УДК 65.015.07

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ И МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ СОВРЕМЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ

№14,

Экономические науки

Аминова Розалия Мулламехаметовна
Кувшинова Екатерина Сергеевна


Ключевые слова: СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ; СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ; МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ; «МЯГКОЕ» УПРАВЛЕНИЕ; MODERN MANAGEMENT; SOCIO-CULTURAL TOOLS; THE ETHICAL TOOLKIT; «SOFT» CONTROL.


Аннотация: Под современным инструментарием современного менеджмента принято понимать набор конкретных методов и приемов, используемые при сборе, обработке и анализе информации и при выработке управленческих решений, которые основаны на данных информационных ресурсах. Инструментарий менеджмента направлен на достижение поставленных субъектом хозяйствования целей. При этом целостность инструментария заключается, прежде всего, в направленности на людей, которые осуществляют различные виды управленческой и трудовой деятельности. Социально-культурный и морально-этический инструментарий в современном менеджменте находится в диалектическом единстве с целями управления и обусловливает специфику использования методов, выбор методов и приемов для совершенствования процесса управления на различных этапах развития личности и социума в целом.

Различают экономический, организационно-административный, социально-культурный и морально-этический инструментарий управления, которые отличаются способами и результативностью влияния на работников хозяйствующих субъектов [7, с. 24].

Важнейшим для влияния на управленческий аспект субъекта хозяйствования является социально-культурный и морально-этический инструментарий, формирующий социально-психологическое основание современного менеджмента.

Социально-культурный инструментарий связан с социальными отношениями в коллективе, с моральным, культурным и психологическим влиянием на персонал субъекта хозяйствования. При помощи данного инструментария ценностные ориентации работников регулируются через мотивацию, нормы и культуру поведения, социально-психологический климат, моральное стимулирование, а также определяется социально-культурная политика субъекта хозяйствования. Социально-культурный инструментарий включает методы управления, которые основаны на применении моральных стимулов к трудовому процессу и влиянии на личность при помощи социально-культурных приемов для превращения административного задания в осознанный долг, а также внутреннюю потребность личности.

Социально-культурный инструментарий осуществляется посредством руководящего влияния на социально-культурные принципы деятельности персонала, которые основаны на исследование социального состава и культурных условий трудовых коллективов, индивидуальных особенностей и интересов персонала субъекта хозяйствования [3, с. 76].

Социально-культурный инструментарий включает управленческие отношения субъекта и объекта без материального основания. Достоинством данного инструментария в сфере современного менеджмента является включение механизмов трудовой мотивации, которые не связаны с удовлетворением материальных потребностей, то есть почти не требуются материальные затраты. При этом недостаток заключается в невозможности прогнозировать результаты использования в менеджменте данного инструментария.

Социально-культурный инструментарий включает методы и приемы по формированию коллектива при учете типологии личности и характера персонала, личного примера руководителя субъекта хозяйствования своим подчиненным, ориентирующего условия, а именно целей, которые стоят перед субъектом хозяйствования, и его миссия, участия персонала в управлении – участие в капитале, в прибылях и убытках или участие представителей трудового коллектива в управлении на разных уровнях, удовлетворения культурных и духовных потребностей персонала субъекта хозяйствования как предоставления возможности социального коммуникационного процесса.

Сегодня корпоративная культура рассматривается как актив, которым можно и необходимо управлять и создавать за счёт эффективного управления им конкурентное преимущество: «Сильная культура, соответствующая стратегии – ценный актив…»; «… в быстроменяющейся внешней среде ценным конкурентным активом – а иногда и прямой необходимостью – становится адаптивная культура» [10, с. 411].

В любой организации независимо от её структуры, применяемой модели и стратегии управления существует сопротивление системам управления и контроля. Психологический и эмоциональный отклик людей к контролю (соответственно, менеджменту) – это прежде всего сопротивление ограничению их свободы. Система контроля в большинстве случаев воспринимается персоналом как препятствие на пути достижения их целей. Успех решения данной проблемы зависит от того, на сколько грамотно учитываются в практике менеджмента поведенческие факторы персонала [4].

Многие руководители, делающие ставку на персонал, особенно в организациях, не занимающихся материальным производством, а оказывающем социальные услуги, стараются проводить корпоративные мероприятия, организовывать досуг своих сотрудников и членов их семей или отмечать знаменательные события в жизни субъекта хозяйствования (а также награждать подобным образом особо отличившихся ее сотрудников) совместными походами в ресторан, клуб, кинотеатр и т.п. Такие мероприятия считаются гораздо более значимыми в плане повышения мотивации труда, чем элементы материального стимулирования, применяемые к отдельным работникам субъекта хозяйствования. Следует отметить, что уровень оплаты труда в таких субъектах хозяйствования достаточно высокий. В государственных субъектах хозяйствования подобные функции выполняют профсоюзы, старающиеся организовать коллективные мероприятия (поездки, экскурсии) и удовлетворить культурные потребности работников.

М. Кассон утверждает, что «… эффективная культура имеет сильное моральное содержание. Мораль может преодолеть проблемы, которые формальные процедуры – основанные на контроле за исполнение условий контрактов – преодолеть не могут» [2, с. 246].

Одной из причин низкой эффективности российского менеджмента и, как следствие, экономики в целом, можно считать игнорирование морально-этическими инструментами управления. «Принципы организации, этика, традиции российского бизнеса начала прошлого века практически потеряны. Жесткие этические нормы старообрядчества, российского аналога западноевропейского протестантизма, духовное состояние всего общества не могут оказать серьёзного влияния на формирующихся российских предпринимателей [8, с. 122].

Морально-этический инструментарий базируются на обращении к достоинству, чести и совести людей, при этом задачей его применения является формирование позитивной морально-психологической обстановки, которая благоприятна для решения поставленных заданий, и усвоение работниками общепринятых морально-этических норм.

Улучшение функционирования деятельности субъекта хозяйствования возможно только при условии ввода в практику деятельности норм и принципов управленческой этики, в связи с чем, утверждение основ профессиональной этики работников хозяйствующего субъекта считается требованием времени и обусловлено потребностями демократизации современного менеджмента [11, с. 115].

Этика в современном менеджменте является всеобъемлющим понятием, которое в равной степени считается моральным критерием, как профессионализма управленческих кадров, так и их деятельности в отношении осуществления принципов гуманности, законности и справедливости аспектов, качающих обеспечения прав и законных интересов каждого человека и общества в целом. То есть моральные и этические принципы и нормы поведения составляют реальное препятствие различным злоупотреблениям в области управления, а также обязаны четко фиксироваться и осуществляться в полной мере. Предоставление моральным и этическим нормам правового статуса считается безусловным условием укрепления моральных и нравственных постулатов и основ, воспитания патриотизма, неуклонного осуществления законов и этических нормативов профессионального поведения персонала субъектов хозяйствования [1, с. 43]. В этом плане является примечательным, что начиная с 1990-х годов наблюдается резкое повышение активности по созданию нормативно – правовой базы, в совокупности составляющих так называемую «передовую практику корпоративного управления». Международными и национальными организациями и объединениями были приняты более 100 документов, в основном Кодексов корпоративного управления [9, с. 84-85]. Во многих крупных организациях формируются и действуют Кодексы корпоративной этики или Кодексы корпоративного поведения.

Общая тенденция эволюции теории и практики менеджмента, изменения, происходящие в экономике и обществе показывают, что управление становится более демократичным и гуманным, управленческие воздействия и объем контрольных процедур уменьшаются, их содержание становится более мягким. Данные изменения позволяют использовать в управленческой деятельности социально-культурный и морально-этический инструментарий, что способствует повышению эффективности менеджмента и созданию благоприятного морально-психологического климата [5], [6].

Таким образом, использование социально-культурного и морально-этического инструментария дает возможность добиться осуществления управленческих целей, произвести анализ особенностей современного менеджмента. Необходимость применения социально-культурного и морально-этического инструментария для развития особенностей современного менеджмента определена потребностями времени, запросов, желаний каждого человека и социума в целом.


Список литературы

  1. Зайцева О.А. Основы менеджмента. М.: Центр, 2016. 345 с.
  2. Каммингс С. Реконструкция стратегии. Харьков: Гуманитарный центр. 2010. 560 с.
  3. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности Менеджмент. М.: Издательство НОРМА, 2014. 528 с.
  4. Муллахметов X. Организация персонала в системе контроля // Управление персоналом. 2008. № 19. С. 44-53.
  5. Муллахметов Х.Ш. Влияние развития менеджмента, культуры и философии организации на эволюции контроля // Экономическая наука в различных культурных контекстах. Научное издание. Прага: Карлов университет в Праге, факультет общественных наук, 2013. С. 37-67.
  6. Муллахметов Х.Ш. Влияние эволюции менеджмента на организацию контроля//European applied sciences: modern approaches in scientific researches. Papers of the 4th International Scientific Conference. Edited by Ludwig Siebenberg, technical editor: Peter Meyer. 2013. С. 176-182.
  7. Муллахметов Х.Ш. Контроль-менеджмент. М.: Экономика, 2013. 302 с.
  8. Муллахметов X. Корпоративное управление в России // Общество и экономика. 2009. № 4-5. С. 118-123.
  9. Муллахметов Х.Ш. Корпоративный контроль. Казань: Изд-во Казанск. Гос. ун-та, 2008. 199 с.
  10. Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд III, А.,Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. М.: Издательский дом “Вильямс”. 2002. 928 с.
  11. Цлаф В.М. Теория и методология менеджмента: заметки о нашем видении. М.: Наука, 2016. 227 с.м