УДК 34.02

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

№14,

Юридические науки

Лавров Илья Романович


Ключевые слова: ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА; СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ТЕОРИИ И ДОГМЫ ПРАВА; ПРАВОВАЯ СТРАТЕГИЯ; LEGAL POLICY; SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT; THEORY AND DOGMA OF LAW; LEGAL STRATEGY.


Аннотация: В статье приводится анализ различных подходов к определению такого понятия, как «правовая политика». На основе приведенных дефиниций, существующих в науке со времен появления данного понятия, предложено авторское определение. В статье рассматриваются правовые основы, понятие, значение и роль правовой политики в системе права и в деятельности государства в целом.

В настоящее время, понятие «правовая политика» является достаточно широко используемым в исследовательских работах, средствах массовой информации, в нормативно — правовых актах, проводятся круглые столы, посвященные этой теме, существует даже НИИ правовой политики и проблем правоприменения Российской правовой академии при Министерстве юстиции РФ, однако федеральный законодатель не закрепил, что следует понимать под «правовой политикой» [6]. Данный термин широко используется, но точное его толкование не предложено.

Сегодня дефиниция «правовая политика» переживает важный этап своего развития — институциализацию не только в сфере принятия политических решений, социальной реальности, но и в научном сообществе, правовой реальности. Существующий курс социально — экономического развития требует адекватного, соответствующего правового обеспечения. Выстраивание и реализация правовой политики, невозможные без единого понимания дефиниции, очень актуальны, поскольку создание социального правого государства, закрепленное в Конституции Российской Федерации [1], невозможно без формирования стабильной правовой системы, базирующейся на закреплённых принципах правовой политики и социального законодательства. Правовая политика могла бы стать эффективным инструментом, который бы позволил преодолеть негативные моменты в истории Российского государства, усилить принципы взаимодействия гражданского общества и государства. Без правовой политики невозможно эффективное правовое развитие российского общества, в этом заключается практическая значимость изучения различных концепций понимания правовой политики.

Для разработки наиболее точного определения «правовой политики» необходимо понимать, что обозначает каждая часть дефиниции. И если под «правовой» принято понимать что-то, что действует в области права, то категория политики представляется одной из самых сложных в политологической науке, что связано прежде всего с многозначностью этого явления общественной жизни, как отмечает А.Ю. Мельвиль. В работе будет использоваться понимание политики как искусства управления, принятия и реализации властных решений. Правовая политика не может быть негосударственной, её может генерировать только государство, так как право создаётся только государством, в этом заключается ключевое отличие права от других социальных норм.

История политической мысли уходит корнями глубоко в древность, в Античность, однако вопрос о том, как сделать политику правовой, то есть научно обозначить правовое развитие общества, возник лишь в XIX веке. Изначально складывается такое теоретическое направление в исследовании права как «политика права», ориентированное на выявление недостатков существующего законодательства, повышения эффективности правового регулирования. Одной из первых работ в этом направлении стал труд Б.Констана «Курс конституционной политики» (1816–1820), в котором автор обосновывал необходимость деконцентрации власти, разделения властей, видя в них несомненное благо для государства, используя термин «конституционная политика».

Представитель юридического позитивизма К. Бергом сумел выявить ключевую особенность правовой политики, сравнивая её с юриспруденцией, которая является теоретическим «чистым сознанием абстрактных понятий о праве, как оно есть, а не каким оно должно быть». Возможные пути развития права, споры о том, каким оно должно быть — это предмет не юриспруденции, а политики права, использующей не догматический, а критический метод, определяющий ориентиры изменения правопорядка, а не констатирующий существующий. [7]

Правовая политика конструировалась как отличная от теории и догмы права дисциплина. И если предметом догматической науки является позитивный правопорядок, существующее право, то, по мнению Г. Радбруха, предметом правовой политики служит идеальное право, цели и средства его достижения.

Понятие политики права, сформулированное в рамках критики проекта Германского гражданского уложения, сумело обратить на себя внимание авторитетных германских юристов, теоретиков права. Политическим направлением в правоведении занимались Р. Иеринг, Г. Еллинек и другие теоретики, хотя и не использовали термин «политика права».

Термин «правовая политика» связан с иными юридическими дефинициями, а реализация правовой политики- с различными сферами жизни общества. Современные исследования американского юриста Джеймса Уилсона [13], Миро Церара [8], Манро Смита [11] посвящены взаимодействию и совместному функционированию политики и права и, отчасти, тому, что в российской юриспруденции принято называть «правовой политикой», однако авторы не используют данную дефиницию, которая достаточно лаконично соединяет эти две сферы жизни общества.

Без рецепции сильных сторон теорий правовой политики, разработанных в различные исторические периоды, невозможно, на наш взгляд, глубокое понимание дефиниции [12].

Для дореволюционных юристов, среди которых наибольший вклад в определение понятия «правовая политика» внесли С.А. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич и Л. И. Петражицкий [2], характерно доктринальное понимание дефиниции. Однако необходимо уточнить, что на этом этапе развития права понятия «правовая политика» и «политика права» трактуются как тождественные. Для этих авторов это понятие обозначает особую деятельность государства, направленную на реформирование существующей системы права, правовая политика является доктриной. Различия в понимании функций и задач правовой политики можно объяснить различием в концепциях правопонимания. Так для Г.Ф.Шершеневича правовая политика подразумевает только нормотворческую деятельность государства, С.А. Муромцев расширял ее функционал до деятельности судебных органов, а Л.И. Петражицкий рассматривает правовую политику в области ее влияния на правовую психологию.

Без закрепления принципа совершенствования законодательства правовая политика просто не может помочь достичь государству уровня правового государства, являющегося одним из основных ориентиров и приоритетов в современном мире [3]. Необходимо подчеркнуть идею Л. И. Петражицкого, который считал, что правовая политика должна выполнять 2 основные функции, которые раньше возлагались на естественное право: «приведение поведения, индивидуального и массового, в соответствии с правовыми идеалами и совершенствование психики человека» [5]. Закрепление через правовую политику правовой идеологии, то есть преставление, что понимать под правом, как к праву относиться и какой уровень правовой культуры является желательным, могло бы сделать процесс правового развития общества положительно направленным. По мнению Г.Ф.Шершеневича «политика права должна выработать общий план будущего государственного и правового порядка, и осуществление этого плана в деталях, по особым отделам права, лишь только выполнение общей идеи.

Советская юридическая наука, являясь в известной мере политизированной, привнесла в понимание правовой политики несколько важных идей [4]. Во-первых, советские юристы, прежде всего В.Н. Кудрявцев, уделяли достаточно большое внимание правосознанию, упадок которого наблюдается в современном российском обществе. Вопрос о том, как повысить уровень правосознания, уменьшить уровень правового нигилизма являются актуальными и широко обсуждаемыми. Кроме этого, именно в советское время правовая политика становится научной категорией, благодаря исследованию Н. В. Федорова, без чего сложно представить перспективы институциализации данного понятия. Идеей, на которую стоит обратить внимание, является и понимание того, что эффективность проведения политики в различных сферах жизни общества напрямую зависит от юридического закрепления. Достаточно часто в современном мире право перестает быть необходимым инструментом для закрепления стратегии государства в какой — либо сфере, однако, всё сильнее проявляется важность и необходимость юридического закрепления намерений государства во многих сферах, особенно если говорить о международных договоренностях.

Современные российские теоретики права разрабатывают разнообразные теории правовой политики [7]. Уникальную концепцию предлагает О.Ю. Рыбаков, делая акцент на правах человека и гражданина, а не на этатистском понимании правовой политики, устоявшемся на протяжении нескольких веков. Действительно, необходимо разрабатывать правовую политику не только в соответствии с правами человека, но и для защиты этих прав, это могло бы стать эффективным механизмом демократизации общества. Также это нужно делать в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации, на что указывает В. С. Нерсесянц.

Не можем однозначно согласиться с существующим, наиболее распространенным определением Н.И. Матузова и А. В. Малько: «Правовую политику можно определить, как комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права». В нем право является лишь инструментом политики, но не объектом воздействия. Отличие правовой политики от других видов политики состоит в данном случае в двойственности роли права, выступающего одновременно и объектом (целью, задачей), и средством политического воздействия.

Необходимо понимание, что в основе любой политики должна лежать стратегия, то есть хорошо проработанный план, направленный на достижения одной цели или же целей (комплексная стратегия), который должен учитывать все возможные пути развития ситуации, все положительные и негативные стороны того или иного шага. Стратегия определяет цели, задачи и конкретный план действий. Современная же политика всё чаще строится на методе проб и ошибок, не всегда учитывая пропасть, лежащую между правилами и традициями. Стратегия в области права — это выработка и претворение в жизнь правовых норм, регулирующих общественные отношения в соответствии с существующим законодательством. Правовое регулирование — достаточно сложная задача государства, так как оно направлено на волю и сознание людей.

Правовая политика должна строиться на основе правовой стратегии, являться её закреплением и воплощением [8]. Она может пониматься как «специфическая стратегия государства в области правового регулирования». Почти всеми теоретиками разделяется мысль, что правовая политика не должна быть ситуативной, а, как и любая стратегия, должна быть последовательным, генеральным планом.

Таким образом, обобщив существующие в науке концепции правовой политики, мы предлагаем определить правовую политику как последовательную деятельность государства в сфере правового регулирования, опирающуюся на правовую стратегию и правовую идеологию, направленную на совершенствование законодательства, увеличение уровня правосознания и закреплению прав и свобод человека и гражданина.

Выражаем надежду, что в результате совместных усилий многих специалистов будет создано целостное учение о правовой политике, которая пройдёт стадию институциализации и будет закреплена законодателем.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета — 25 декабря 1993 г.- №237. Ст.1,7.
  2. Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.
  3. Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 178-182.
  4. Подколзина И.М., Павлюк А.В. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193.
  5. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.-СПб., 1907.
  6. Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам / отв. ред. Ю.А. Караулова — М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 87 с.
  7. Berqbohm K. Jurisprudenz und Rechtsphilosophie. Leipziq, 1892. 116 с.
  8. Dr. Miro Cerar. The Relationship Between Law and Politics; The Relationship Between Law and Politics; Golden Gate University School of Law, 2009.
  9. Kamolov S., Konstantinova A. e-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance // Право и управление. XXI век. 2017. № 1 (42). С. 13-21.
  10. Kamolov S.G. Digital public governance: trends and risks // Journal of Constitutional History. 2017. Т. 33. № 1. С. 185-194.
  11. Keith Whittington. Law and Politics: Critical Concepts of Political Science; London: Routledge Press, 2012.
  12. Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Executive editor Pavlyuk A.V. – М.: Foundation for support of international programmes, 2017, – 1180 p.
  13. The Oxford Handbook of Law and Politics. Edited by Gregory A. Caldeira, R. Daniel Kelemen, and Keith E. Whittington; OUP Oxford, 2008, 815 с.