ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

№1,

Юридические науки

Ситников Евгений Сергеевич


Ключевые слова: ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА; ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕКРУТИРОВАНИЕ; ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ; ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС СИСТЕМЫ; FUNCTIONS OF THE POLITICAL SYSTEM OF A SOCIETY; POLITICAL RECRUITING; POLITICAL SOCIALIZATION; FUNCTIONAL SYSTEM CRISIS.


Аннотация: В данной статье рассмотрены функции политической системы общества. Автором изучены различные точки зрения на определение конкретных функций политической системы, деление их на основные и специфические. Также в рамках данной статьи был рассмотрен такой феномен, как функциональный кризис системы.

Политическая система общества, как и любая стабильная форма человеческих отношений, имеет собственные функции, позволяющие ей принимать решения и реализовывать их, а также осуществлять сложные взаимосвязи между её подсистемами. Перед тем как перейти к изучению функций, представляется необходимым определить, что означает само понятие функции. Функция — это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. [1, с. 11] Функции выступают в роли способов реакции политической системы на изменения внутри себя, а также со стороны внешней среды.

Использовав системный подход к установлению функций политической системы, Г. Пауэлл и Г. Алмонд предложили классификацию таких функций, базируясь на собственном представлении о главных качествах политической системы, которые обеспечивают взаимодействие политической системы с внешней средой.

Политическая система должна обладать:
1. способностью регуляции, другими словами координировать поведение индивидов и групп;
2. способностью распределения, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ;
3. экстрактивной способностью, которая заключается в извлечении из внешней среды всех необходимых ресурсов для полноценного функционирования;
4. реактивной способностью, которая характеризуется потенциалом, способным прореагировать на поступающие воздействия снаружи.

Исходя из сказанного, Г. Пауэлл и Г. Алмонд выделяют две группы функций политической системы общества:
1. группа преобразования;
2. группа адаптации и сохранения системы.

Первая группа – «группа преобразования» — содержит шесть функций, которые различаются в зависимости от «входа» и «выхода».
На «входе» выделяют две функции:
1) артикуляция (выражение) интересов;
2) агрегирование (обобщение и структуризация) интересов.
На «выходе» выделяют четыре функции:
1) разработка норм;
2) применение норм;
3) контроль за применением норм;
4) политическая коммуникация.

Вторая группа – «группа адаптации и сохранения системы» содержит две основные функции:
1) политическое рекрутирование;
2) политическая социализация.

«Политическое рекрутирование» представляет из себя процесс подбора и подготовки кадров для политической системы. «Политическая социализация» обозначает влияние политической системы на процесс постижения индивидом норм политической культуры.

Довольно похожую по смыслу классификацию предложил и Д. Эптер. [2, с. 201]
На «входе» он определяет четыре функции:
1) политическое рекрутирование и социализация;
2) артикуляция (выражение) интересов;
3) агрегирование (обобщение и структуризация) интересов;
4) политическая коммуникация.
На “выходе” – три:
1) принятие правил;
2) применение правил;
3) судопроизводство.

Вместе с тем нужно отметить, что разные авторы выделяют и иные функции политической системы общества. Так, современный ученый В.С. Крайтерман называет такие функции, как:

1) Политическое руководство обществом. Данная функция однозначно предполагает установление стратегических целей и дальнейших перспектив развития общества. В соответствии с этим данную деятельность порой именуют функцией целеполагания.

2) Интегративная функция. Данная функция объективно определена существованием противопоставленных политических процессов, за которыми порой стоят разнообразные политические силы. Борьба политических сил между собой всегда характеризуется очень тяжкими результатами для общества. Другими словами, интегративная функция выполняет согласование различных интересов со стороны социального общества и государства, обеспечивая внутреннюю и внешнюю безопасность и стабильность политического строя.

3) Регулятивная функция. Указанная функция связана с потребностями систематизации и регламентации отношений в обществе, организованном государством.

4) Мобилизационная функция. Названная функция обеспечивает использование ресурсов общества с максимальной выгодой.

5) Дистрибутивная функция. Данная функция направлена на распределение ресурсов и ценностей в равной степени между всеми членами общества.

6) Легитимация. Под легитимацией как функцией политической системы общества понимается приход к минимально необходимому уровню соответствия реально существующей политической жизни относительно общепринятых правовых и политических норм [3, с. 11-12].

Следует отметить, что для государств, в которых политическая система находится в стадии формирования (например, для современного российского государства), характерен ряд специфических функций, в частности, функция преодоления кризисов (в большей степени политических).

Подводя итог в вопросе о функциях политической системы, считаем возможным достаточно коротко остановиться на функциональном кризисе системы. Существование политической системы проходит как стабильная смена равновесия и кризисов различного рода — от правительственных и партийных до общих кризисов системы, обычно связанных с кризисом её общественного окружения, экономическим, правовым кризисом и других кризисов, сопровождающихся обострением общественных неприязней и борьбой.

Функциональный кризис системы (кризис перегрузки) может наступить, когда система должна решить задачи, которые она не способна решить. В таком случае кризис может являться процедурным, то есть разрешаться частичным или полным преобразованием системы (замена руководства и изменение структур власти). Данный кризис связан в первую очередь с враждебными конфликтами в обществе, порождающими совершенно новые формы имеющегося общественного строя, при этом сохраняя его политическую систему.

Кризисы, имеющие более глубокое происхождение, называются кризисами развития. Они обычно связаны с заменой политической системы, а также типа общества или его основных характеристик (форма собственности, экономические отношения). Таким кризисам могут сопутствовать, в той или иной степени, революционные преобразования. В итоге неспособность осуществления политической системой своих первостепенных функций приводит к кризису политической системы. В такой ситуации нормы, установленные в обществе для регуляции политических отношений, перестают приниматься его членами, не заслужив достаточного доверия; деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками своего специфического интереса, уже не способствует усовершенствованию состояния социального организма. Следовательно, структура государственных институтов формируется вопреки существующим традициям и исторически сложившемуся опыту народа.


Список литературы

  1. Малетин С. С. Политология: авторизованное учебное пособие для студентов заочного отделения / С. С. Малетин. — Новосибирск, 1998. — 59 с.
  2. Дробязко, С. Г., Общая теория права: учебное пособие для вузов / С. Г. Дробязко, B. C. Козлов. — М.: Амалфея, 2007. — 464 с.
  3. Крайтерман В. С. Политология: учебное пособие для высших учебных заведений / В. С. Крайтерман. — М., 2008. — 488 с.