УДК 342.951

К ВОПРОСУ О НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТЫ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№14,

Юридические науки


Иванов Андрей Юрьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: НАЛОГИ И СБОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ; БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА; НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ; НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ; СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ; TAXES AND FEES OF THE RUSSIAN FEDERATION; THE SYSTEM OF TAXES AND FEES; THE BUDGET SYSTEM; TAX ARREARS; VALUE ADDED TAX; INSURANCE PREMIUMS.


Аннотация: Указываются результаты исследования причин роста налоговой задолженности в 2016 и 2017 годах, рассматриваются отчеты о задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2017 годы Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Исследования условий образования налоговой задолженности (недоимку) по уплате налогов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, образовавшейся в следствии неэффективного налогового контроля и незаинтересованности налогоплательщиков производить уплату налогов в полном объёме, в том числе страховых взносов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации являются актуальными с момента введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации.

В качестве обоснования актуальности указанного выше можно отметить следующее.

Во-первых, одним из важнейших инструментов осуществления государственного управления всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно проявляется в условиях ограниченных возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики, например, увеличение налогов является источником роста цен на товары и услуги, и наоборот.

Во-вторых, для обеспечения бюджетной системы Российской Федерации финансовыми ресурсами, необходимыми для развития всех сфер современного общества недостаточно установить обязанность платить налоги (см. ст. 57 Конституции Российской Федерации). Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, если в обществе создана атмосфера понимания социального предназначения налогов, как финансовой основы развития всех сфер жизнедеятельности общества и государства, включая обеспечения безопасности Российской Федерации.

В-третьих, изучение статистики поступлений налогов в бюджетную систему Российской Федерации за последние 16 лет, свидетельствует о том, что в 2001 году доходы федерального бюджета состояли более 90 % из налоговых поступлений, что свидетельствует о незначительном поступлении неналоговых доходов. В период с 2002 года по настоящее время структура доходов бюджетной системы нашей страны значительно изменилась, так за указанный период в первые в новейшей истории Российской Федерации доходы федерального бюджета превышали фактические расходы, что позволило нашему государству создать необходимые резервы и успешно пройти финансовый кризис 2008 года (например, фонд национального благосостояния, см. ст. 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а также последующие проблемы вызванные резкими изменениями в валютных правоотношениях (2014 год – резкое колебания национальной валюты по отношению к мировым иностранным валютам, например, доллар США). Однако, несмотря на указанные позитивные изменения следует отметить, что доля неуплаченных налогов в бюджеты различных уровней остается высокой, согласно официальным данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации, за 2017 года, сумма неуплаченных налогов и других платежей составляет более 1 трл. рублей, учитывая среднюю стоимость квадратного метра жилого помещения (38 000 рублей – по состоянию на декабрь 2017 года), за указанную сумму можно приобрести жилых помещений общей площадью более 26 млн. квадратных метров.

С учетом изложенного выше, законодательство о налогах и сборах Российской Федерации, несмотря на прогресс его развития, нуждается в дальнейшем совершенствовании в части осуществления налогового контроля за исполнением обязанности по уплате налогов, в том числе и по созданию условий побуждающих работодателей не только уплачивать налоги, но также и выполнять обязательства по перечислению страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации, например, в бюджет Пенсионного фонда, что позволит повысить налоговые доходы, путем сокращения указанной налоговой задолженности.

При сопоставленной данных (отчетов) с официального сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации можно обнаружить противоречие, которое сводится к тому, что несмотря на увеличение налоговой задолженности в частности за 2016 и 2017 годы, собираемость налогов, сборов и других обязательных платежей (страховых взносов) увеличивалась за указанный период ежегодно примерно на 3 триллиона рублей.

Нет данных о причинах существенного увеличения налоговой задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации в 2016 и 2017 годах.

Отсутствуют знания об эффективности налогового контроля за исполнением обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, если брать в расчет только возрастающую задолженность за 2016 и 2017 годы, тогда можно сделать формальный вывод о его неэффективности налогового контроля.

Нет также данных о причинах развития такого явления как неуплата налогов с доходов физических в связи с экономией работодателями на страховых взносах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерацией, что стимулирует формирование такого предложения как «черная заработная плата» или «неполный социальный пакет».

В связи с чем возникает потребность в объяснении, нахождении причин образовавшейся рекордной задолженности за 2016 и 2017 годы, а также о причинах такого социального явления как «неполный социальный пакет» предоставляемый физическим лицам при трудоустройстве на территории Российской Федерации.

В ходе исследования специальной литературы, отдельных научных статей, тезисов, было установлено, что указанные исследования о причинах налоговой задолженности производились в основном в период с 2006 по 2010 годы, так, например, Жалонкина И. Ю. в статье 2011 года «Анализ основных причин образования налоговой задолженности по СФО на современном этапе» делает вывод, что тенденция увеличения налоговой задолженности остановлена, с чем нельзя согласиться. С.Б. Пронин и М.С. Пронин причины возникновения налоговой задолженности подразделяют на три группы: экономические, организационно-правовые и причины морально-психологического характера. С выводами, которых можно согласиться, однако исследование было произведено в 2008 году.

В целом при исследовании налоговой задолженности специалистами особое внимание уделяется причинам образования налоговой задолженности. Так, в исследованиях Т.А. Аушева, Е.В. Балацкого, И.В. Жемчужниковой, А. В. Пироговой, Р. И. Шумяцкого можно встретить подробную классификацию причин и факторов роста налоговой задолженности. Выделяется разнообразие классификационных признаков причин возникновения налоговой задолженности, их можно разделить на политические, экономические, психологические, организационные и иные. По нашему мнению, для практического устранения причин налоговой задолженности необходима их конкретизация, что нами и предпринято в нашей работе.[1; 2; 3]

Для разрешения отдельных проблем указанных выше целесообразным является выяснение причин роста налоговой задолженности в 2016 и 2017 годах.

Для достижения указанной цели необходимо решить, как минимум, три задачи.

Во-первых, изучить отчеты о задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2017 годы Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Во-вторых, изучить отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2015-2017 годы Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

В-третьих, сравнить отчеты о задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и отчеты о начислении и поступлении налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2015-2017 годы Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

При изучении отчетов о задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2017 годы Федеральной налоговой службы Российской Федерации было установлено следующее. В 2016 и 2017 года образовалась рекордная задолженность за последние 12 лет, что можно наглядно обнаружить в таблице № 1.

Таблица № 1.

Налоговая задолженность за 2006-2017 годы

Отчетный период

/календарный год

Сумма задолженности

/млрд. рублей

1.

2006

757

2.

2007

574

3.

2008

559

4.

2009

698

5.

2010

704

6.

2011

675

7.

2012

728

8.

2013

770

9.

2014

802

10.

2015

827

11.

2016

1 031

12.

2017

1 078

Так в первые за исследуемый период в 2016 году образовалась налоговая задолженность более 1 триллиона рублей, а в 2017 указанная ситуация изменилась в сторону увеличения и составила более 1 триллиона 78 миллиардов рублей.

При сравнении отчетов о задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации за 2016 и 2017 годы с аналогичными отчетами за 2006-2015 было установлено следующее.

Во-первых, основной причиной роста налоговой задолженности в 2017 года явилась организационно-правовое последствие, а именно в налоговую отчетность в указный период впервые была добавлена задолженность по страховым взносам в бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, которая в предыдущих налоговых отчетах не учитывалась. Задолженность по страховым взносам составила более 289 миллиардов рублей. Таким образом без учета указной суммы страховых взносов налоговая задолженность составляла 789 миллиардов рублей, что соответствует средней налоговой задолженности за 2006-2015 годы. Однако подобное объяснение нельзя применить в отношении налоговой задолженности за 2016 год в структуре которого еще не учитывалась задолженность по страховым взносам.

Изучение содержания налогового отчета за 2016 позволяет сформулировать следующий вывод: основной причиной рекордной задолженности явилась невыполнение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость плательщиками которого являются организации и индивидуальные предприниматели, всего – 466 миллиарда рублей, что составляет почти половину налоговой задолженности за 2016 год. Указанный существенный рост налоговой задолженности в виде неуплаты налога на добавленную стоимость требует дополнительного исследования.

При изучении отчетов о начислении и поступлении налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2015-2017 годы Федеральной налоговой службы Российской Федерации было установлено следующее (см. таблицу № 2):

Таблица № 2.

Налоговые доходы в бюджетную систему России за 2015-2017 годы

Отчетный период

/календарный год

Сумма дохода

/млрд. рублей

1.

2015

10 272

2.

2016

13 287

3.

2017

16 671

Таким образом, сравнивая налоговые доходы в 2015-2017 годах, можно обнаружить, что в бюджетную систему поступали доходы ежегодно с увеличением, в сравнении с предыдущим годом, примерно на 3 триллиона рублей. Указанный существенный ежегодный рост налоговых доходов можно объяснить позитивной динамикой применения в России следующих налогов за 2016 и 2017 годы: налог на добычу полезных ископаемых (4 130,4 млрд.), налог на добавленную стоимость (3 290 млрд.), налог на доходы физических лиц (3 251,1 млрд.) и налог на добавленную стоимость (3 069,9 млрд.).

Сравнивая отчеты о задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и отчеты о начислении и поступлении налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2015-2017 годы Федеральной налоговой службы Российской Федерации можно обнаружить следующие.

Во-первых, увеличение налоговой задолженности в 2016 и 2017 годах не изменило позитивную динамику поступления налоговых доходов за указанный период. Это можно объяснить тем, что рост налоговых доходов существенно превысил образовавшуюся налоговую задолженность. Однако если разбираться в причинах образовавшейся налоговой задолженности за исследуемый период, можно однозначно объяснить рост налоговой задолженности в 2017 году, что связанно с включением в налоговую отчетность задолженности по страховым взносам, но данное объяснение не применимо в отношении задолженности, образовавшейся в 2016 году.

Таким образом удалось установить причины роста налоговой задолженности в 2016 и 2017 годах, однако не удалось доказать, что указанная задолженность образовалась в следствии неэффективного налогового контроля и незаинтересованности налогоплательщиков производить уплату налогов в полном объёме, в том числе страховых взносов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Для доказывания указной взаимосвязи необходимо дополнительное исследование, в частности, особого внимания заслуживает такое социальное явление как «неполный социальный пакет» или «черная заработная плата», а также необходимо исследовать порядок осуществления налогового контроля за исполнение обязанностей по уплате налогов.

В ходе изучения специальной литературы, а также консультации со специалистами налогового права нами установлено, что для населения Российской Федерации по-прежнему предлагаются в качестве оплаты профессионального труда две заработной платы:

— первая, официальная, т.е. с которой удерживаются налоги и перечисляются в соответствующие бюджеты. Официальная заработная плата должна назначаться не ниже минимального размера оплаты труда, на федеральном уровне (с 1 января 2018 года – 9489 рублей). Кроме того, в зависимости от размера официальной зарплаты, работодатель уплачивает страховые взносы в бюджеты Пенсионного, Социального фондов и фонда обязательного медицинского фонда (всего 34,9 % из средств работодателя).

— вторая, неофициальная, которая назначается с целью уклонения от платы налогов, а самое главное с целью уклонения от уплаты страховых взносов. В следствии указанной практики граждане обречены на минимальное пенсионное, социальное и медицинское обеспечение.


Список литературы

  1. Аушев Т.А. Налоговая задолженность: возможности ее сокращения. Ставрополь: СГУ, 2004. 20 с; Балуцкий Е.В. Факторы формирования задолженности по налоговым платежам // Общество и экономика. 2004. № 9. С. 29-47
  2. Жемчужникова И.В. Взыскание налоговых недоимок в Российской Федерации: понятие, механизм, направления совершенствования // Налоги и финансы. 2012. № 3. С. 19-33
  3. Комарова Г. П. Обязанность по уплате налогов и сборов и ее исполнение / Г. П. Комарова, А. В. Цыдыпова, Г. М. Касаткина // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. — Иркутск, 2017. — С. 119-130