УДК 342.951

К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КУРЕНИЕ ВОДИТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

№14,

Юридические науки


Иванов Андрей Юрьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ВОДИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА; БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; КУРЕНИЕ ТАБАКА; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; THE DRIVER OF THE VEHICLE; ROAD SAFETY; TOBACCO SMOKING.


Аннотация: Анализируется содержание законопроектов о внесении изменений в главу 12 КоАП России в части установления административной ответственности водителей за курение во время движения транспортного средства, формулируются выводы о перспективах реализации указанной законодательно инициативы.

Проблематика разработки и внедрения правового инструментария способного обеспечить снижение уровня смертности населения от дорожно-транспортных происшествий на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. Несмотря на то, что данные официальной статистики демонстрируют снижение числа лиц, пострадавших в результате ДТП, уровень смертности продолжает оставаться чрезвычайно высоким. В связи с чем не угасают законодательные инициативы о внесении отдельных изменений в действующее законодательство в части установления новых запретов и мер ответственности для участников дорожного движения.

Преследуя цель снижения уровня происшествий на дорогах разрабатываются законопроекты о внесении изменений в главу 12 КоАП России в части установления административной ответственности водителей за курение во время движения транспортного средства (см. проекты Федеральных законов № 474089-4, № 56304-5).

Анализируя указанные законопроекты и пояснительные записки к ним можно сделать следующие выводы.

Во-первых, устанавливая административную ответственность за управление транспортным средством водителем, курящим во время движения транспортного средства, в законопроектах детально не определяется процессуальные полномочия должностных лиц. В частности, в целях определения полномочий полиции в части возбуждения дела об административном правонарушении, указанные законопроекты должны сопровождаются изменениями в ст. 28.3 КоАП РФ. При этом разработчики законопроекта предлагают возложить процессуальные полномочия на отдельные должностные категории сотрудников ГИБДД, например, предусмотренные п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ – начальники ГИБДД, заместители. Однако такой подход существенно затрудняет реализацию полномочий полиции по реализации мер административной ответственности за курение водителей транспортных средств. При это ничего не упоминается о полномочиях сотрудников ДПС, участковых уполномоченных полиции в сельской местности, где отсутствуют подразделения ГИБДД МВД России.

Во-вторых, предусматривая ответственность водителей за курение во время движения транспортного средства логичным является рассмотрение вопроса о внесении соответствующих изменений в ПДД, в нарушении которых и предусматривается ответственность. Например, п. 2.7 ПДД запрещается водителям пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим средством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Согласно ст. 1 КоАП РФ к введению Российской Федерации относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Учитывая изложенное выше, в п. 2.7 ПДД необходимо предусмотреть запрет «курение во время управления транспортным средством».

В-третьих, в случае реализации указанной выше законодательной инициативы могут возникнуть трудности в применении мер государственного принуждения в отношении водителей. В частности, основным нормативным актом, регламентирующим общественные отношения возникающие в сфере потребления табачной продукции, является Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ) в котором под курением понимается использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления. Однако водители транспортных средств потреблять могут не только табачные изделия путем вдыхания дыма, но и путем использования электронных курительных изделий, в состав которых табак может не входить. Следовательно, использование электронных курительных приспособлений с помощью которых вдыхаются вещества, не содержащие табак, не охватывается законодательным определением «курение табака», указанного в ст. 2 Федеральный закон № 15-ФЗ. В настоящее время иного законодательного определения «курения» нет. Кроме того, если ставить цель снижение аварийности на дорогах путем установления запретов на курение, которая определяется в указанном выше законе как форма потребления табака, в таком случае необходимо устанавливать и иные аналогичные запреты в п. 2.7 ПДД, например, запреты на использование не только телефонов, но и других электронных средств, не позволяющих водителям управлять с использованием двух рук, а также за использование косметики, потребление пищи и других видов деятельности. При этом установить обязанность для водителей управлять исключительно двумя руками также является как минимум дискуссионным нововведением, например, в случаях управления водителем инвалидом или транспортным средством с механической трансмиссией указанная обязанность невыполнима.

В-четвертых, если ставить цель ограничить потребление табака водителями во время движения транспортных средств, то здесь следует отметить, что указанный запрет частично установлен в ст. 12 Федеральный закон № 15-ФЗ. Так указанным законом запрещается курение на рабочих местах, а также на всех видах общественного транспорта. Следовательно, водителю запрещается курение табака при выполнении обязанностей на рабочем месте, к которому может относится и служебный транспорт, а также на всех видах общественного транспорта. За нарушение указанного запрета предусмотрена административная ответственность в ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ. При этом следует отметить, что ст. 6.24 КоАП РФ предусматривается административная ответственность только за курение табака. Кроме того, в Федеральном законе № 15-ФЗ не предусматриваются запреты на курение веществ, не содержащих табак, в частности не предусматривается запрет на использование электронных курительных изделий. Следовательно, в целях ограничения курения табачных изделий водителями управляющими транспортными средствами, например, путем использования электронных курительных изделий, необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон № 15-ФЗ. Однако следует отметить, что в случае внесения соответствующих изменений в указанный выше закон, полиция уполномочена будет только на применение ст. 6.24 КоАП РФ, так как указанный запрет формально не относится к нарушениям законодательства в сфере безопасности дорожного движения. При этом установив запрет на курение лицом управляющим транспортным средством в п. 2.7 ПДД, необходимо предусмотреть административной ответственности в гл. 12 КоАП РФ.