доброту и справедливость, в-третьих, развил передовые для своей исторической эпохи философско-антропологические идеи, что позволяет признать его «татарским Т.Мором».


Список литературы

  1. Абилов Ш.А., Ахунов А.М. Мухаммадьяр / Татарская энциклопедия. – Казань: Институт Татарской энциклопедии, 2008. – С. 315 – 316.
  2. Амирханов Р.М. Тюрко-татарская философская мысль средневековья (XIII-XVI вв.). Диссертация … Монография. – Казань: Изд-во «Мастер-Лайн», 2001. – 262 с.
  3. Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец 19 – начала 20 веков. – Казань: Таткнигоиздат, 2003. – 207 с.
  4. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX вв. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2001. – 192 с.
  5. Сабирова Ф.М. Естественнонаучные приоритеты средневекового Востока // Наука и школа, 2007. – №3. – С. 70-74.
  6. Сабиров А.Г. Татарская философия: сущность, история, роль в духовном развитии татарского народа. Монография. – Елабуга, Изд-во ЕИ КФУ, 2012. – 158 с.
  7. Мухаммедьяр. Пер. с булгарского тюрки. – М.: Булгар иле, 2007.–432 с.