УДК 37.09

К ВОПРОСУ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВО

№14,

Педагогические науки

Мокрова Ангелина Александровна
Трубникова Ксения Дмитриевна


Ключевые слова: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА; ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; INDEPENDENT WORK; THE HIGHER EDUCATION; COMPUTER TECHNOLOGIES.


Аннотация: Данная статья посвящена изучению самостоятельной работы обучающихся. Представлено понятие самостоятельной работы, где она может осуществляться. Рассмотрена роль компьютерных технологий по данной теме, роль педагогов и самих студентов. Выделены те навыки, которые обучающиеся приобретают благодаря самостоятельной работе.

Современное образование в России все больше и больше направлено на самостоятельное обучение студентов высших учебных заведений. Поэтому необходимо выяснить, как оно обеспечивается и каковы его результаты.

Самостоятельная учебная работа – это один из видов учебной деятельности, при котором обучающийся самостоятельно выполняет необходимые процессы от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. [1]

Самостоятельная работа может осуществляться путем электронного или дистанционного обучения, непосредственно на занятии. В настоящее время наиболее часто она реализуется при помощи компьютерных технологий, которые открывают огромные возможности для поиска методических пособий, научных статей, монографий, учебников, то есть необходимой для обучения информации. Также можно дистанционно контактировать с преподавателями и другими обучающимися по поводу каких-либо проблем. К тому же, можно даже давать задания и проверять усвоение знаний на занятиях или самостоятельно при помощи тестов, например. Для этого создаются специальные электронные среды, в нашем случае – moodle.

Moodle – закрытая система электронного обучения. При помощи нее преподаватель создает курс по своему предмету, в который выкладывает лекции, практические задания и тесты для самостоятельного изучения и проверки знаний обучающимися. Также можно прикреплять различные анкеты, список литературы, источников, вопросы на экзамен или зачет, темы для исследований, видео- и аудиоматериал, участвовать в чате по возникающим вопросам, постоянно поддерживать взаимосвязь.

К самостоятельной работе относятся и презентации, рефераты, доклады, курсовые и дипломные работы. При их создании обучающийся самостоятельно выбирает тему, ищет, изучает, анализирует, систематизирует материал, ставит перед собой цели и задачи. И в этом деле не обойтись без компьютерных технологий. Конечно, можно пойти в библиотеку и найти информацию там, но благодаря Интернету можно сделать то же самое, не выходя из дома, быстро и в большем количестве.

Большую роль в самостоятельной работе обучающегося играет преподаватель. Для ее обеспечения ему необходимо сделать следующее:
— разработать рабочую программу своей дисциплины, в которой будет прописано количество часов, отведенное на самостоятельную работу;
— прописать рекомендации по работе с материалом, литературой, источниками, Интернетом, системой электронного обучения;
— предоставить необходимые электронные или печатные ресурсы, из которых обучающиеся могут взять необходимую им информацию;
— организовать процесс самостоятельной работы так, чтобы он соответствовал рабочей программе и возможностям обучающихся;
— удостовериться в том, что обучающиеся обеспечены необходимыми средствами;
— обеспечить необходимым оборудованием, средствами, если это нужно;
— установить сроки выполнения работы и усвоения нового материала;
— разработать критерии и систему оценивания проделанной самостоятельной работы обучающимися, то есть изучения и усвоения знаний и навыков;
— обозначить время и место консультаций (можно как в университете, так и при помощи Интернета, в электронной среде);
— спланировать индивидуальную работу с обучающимися по оказанию им помощи для достижения наибольшей эффективности и результативности. [3]

Исходя из вышеизложенного, обучающийся в свою очередь должен ознакомиться с рабочей программой изучаемого предмета, разработать свой план самостоятельной работы, прочитать рекомендации преподавателя, изучить список ресурсов и сами ресурсы, научиться работать в электронной системе, подготовить рабочее место и средства обучения. Основное, чем должен заняться обучающийся, это изучение материала, его усвоение и закрепление, самоконтроль. [3]

Важным в этом деле со стороны преподавателя и обучающегося является организация, планирование и контроль самостоятельного обучения. Здесь необходимы рациональность, эффективность и результативность.

Выделяются несколько видов контроля: корректирующий, констатирующий, итоговый и самоконтроль. Корректирующий проводится преподавателем во время индивидуальной работы с обучающимися в виде беседы или теста. Контроль констатирующий осуществляется по заранее разработанному плану или выполненному заданию, который показывает результат изучения и освоения отдельных тем или разделов по их завершению. Самоконтроль производится соответственно самим обучающимся посредством заданий и тестов по изученной теме. И итоговый контроль показывает результат по всей дисциплине, по всему изученному материалу. [2]

Благодаря самостоятельной работе, у обучающихся формируются следующие навыки и способности:
— планирование и организация самостоятельной работы;
— постановка целей и определение задач изучения материала и выполнения заданий;
— работа с закрытой системой электронного обучения;
— самостоятельный поиск, изучение, анализ и систематизация материала, информации, литературы;
— переработка и изложение полученных знаний;
— самостоятельный контроль обучения, дисциплинированность;
— повышение уровня знаний;
— готовность к самообучению и саморазвитию.

Таким образом, самостоятельная работа играет важную роль в формировании умственных и иных способностей обучающегося. Она может осуществляться различными способами, при помощи разнообразных методов и средств. Данный тип организации работы обучающихся необходим для современного образования.


Список литературы

  1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Ека-теринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. — 2006.
  2. Современные образовательные технологии: учебное пособие // под ред. Н.В. Бордовской. — М. : КНОРУС, 2010. — 432 с.
  3. Фомин Н. В. Организационное и методическое обеспечение самосто-ятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре // Вестник Брян-ского государственного университета. — 2012.