УДК 379.8

АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЗАГОРОДНОГО ЛАГЕРЯ

№14,

Педагогические науки

Мокрова Ангелина Александровна
Трубникова Ксения Дмитриевна


Ключевые слова: РЕБЕНОК; ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ; АДАПТАЦИЯ; РОДИТЕЛИ; CHILD; SUMMER CAMP; ADAPTATION; PARENTS.


Аннотация: Данная статья повествует о том, как помочь ребенку преодолеть адаптацию к детскому загородному лагерю. Представлена рекомендуемая информация для изложения родителями (законными представителями) детям с целью формирования у них основной «картины» жизни в лагере. Также излагается о том, каким образом вожатые и воспитатели воздействуют на адаптацию детей в лагере.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время в России существует огромное количество детских лагерей разных типов, которые пользуются большим спросом среди детей. [1] Но, приезжая в лагерь впервые, зачастую, не все дети знают какова жизнь в нем, чем им там предстоит заниматься, с кем, в каких условиях.

Независимо от типа лагеря, в каждом из них есть режим, дисциплина, распорядок, правила, которые необходимо соблюдать. Благодаря этому, в лагере ребенок подвергается как моральным, так и физическим изменениям. За этими изменениями наблюдают и влияют на них воспитатели, вожатые, врачи и иные работники лагеря.

Прежде, чем отправить своих детей в загородный лагерь, родителям (законным представителям) следует проинформировать ребенка о лагерной жизни, обеспечить ему моральную и эмоциональную подготовку к поездке. Конечно, у каждого ребенка свои темперамент, характер, привычки, увлечения, к каждому необходимо найти свой подход, поэтому нельзя предугадать, каким будут его реакция и поведение по прибытию в лагерь. Но если у ребенка будут базовые представления о предстоящем отдыхе, то легче пройдет его адаптация и интеграция, также будет спокойнее и комфортнее родителям (законным представителям), вожатым и воспитателям.

Во избежание ребенком трудностей при адаптации в лагере или для их минимизации, следует объяснить ему следующее:
— необходимо слушаться воспитателей и вожатых, так как они несут полную ответственность за детей и их жизнь;
— в лагере есть распорядок дня, правила и дисциплина, которые нужно беспрекословно соблюдать;
— в течение дня дети будут постоянно чем-то заняты, то есть с ними будут проводиться различные мероприятия, как общелагерные, так и отрядные;
— нельзя выходить за пределы территории лагеря и отлучаться из отряда без предупреждения или спроса вожатых или воспитателя;
— после обеда по распорядку дня следует тихий час, во время которого все дети отдыхают и спят;
— на протяжении смены в лагере будут проводиться такие мероприятия, участие в котором обязательно для абсолютно каждого ребенка в отряде, поэтому они должны быть готовы бегать, учить песни и танцы и т.д.;
— нужно следить за своими личными вещами, за чистотой и опрятностью одежды, соблюдать чистоту в комнате, нигде не мусорить.

Родителям (законным представителям) также стоит научить своего ребенка(детей) стирать одежду, особенно если у них нет возможности часто посещать ребенка и самим забирать стирать вещи и привозить чистые.

Если родители дают базовую подготовку ребенку, то основной адаптацией и социализацией в свою очередь занимаются непосредственно вожатые и воспитатели. Обычно это специально подготовленные и обученные люди, либо люди с педагогическим образованием. Они стараются найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Но так как дети находятся в коллективе на протяжении всей смены, то вожатыми и воспитателями внутри отряда проводятся специальные мероприятия. Они бывают разных видов и направлены на достижение различных целей.

В начале смены с ребятами проводятся игры на знакомство для первичной адаптации, знакомства друг с другом, начального раскрепощения. Также в первые 2-3 дня проводятся игры на сплочение. Это позволяет окрепнуть их дружбе, еще больше сплотиться, научиться друг друга уважать и поддерживать. На протяжении смены в конце дня для детей устраиваются свечки (огоньки), на которых они могут рассказать о прошедшем дне, поделиться своими эмоциями и впечатлениями, похвалить что-то или кого-то и наоборот, высказать свои идеи, замечания и пожелания, поделиться какими-то событиями из жизни, секретами. Что именно дети будут делать на свечке зависит от ее вида, а их несколько. Например, они могут быть направлены на разрешение конфликта в коллективе.

Таким образом, родители (законные представители) могут облегчить адаптацию и социализацию ребенка в загородном лагере путем предварительной подготовки и проинформированности, а вожатые и воспитатели организуют его полное погружение в атмосферу и коллектив.


Список литературы

  1. Россия в цифрах. 2017: Краткий статистический сборник / под ред. А.Е. Суринова. – М.:Росстат, 2017. – 511 с.