УДК 338

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА НА ДИССЕРТАЦИЮ В.Ю. МЕЛИХОВА «ДИАЛЕКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИМИДЖА ВУЗА КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ», ПРЕДСТАВЛЕННУЮ НА СОИСКАНИЕ УЧЁНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 08.00.01 – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

№14,

Экономические науки

Юхачев Сергей Петрович (Доктор экономических наук, Доцент)


Ключевые слова: ИМИДЖ ВУЗА; СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИМИДЖ; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ВУЗА; IMAGE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION; SOCIAL AND ECONOMIC IMAGE; ECONOMIC INTERESTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION.


Аннотация: В данной статье определено, что применительно к вузу как специфической хозяйствующей системе социально-экономический имидж является отражением системного восприятия результатов его социально-экономической деятельности системой «общество–бизнес–вуз-индивид», формирующегося на основании объективных критериев и субъективных оценок, предложена методика количественно-качественной оценки социально-экономического имиджа вуза как хозяйствующей системы, обоснована дуалистическая роль перманентного процесса согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов в системе «общество–бизнес–вуз–индивид» в диалектическом развитии социально-экономического имиджа вуза. Разработана мотивационная модель повышения экономической и социальной активности вуза в системе усиления субъективной составляющей формирования его позитивного имиджа, и сформулированы рекомендации по обеспечению диалектического единства субъективной и объективной сторон формирования социально-экономического имиджа вуза.

Ознакомление с представленной на отзыв рукописью диссертации Мелихова В.Ю. и трудами соискателя позволяет следующим образом ответить на поставленные в «Положении о порядке присуждения ученых степеней» вопросы перед официальным оппонентом.

Актуальность избранной темы

Диссертационная работа Мелихова В.Ю. посвящена актуальной проблеме формирования социально-экономического имиджа вуза как хозяйствующей системы. Современные тенденции развития российской экономики определили новую роль вузов как особых субъектов хозяйственных отношений, применительно к исследованию которых целесообразно вести речь не просто об экономическом, но о социально-экономическом имидже хозяйствующего субъекта.

Мы согласны с автором диссертационного исследования в том, что необходимость формирования комплекса направлений и мер по обеспечению положительного восприятия социально-экономического имиджа российских вузов не вызывает сомнений.

Соискатель справедливо отмечает, что, несмотря на большое внимание государства к проблеме диалектических особенностей формирования социально-экономического имиджа вуза как хозяйствующей системы в экономике, остаются вопросы, требующие пристального рассмотрения.

Кроме того, не вызывает сомнения важность проблемы раскрытия сущности и содержания социально-экономического имиджа вуза (как специфического субъекта хозяйствования) и разработки механизма его формирования с позиций диалектического подхода.

Новизна исследования и полученных результатов.

В качестве научной новизны работы следует отметить, прежде всего, раскрытие субъективно-объективной природы и диалектического характера формирования социально-экономического имиджа вуза как специфической хозяйствующей системы и разработка организационно-экономического инструментария его обеспечения через призму согласования экономических интересов в системе «общество – бизнес – вуз – индивид» посредством реализации комплексной экономической политики и инструментария стимулирования экономической и социальной активности вуза.

1. Первая глава исследования обладает новизной в теоретико-методологическом аспекте. В первом параграфе первой главы автором определено, что рассматривая вуз как специфическую хозяйствующую систему, социально-экономический имидж представляется отражением системного восприятия результатов его социально-экономической деятельности системой «общество – бизнес – вуз – индивид», что опосредуется объективными критериями (социальными и экономическими) и субъективными оценками, определяющими привлекательность вуза в контексте развития хозяйственных связей в рамках рассматриваемой системы (стр.21-46). В третьем параграфе первой главы соискателем предложена методика количественно-качественной оценки социально-экономического имиджа вуза как хозяйствующей системы (стр.47-69).

2. Вторая глава исследования посвящена раскрытию содержания и проявлений диалектического характера процесса формирования социально-экономического имиджа вуза как хозяйствующей системы. Так, в качестве системных противоположностей определены экономические интересы, согласование которых выступает основой формирования и развития вуза (стр. 70-93); далее автором определено содержание процесса формирования имиджа вуза: раскрыты содержательные особенности процесса перехода накопленных отдельных материальных и нематериальных ценностей в более высокую положительную оценку имиджа вуза в результате последовательно возникающих синергетических эффектов от осуществления преобразований в рамках его хозяйственной деятельности (стр.94-114); интересным следует считать определение роли государства в процессе формирования имиджа вуза — это движущая сила, определяющая поступательное и циклическое развитие вуза, основанное на принципе преемственности (стр.115-134).

3. Третья глава исследования посвящена раскрытию содержания противоречий экономических интересов в системе «общество – бизнес – вуз – индивид», характерных для национального хозяйства современной России (стр.135-212). Интересным, на наш взгляд, следует считать формы проявления данных противоречий в каждой подсистеме.

4. Заключительная глава исследования обладает новизной в практическом плане. В параграфе 3.1. автором предложен алгоритм формирования социально-экономического имиджа вуза как хозяйствующей системы, призванный обеспечить согласование экономических интересов в системе «вуз – общество – бизнес – индивид» (стр.213-234). Далее автором разработана мотивационная модель нацеленная на повышение экономической и социальной активности вуза в системе усиления субъективной составляющей формирования его позитивного имиджа. В рамках данной модели предполагается выделение точек роста и соответствующих мотивов активизации экономической и социальной деятельности вуза, а также реализация руководством вуза комплекса стимулирующих мер, нацеленных на повышение заинтересованности членов коллектива в развитии организации и формировании ее позитивного имиджа (стр.235-258). В заключительном параграфе исследования сформулирована система рекомендаций, нацеленных на обеспечение диалектического единства субъективной и объективной сторон формирования социально-экономического имиджа вуза (стр.259-278).

Степень обоснованности и достоверности научных положений и выводов соискателя

Говоря о степени обоснованности и достоверности научных положений и выводов соискателя, заметим, что этот оценочный показатель диссертационных работ зависит от трех аспектов: структуры и логики изложения, методики проведения исследования и степени апробации.

Обоснованность научных положений и практических рекомендаций диссертационной работы Мелихова В.Ю. заключается в использовании общенаучных и специальных методов исследования, федеральных и региональных нормативных актов, изучении отечественной и зарубежной научной и научно-методической литературы, собственном опыте автора в области исследуемого вопроса. Выводы автора правомерно считать достоверными, а теоретические положения и практические рекомендации, представленные в исследовании – научно обоснованными.

Считаем, что структура диссертации Мелихова В.Ю. в целом построена удачно. Диссертация, состоящая из четырех глав, включающих двенадцать параграфов, позволила соискателю логично изложить результаты своего исследования.

Достоверность результатов теоретических исследований базируется на использовании диалектических принципов, системного анализа, положений экономической науки, методов индукции и дедукции и междисциплинарного подхода.

В диссертации приведены сведения о достоверности применения практических результатов работы.

При этом, подтверждением достоверности выводов и рекомендаций явились данные и материалы Федерального службы государственной статистики. В процессе проведения данного исследования также был привлечен и проанализирован целый ряд источников, в том числе справочники, научные статьи и монографии по интересующей тематике, информационные и методические материалы вузов Российской Федерации, Интернет-ресурсы.

Таким образом, диссертационная работа Мелихова В.Ю. содержит как теоретические положения, направленные на реализацию заявленной цели – решение научной проблемы формирования социально-экономического имиджа вуза как хозяйствующей системы с позиций диалектического подхода.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что выводы и рекомендации, приведенные в исследовании, могут быть использованы как в деятельности органов государственной власти, так и в процессе функционирования субъектов экономического взаимодействия на всех уровнях хозяйствующей системы:

● разработанная методика количественно-качественной оценки социально-экономического имиджа вуза может быть применена в качестве методической основы при оценке имиджа вуза;
● универсальный алгоритм по формированию социально-экономического имиджа вуза рекомендован к учету вузами, предприятиями и организациями в рамках осуществления комплексной интеграции;
● представления о мотивационной модели и многоуровневой интеграции как об инструментах, обеспечивающих формирование положительного социально-экономического имиджа вуза как хозяйствующей системы, должны быть использованы в качестве рекомендаций при разработке стратегии формирования имиджа государства;
● рекомендации по формированию экономического имиджа на макроуровне могут быть использованы федеральными оpганами государственной власти и управления пpи разработке комплекса экономико-организационных меp в рамках комплексной государственной политики.

Содержащиеся в работе теоретические выводы, рекомендации и предложения по их применению могут оказать методическую и практическую помощь в совершенствовании экономической политики государства в целом.

Не вызывает сомнений и степень апробации исследования. Научные положения исследования докладывались на конференциях, обсуждались на круглых столах и симпозиумах международного; всероссийского и регионального уровней в Волгограде, Костроме, Курске, Москве, Новосибирске, Пензе, Сухуме, Ижевске, Тамбове в 2004-2012 гг.

Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 66 публикациях общим объемом 101,06 п.л., в том числе в 8 монографиях (авторским объемом 75,46 п.л.) и 16 статьях (авторским объемом 7,8 п.л.) в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Теоретические и практические рекомендации, выработанные в диссертационном исследовании могут быть внедрены в деятельность органов государственной власти и управления при разработке комплекса экономико-организационных мер в рамках комплексной государственной политики.

Сформулированные в диссертации методические рекомендации по повышению положительного восприятия социально-экономического имиджа вуза на основе формирования объективных условий и субъективных предпосылок его обеспечения могут быть использованы при разработке стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Основные положения диссертационной работы, выводы, рекомендации, выносимые соискателем на защиту, в должной мере освещены в тексте автореферата.

Оценка содержания диссертации

Диссертационная работа Мелихова В.Ю. в целом может быть оценена положительно. Вместе с тем, с нашей точки зрения, она не свободна от недостатков, которые могут послужить основой для научной дискуссии во время ее защиты.

1. На стр. 18 автореферата автор определяет, что имидж вуза существует в форме двух взаимосвязанных сторон: объективной, представляющей собой сложную совокупность компонентов носителя имиджа; и субъективной, существующей в качестве образа в сознании индивидов, хозяйствующих субъектов, государства, общества. Конкретизируйте содержание объективной и субъективной составляющей имиджа вуза как хозяйствующей системы.

2. В параграфе втором главы первой устанавливается, что социально-экономический имидж вуза находится в постоянном развитии, необходимым представляется уточнить специфику внутренних и внешних факторов обуславливающих динамичность данного процесса.

3. В параграфе третьем главы первой диссертационного исследования, предлагая комплексную методику оценки социально-экономического имиджа вуза как хозяйствующей системы, соискателем указывается, что применяемые методики оценки вузов по различным параметрам носят не совершенный характер. Целесообразным представляется уточнить, какого рода недостатки имеют место в современных экономических условиях.

4. В главе четвертой диссертационного исследования, при рассмотрении процесса количественно-качественных преобразований, а также выявлении вектора согласования экономических интересов в подсистеме «вуз – общество – бизнес – индивид» сделан вывод, что одним из наиболее эффективных инструментов обеспечения положительного социально-экономического имиджа вуза выступает интеграция. Чем автор обуславливает целесообразность подобного похода.

Однако отмеченные недостатки не влияют на главные теоретические и практические результаты диссертации. Полученные автором результаты достоверны, выводы и заключения в определенной степени обоснованы.

Общее заключение по диссертации Мелихова В.Ю.

Диссертационная работа выполнена по принципиально актуальной проблеме, имеющей теоретико-методологическое и практическое значение для экономической науки в сфере экономической теории.

Диссертация является самостоятельным, законченным научным исследованием, обладает необходимым внутренним единством, содержит достаточную совокупность научных результатов, выносимых автором на защиту, свидетельствует о личном вкладе автора в развитие соответствующих разделов экономической науки.

Диссертация соответствует квалификационным требованиям, изложенным в Положении ВАК РФ, а ее автор – Мелихов Валерий Юрьевич заслуживает присуждения ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.01 – Экономическая теория.

Официальный оппонент:

доктор экономических наук, доцент,

начальник Управления

экономической политики

Администрации Тамбовской области

 

Юхачев С.П.

07.03.2013 г.