УДК 339

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК ТОВАРОВ

№14,

Экономические науки

Третьяков Павел Андреевич


Научный руководитель: Бойкова М.В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления Российской таможенной академии


Ключевые слова: ФТС РФ; ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; МЕЖДУНАРОДНАЯ ЦЕПЬ ПОСТАВКИ; ВЭД; ТАМОЖНЯ; FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION; CUSTOMS SERVICE; INTERNATIONAL SUPPLY CHAIN; FOREIGN TRADE ACTIVITIES; CUSTOMS.


Аннотация: На сегодняшний день политика ФТС России ориентирована на создание таможенной системы как гибкого высокоэффективного инструмента оказания содействия, то есть комплексной помощи ВЭД. В результате этого в таможенном деле традиционным направлением, является управление таможенными услугами. Деятельность таможенных органов в современных условиях приобретает совершенно иную философию и становится целесообразным развитие таможенных услуг в международной цепи поставки товара.

Однако на сегодня в данной области имеется ряд недостатков, связанных с исполнением услуг ФТС РФ. Поэтому далее в данной статье будут рассмотрены направления развития таможенных услуг в международной цепи поставки товара и предложены рекомендации по улучшению работы механизма предоставления таможенных услуг.


Таможенный орган, основываясь на имеющихся ресурсах, средствах, инструментах, осуществляет процессы, связанные с выполнением его функций, и получает специальный результат — таможенную услугу [10, с. 523]. Под таможенной услугой принято понимать результат деятельности таможенных органов, который, с одной стороны, осуществляет государственные функции и, с другой стороны, удовлетворение потребности участников внешнеэкономической деятельности [4].

Таможенные услуги включают доставку товаров в международной цепи. Цепочка поставок включает фокусную компанию, поставщиков, потребителей, а также различных посредников [9, с. 119]. Международная цепочка поставок товаров представляет собой интегрированный процесс последовательности хозяйствующих субъектов от производства до потребителя конечного продукта [7, с. 68]. Несомненно, мировая торговая система уязвима для террористических посягательств, которые могут нанести серьезный ущерб всей мировой экономике. Безопасность цепочек поставок товаров становится приоритетом в мировой торговле и ее регулирующей системе.

Цепочка поставок включает в себя несколько элементов от приобретения сырья до готового продукта, а также по причине, что каждый из элементов может принадлежать различным контрагентам, наличие системы управления цепочками поставок предназначено для автоматизации и управления всеми этапами поставки предприятия и контролировать все движения товаров[6].

Комплекс услуг по таможенному оформлению, для международных перевозок автомобильным и морским транспортом может выглядеть так:

• таможенная логистика в комплексе, а именно доставка и хранение товаров на складе временного хранения, организация выпуска груза после прохождения всех процедур с доставкой «до двери» клиента;
• экспедиторские услуги, организация внутрипортовой экспедиции;
• подготовка полного пакета отгрузочных документов;
• расчет суммы таможенных платежей, помощь в возврате переплаченных платежей (при необходимости);
• проверка кодов товаров в ТН ВЭД ЕАЭС и их выбор;
• организация процедуры таможенного (внутреннего) транзита.

Повышение качества услуг по таможенному оформлению напрямую связано с упрощением и ускорением таможенных процедур. Особенно на пограничных контрольно-пропускных пунктах таможенному переходу от непрерывного к избирательному контролю по принципу «контроля в форме сервиса».

В рамках развития таможенных услуг в международной цепочке поставок в последнее время была использована концепция «сервисная таможня».

«Сервисная таможня» — это федеральная служба или правительственное агентство, специализирующееся на предоставлении высококачественных таможенных услуг как участникам государственной, так и внешней торговли. Кроме того, «сервисная таможня» является элементом международной организации, главной целью которой является эффективное содействие внешнеторговой деятельности, что ведет к ускорению и упрощению таможенных процедур. В этом случае таможня работает в то время, когда формируется новая философия таможенного контроля на основе принципа избирательного контроля и обслуживания в контексте системы управления рисками и международного обмена информацией.

Рассмотрим основные проблемы в области качества оказания таможенных услуг и пути развития данных услуг.

Поскольку при предоставлении коммерческих таможенных услуг основной риск компаний, связанных с задержками транспорта на границе, основным направлением совершенствования механизма может быть улучшение действий по осуществлению таможенного контроля должностными лицами таможенных органов. Как следствие, это приведет к увеличению пропускной способности таможенной границы. Далее рассмотрим возможности ускорения процесса таможенного контроля.

В 2016 году ФТС России обеспечила дальнейшее сокращение времени, в течение которого таможенные органы осуществляют операции с товарами и транспортными средствами в автомобильных контрольно-пропускных пунктах через государственную границу. В том числе время проведения таможенных операций, связанных с осуществлением государственного контроля за товарами, подлежащими ветеринарному, карантинному фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю в 2016 году, составляло 32,5 минуты (в 2015 году — 41,9 минуты), для товаров, не идентифицированных как рискованные поставки — 21,4 минуты (в 2015 году — 27,7 минуты) [5].

Таким образом, почти половина времени расходуется сотрудниками таможни на проведение операций, связанных с осуществлением государственного контроля за товарами, подлежащими ветеринарному, карантинному фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю.

В соответствии с Приказом Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р «О плане мероприятий («Дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования» до 2018 года»: «Таможенные органы должны сократить время для таможенных операций, связанныех с осуществлением государственного контроля на автомобильных контрольно — пропускных пунктах, до 20 минут при условии, что необходимая информация (документы) на товары и транспортные средства предоставляются и не определяются как товары риска и транспортные средства, требующие дополнительной проверки документов и (или) досмотра, и не подлежат ветеринарному, фитосанитарному, санитарно-карантинному контролю» [2].

Соответственно, чтобы сократить время для осуществления транспортного контроля в 2018 году, можно предложить меры по улучшению «дорожной карты», результатом может быть сокращение времени до 17,8 минут [2].

Значительно сокращен список документов, представленных при декларировании товаров, что также сокращает время контроля за транспортом. Кроме того, не предусмотрен ряд документов, подтверждающих соблюдение требований технических регламентов и соблюдения запретов и ограничений [3, с. 2-9].

В результате средний объем документов для экспорта составляет шесть, а импорт — восемь (и минимальное количество: для экспорта — три, с импортом — пять). Следующие мероприятия по сокращению объема разрешений взаимосвязаны с обеспечением бесперебойного функционирования концепции межоганизационного электронного взаимодействия, которое должно стать началом для реализации механизма «единого окна». В настоящее время разработано 45 технологических карт межведомственного сотрудничества, для технической реализации которых создано несколько десятков электронных услуг.

Таким образом, мы рассчитаем среднесуточную пропускную способность стандартного таможенного поста:
1. Сейчас: 24 часа * 60 минут / 51 минута = 21 автомобиль в день.
2. К концу 2018 года: 24 часа * 60 минут / 20 минут = 72 автомобиля в день.
3. Использование «дорожной карты»: 24 часа * 60 минут / 17,8 минут = 81 автомобиль в день.

Соответственно, предлагаемые меры значительно увеличат пропускную способность таможенного поста.

Это решит проблему простаивающих транспортных средств на границе в целом, а для коммерческих компаний, в частности, это увеличит объем грузоперевозок и послужит хорошей предпосылкой для развития экономики страны в целом.

Следующим предложением об улучшении предоставления таможенных услуг является оптимизация транспортировки консолидированных грузов.

Оптимизации таких перевозок содействует осуществлению следующих главных мероприятий.

Организация единой информационной зоны и создание единых правил обмена информацией между всеми членами логистической цепочки. Информация о текущем состоянии груза должна быть актуальной и легкодоступной для любой стороны процесса транспортировки в любое время. Благодаря этому будет возможность: планировать транспортировку по каждому из участков грузового движения; установить порядок погрузки, разгрузки и диспетчеризации грузов по всей длине маршрута его траспортировки; подготовить комплект транспортных и складских документов, необходимых для транспортировки и складирования товаров, чтобы сократить время, затрачиваемое на рабочий процесс в стыковых суставах. Для этого необходимо внедрить управление электронными документами. Решению этой проблемы может способствовать использование различных ИТ-решений для автоматизации логистики, которые активно предлагаются на современном рынке.

Существуют проблемы с транзитом контейнеров, значительное время отнимает — таможенное оформление товаров.

Отсутствие современных технологий для установления обязательной информации о грузе, которое может представлять интерес для таможни, приводит к необходимости открывать контейнеры, трудности с инспекциями и т. д.

Поэтому в этом случае необходим тщательный анализ всех аспектов таможенных процедур и их улучшение с позиции наиболее благоприятного для таможенно — транспортного процесса, без снижения государственных требований.

Все виды транспорта имеют проблемы взаимодействия с таможенными органами, которые формируются по следующим причинам: задержка груза при таможенном оформлении, трудности с заполнением документации, чрезмерная плата за услуги, хранение транспортных средств и грузов и т.д.

Наиболее очевидными и ощутимыми являются потери от таможенной деятельности на морском транспорте.

Взаимодействие таможенных органов с транспортными компаниями всех видов транспорта выходит за рамки межведомственных отношений, а это, несомненно, уже является государственными проблемами, затрагивающими все факторы российской транспортной логистики. Это взаимодействие влияет на уровень грузооборота, надежность российских грузовых перевозчиков, финансовые, экономические и другие показатели эффективности российского транспорта. Образованная проблема взаимоотношений таможенных органов и транспортных структур нуждается в детальном анализе и объективном решении.

По мнению многих экспертов, таможни привыкли работать в режиме регулярно под постоянно меняющихся приказах и распоряжениях (которые часто противоречат друг другу). С одной стороны, это не добавляет стабильности в контейнерный бизнес, с другой — непрерывное преобразование правил создает основу для злоупотреблений, как от компаний, так и от органов ФТС.

Хранение и перевалка грузов является одним из направлений транспортно-экспедиторской деятельности. На технологию хранения и переработки товаров влияет период хранения, объем переработки и хранения товаров, категория товаров и другие условия. Как правило, подлежат хранению и переработке мелкие партии груза, поэтому рекомендуется, чтобы паллеты (поддоны) и контейнеры могли свободно использоваться для обработки таких грузов, а в некоторых случаях при обработке больших партий груза и комбинации паллет (поддонов) и контейнеров.

Основной проблемой при обработке грузов является длительный процесс приема товаров из-за специфики входящего груза. Например, на таможенный пост поступает автомобиль с консолидированным грузом разной формы упаковки (на поддонах разных размеров, коробки, ящики), различная сложность комплектации (заводская упаковка и ручная упаковка). Прямые простои в данном случае связаны с высоким уровнем ручного труда сотрудников таможни с недостаточной степенью механизации складского комплекса.

В соответствии со вторым этапом реализации стратегии развития Федеральной таможенной службы Российской Федерации (2015-2020 гг.) [1] Планируется решить ряд задач по совершенствованию таможенного администрирования.

Основная цель проекта — упростить, ускорить и сократить затраты на процедуры, необходимые для осуществления внешнеторговой деятельности.

Планируется: сократить количество документов, необходимых для осуществления таможенных операций и таможенных процедур для ввоза товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их вывоза из нашей страны; сократить сроки подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедур экспорта и импорта товаров; сократить сроки прохождения всех процедур, связанных с ввозом товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию, и их вывозом из страны; сократить долю теневого оборота импортных товаров на российском рынке; внедрять технологии таможенной декларации и выпуска товаров, что будет способствовать сокращению времени прохождения административных процедур в связи с ввозом товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их удалением до минимальных значений[8, с. 237].

Несмотря на соответствие TК TC иностранным моделям, российская таможенная система по-прежнему имеет проблемный имидж, поскольку таможенная практика значительно отличается от других стран. Так, например, при проведении крупных импортных операций разница в расходах на различные варианты поставок, даже предусмотренные российским законодательством, может быть очень значительной. Особенности российских таможенных органов обусловлены выполнением таможенной системой преимущественно налоговых функций со всеми вытекающими последствиями. Это важное отличие от иностранных таможенных служб стран США и ЕС оставляет след в формировании таможенных услуг и о таможенных отношениях с операторами цепочки поставок.

Применение предлагаемых мероприятий в практической деятельности значительно упростит процесс предоставления коммерческих таможенных услуг, а главное позволит снизить расходы на их осуществление.


Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года // СЗ РФ от 14.01.2013. — № 2. – ст 109.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы».
  3. Бельянинов А.Ю. Сумма технологий в таможенной сфере // Ракурс. — 2015. — № 3. — С. 2 – 9.
  4. Девяткова О.В. Совершенствование системы управления качеством таможенных услуг в Тюменской таможне // Таможенные чтения – 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобалтизации: вызовы, риски, тенденции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть I / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2015. 256 с.
  5. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2016 году [Электронный ресурс]. URL: http://embedded-ptu.customs.ru.
  6. Комаров А.А. Управление таможенными услугами в международной цепи поставок: [Электронный ресурс] / А.А. Комаров // NovaUm.Ru. – 2018. — № 12.: Режим доступа: http://novaum.ru/public/p583
  7. Михайловская В.А., Петрова Ю.О. Управление таможенными услугами в международной цепи поставок товаров: / В.А. Михайловская, Ю.О. Петрова // ACTUALSCIENCE.- 2017. – Т.3. — № 2. – с. 68.
  8. Макрусев В.В. трансформация института таможенного администрирования в систему таможенных услуг: задача и особенности ее решения: // Вестник университета. – 2015. — № 1. – с. 237
  9. Смирнова Е.А. Таможенное регулирование в глобальных цепях постановок: / Е. А. Смирнова // Вестник Астраханского государственного университета. – 2014. — № 3. – с. 119
  10. Фокина Д.А., Курешов В.А. Инструменты повышения качества таможенных услуг: / Д.А. Фокина, В.А. Курешов // Решетневские чтения. – 2013. – с. 523