УДК 339

АНАЛИЗ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК ТОВАРОВ

№14,

Экономические науки

Третьяков Павел Андреевич


Научный руководитель: Бойкова М.В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления Российской таможенной академии


Ключевые слова: ФТС РФ; ВЭД; ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ; ЦЕПЬ ПОСТАВОК; ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА; FCS OF RF; FEA; CUSTOMS SERVICES; SUPPLY CHAIN; CUSTOMS PROCEDURE.


Аннотация: Интеграция мировой экономики и глобализация бизнеса создают абсолютно новые условия, в которых осуществляется формирование и развитие таможенного дела. Это объясняется, в частности, тем фактом, что таможенная служба действует не только, как контролирующий орган, но и как «посредник» между субъектами внешнеэкономической деятельности способствует ее развитию, как путем обеспечения безопасности торговых операций, осуществляемых субъектами внешнеторговой деятельности, так и путем содействия субъектам внешней торговли в перемещении товаров через государственную границу на законных основаниях.

Сфера таможенных услуг на современном этапе является социально-экономическим институтом, что объясняется включением в их диапазон не только чисто таможенных методов и методов реагирования, но и служит одним из способов создания благоприятного социально- экономического климата, поэтому в век, когда практически все мировое сообщество зависит от рыночной экономики, особую актуальность приобретают таможенные услуги в международной цепи поставок товаров.


Поскольку целью таможенных органов согласно Федеральному закону от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [1] (далее — ФЗ № 311) путем сочетания средств и методов установленного в соответствии с законодательством о таможне, обеспечения «соблюдения мер таможенного и тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации» (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 311), важно определить, что в аспекте заявленного предмета следует понимать под таможенными услугами в рамках международных поставок.

Анализ различных научных публикаций [14; 17] позволяет сказать, что в рамках заявленной проблемы таможенная услуга должна пониматься как результат деятельности таможенных органов, которая, с одной стороны, осуществляет государственные функции, а с другой стороны, способствует удовлетворению потребностей участников внешнеэкономической деятельности [20, с. 198].

Следует понимать, что сфера таможенных услуг на современном этапе является социально-экономическим институтом, что объясняется включением в их диапазон не только чисто таможенных методов и методов реагирования, но и служит одним из способов создания благоприятной социально-экономической среды.

Поскольку таможенная услуга не рассматривается единообразно в доктрине отечественного таможенного дела, она осуществляется в рамках помощи гражданам и юридическим лицам в осуществлении их прав и обязанностей, имеет принципиальное значение для создания эффективной системы управления предоставлением таможенных услуг, в том числе информация и консультации субъектов внешнеэкономической деятельности по таможенному законодательству, предварительное определение страны происхождения товаров, принятие проектных решений по классификации товаров.

Система управления таможенными услугами включает в себя осуществление таможенными органами своих функций в соответствии с действующим административным законодательством, и поэтому важную роль играет наличие эффективной нормативно-правовой консолидации прав и обязанностей таможенных органов и таможенных органов субъектов в рамках международной торговли.

В то же время представляется, что в этом случае необходимо наличие не только внутреннего правового регулирования управления таможенными службами, но и наличие такого уровня на уровне международного права. Если на уровне внутреннего законодательства управление таможенными службами может включаться, среди прочего, управление рисками, наличие информационных связей межведомственного характера, то в рамках международно-правового регулирования существование договоров о таможенном сотрудничестве с другими государствами и т. д.

На текущий момент ФТС России приняты следующие административные регламенты по предоставлению государственных услуг:

1) по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного Союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных [3];
2) по принятию предварительных решений о стране происхождения товара [4];
3) по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза [5];
4) по ведению реестра таможенных представителей [6];
5) по ведению реестра таможенных перевозчиков [7];
6) по ведению реестра уполномоченных экономических операторов[8];
7) ведения реестра владельцев таможенных складов [9];
8) по ведению реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли [10];
9) по ведению реестра владельцев складов временного хранения [11];
10) по выдаче и отзыву квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям [12];
11) по ведению реестра банков, иных кредитных организации и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов [13];
12) ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

В современных условиях таможенные органы Российской Федерации поощряют международную торговлю путем создания благоприятных условий для повышения качества государственных услуг, предоставляемых в сфере таможенного дела участникам внешнеэкономической деятельности.

ФТС РФ обеспечивает общественные услуги, опираясь на мировой опыт взаимодействия с бизнес-сообществом.

С июня 2014 года ведение таможенного регистра, включая включение в него интеллектуальной собственности, осуществляется официальными лицами ФТС России в электронном виде, например, с использованием программного пакета «Тарифы — реестр объектов интеллектуальной собственности» («Тарифы-ROIS») Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов [16].

Согласно исследованиям Всемирного банка, предоставление таможенных услуг таможенными органами Российской Федерации плохо оценивается специалистами в области международной торговли. Согласно рейтингу «Индекс эффективности логистики» в 2014 году. Россия занимает 90-е место из 160 стран, в 2012 году — 95 из 155 [21].

В рамках управления таможенными услугами, как и любых других, с точки зрения оценки эффективности следует оценить качество их предоставления. В аспекте таможни качество таможенной услуги должно рассматриваться как уровень удовлетворенности участников внешнеторговой деятельности таможенных органов. В рамках рассматриваемой проблемы компетентное и точное осуществление таможенными органами организации планирования, исполнения и контроля потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции и обеспечения эффективного и быстрого обслуживание посредством получения оперативной информации о перемещении товаров имеет основополагающее значение.

Поскольку цепочка поставок включает в себя несколько элементов от приобретения сырья до готового продукта и потому, каждый из элементов может принадлежать разным контрагентам, наличие системы управления цепочками поставок (SCM) предназначено для автоматизации и управления всеми этапами поставки и для контроля за всем движением товаров.

Сложная международная цепочка поставок и постоянно растущий уровень торговых операций между странами требует оптимизации таможенного законодательства, его упрощения без ущерба для экономической безопасности, что, в свою очередь, должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности государства.

Различные формы торгово-экономической интеграции предопределяют различные подходы к организации таможенного регулирования в глобальных цепочках поставок. Таможенное регулирование в глобальных цепочках поставок может осуществляться в трех вариантах: при отсутствии торгово-экономической интеграции в условиях функционирования в зоне свободной торговли в условиях функционирования на единой таможенной территории таможенного союза.

Согласно географическому признаку, то есть в зависимости от того, ограничена ли цепочка поставок территорией одного государства или нет, выделяются национальные (внутренние) и глобальные (международные) цепи поставок.

Национальные цепочки поставок ограничены территорией одного государства. Все звенья такой цепочки поставок расположены в пределах одной страны, включая поставщиков и потребителей [18, с. 118]. Это означает, что товары или услуги, производимые контрагентами национальной цепочки поставок, производятся из сырья и материалов, добытых или полученных на территории данной страны. Все потребители, включая конечных пользователей, также находятся в данной стране.

Глобальные цепочки поставок не ограничиваются одним государством, различные звенья такой цепи могут быть расположены на территории одной или нескольких стран. Таким образом, товары могут быть изготовлены в местах, близких к источникам сырья, и, как правило, в регионах с низкой оплатой труда (Китай, Тайвань, Вьетнам и т.д.). Затем товары перевозятся в распределительные центры, а оттуда отправляются в страны, где он достигает конечного покупателя через распределительные сети. Таким образом, поток товаров может неоднократно пересекать границы государств, звенья глобальной цепи поставок могут быть расположены на территории многих стран и даже континентов [19, с. 42].

На формирование и развитие таких цепочек поставок повлиял процесс глобализации, который является созданием единого мирового экономического пространства. Признаками глобализации являются: введение системы мировых валют; создание системы ценообразования, которая отличается от национальных систем; создание оффшорных зон, свободных от национального регулирования; формирование межгосударственных экономических союзов и ассоциаций и т. д. [2, с.7].

Предоставление таможенных услуг на современном этапе развития таможенной службой осуществляется в условиях увеличения внешнеторгового оборота, сокращения количества таможенных органов, сокращения допустимого (предельного) времени таможенных операций и таможенного контроля. Таким образом, в целом, Федеральная таможенная служба характеризуется постепенным увеличением внешнеторгового оборота.

В соответствии со стратегией ФТС России до 2020 года «дорожная карта» по совершенствованию таможенного администрирования, отчет о результатах и основных направлениях ФТС России, дальнейшее сокращение сроков таможенных операций, упрощение таможенных процедур, содействие внешней торговле. В то же время стратегической целью таможенных органов является повышение уровня соблюдения таможенного законодательства.

Таким образом, задача повышения качества таможенных услуг противоречива: усиление контроля над внешней торговлей с одновременным ускорением торговли. Это противоречие резко проявляется на уровне исполнителей целевых программ ФТС России — таможенных постов, ввиду того, что все меры, принимаемые таможенными постами, оказывают прямое влияние на скорость торговли. Усугубление задач, стоящих перед таможенной службой Российской Федерации, увеличивает нагрузку на ресурсы таможенных постов. В то же время нагрузка не монотонно возрастает, а изменяется в зависимости от колебаний в потоке товаров, вызванных как сезонными изменениями спроса на товары, так и изменяющимися транспортными и материально-техническими условиями [15, с. 173-180]. Переменная интенсивность потока товаров существенно влияет на функционирование таможенных постов, создавая неравномерную загрузку ресурсов.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.11.2010. — № 48. — ст. 6252
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза с изм. и доп. на 2011 г. М.: ООО «Рид Групп», 2011.
  3. Приказ ФТС России от 9 июня 2012 года № 1128 // Российская газета. 01.08.2012.
  4. Приказ ФТС России от 30 сентября 2011 года № 1978 // Российская газета. 01.08.2012.
  5. Приказ ФТС России от 18 апреля 2012 года № 760 // Российская газета. 10.08.2012.
  6. Приказ ФТС России от 3 октября 2011 года № 2012 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 5. 30.01.2012.
  7. Приказ ФТС России от 30 сентября 2011 года № 1992 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 48. 28.11.2011.
  8. Приказ ФТС России от 14 сентября 2011 года № 1877 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 49. 05.12.2011.
  9. Приказ ФТС России от 20 февраля 2012 года № 294 // Российская газета. 30.05.2012.
  10. Приказ ФТС России от 25 ноября 2011 года № 2398 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 23. 04.06.2012.
  11. Приказ ФТС России от 18 ноября 2011 года № 2355 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 21. 21.05.2012.
  12. Приказ ФТС России от 08 ноября 2011 года № 2263 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 23. 04.06.2012.
  13. Приказ ФТС России от 06 апреля 2012 года № 666 // Российская газета. 22.08.2012.
  14. Завьялова О.В. Перспективы развития концептуальной модели управления таможенными рисками в международной цепи поставок // Интернет-журнал «Науковедение». — 2015. — № 4 (29). — С. 16.
  15. Костина, А.О. Совершенствование управления загруженностью должностных лиц таможенных постов посредством автоматизации процесса контроля таможенной стоимости [Текст] / А.О. Костина, Д.С. Селедков // Управленческое консультирование. – 2013. – № 11 (59). – С. 173 — 180.
  16. Официальный сайт федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru
  17. Поздеева С.Н. Совершенствование процесса управления таможенными услугами в международной цепи поставки товаров // Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения. — Екатеринбург. — 2017. — С. 81-83
  18. Смирнова Е. А. Таможенное регулирование в глобальных цепях поставок // Вестник АГТУ. -. 2014. — № 3. – с. 118
  19. Смирнова Е. А. Поведенческие модели глобальных цепей поставок / Е. А. Смирнова // Логистика и управление цепями поставок. 2011. № 6. С. 42.
  20. Таможенные чтения – 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2017. С. 198
  21. Logistics Performance Index [Электрон. ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://lpisurvey.worldbank.org/ (дата обращения: 17.07.2018).